Синергетика: становление нелинейного мышления
Добронравова И.С.
ВВЕДЕНИЕ
Человеческая деятельность стала оказывать необратимое воздействие на природу значительно раньше, чем человек начал об этом догадываться. Сейчас, когда глобальны сами масштабы этой деятельности, необходимость приведения процесса освоения природы в гармоничное соответствие с законами ее функционирования становится условием существования человечества.
К счастью, развитие современной науки создав адекватные средства решения глобальных проблем, в том числе задач возведения предметного мира, создаваемого человеком, на уровень саморегуляции, характерный для живых систем. Только в 80-е годы наука приблизилась к открытию законов, действие которых обеспечивает целостность развивающихся природных систем. Об этом свидетельствует создание синергетических теорий самоорганизации сложных систем, а также единых теорий фундаментальных физических взаимодействий Синергетика появляется как научное направление, изучающее единую сущность самых разных явлений, рассматриваемых как процесс перехода от неупорядоченности к порядку. Это излучение лазера и морфогенез гидры, автоволновые процессы в химических реакциях и биение человеческого сердца, распространение информации в научном сообществе и поведение плазмы в определенных температурных режимах. Даже в космологических моделях, основанных на единых теориях фундаментальных физических взаимодействий, осуществляется синергетический подход к описанию начальных этапов становления нашей Вселенной. Здесь повсюду имеет место согласованное кооперативное движение элементов среды (атомов, молекул, живых клеток и пр.), т. е. возникают устойчивые структуры. Последние являются открытыми и достаточно активно обмениваются энергией и веществом со сре-
дой. При этом в них понижается энтропия за счет повышения энтропии в среде. Синергетика, математически описывая необратимые качественные изменения, обеспечивающие переход от простого к сложному, оказывается теоретическим описанием развивающихся систем Изучение их имеет огромное значение, потому что большинство интересующих нас систем — и мы сами, и города, в которых мы живем, и, наконец, наша планета — относится именно к такому типу
Возможности практического применения достижений синергетики огромны и еще не до конца исследованы Например, в ведении синергетики находится вся область когерентных процессов, использование которых позволило создать голографию, лазерную технику, безлинзовую и волоконную оптику Синергетический подход к человеческому организму как развивающейся целостной системе уже сейчас теоретически обеспечивает первые шаги биорезонансной диагностики и терапии.
Однако новый подход требует пересмотра привычных для классической и даже современной науки методологических установок, сложившихся при изучении равновесных изолированных систем. Так, автоволны как бы «забывают» начальные условия своего возникновения. В этом их отличие от механических систем, жестко зависящих от начальных условий движения. В то же время само возникновение этих устойчивых структур основано на неравновесности и является закреплением случайного отклонения от равновесия, что поддерживается какими-либо факторами: внутренними (химическая реакция, диффузия) или внешними (поток энергии). Регресс нереализовавшихся возможностей при выборе системой одного из путей в точке их разветвления демонстрирует как наличие необратимости качественных изменений, так и связанную с ними диалектику прогресса и регресса, возможного и действительного в развитии системы.
Переход точного естествознания к исследованию открытых развивающихся систем, складывающихся как органическое целое, выдвигает потребность диалектического понимания категорий возможного и действительного, необходимого и случайного, части и целого. Ведь становление самоорганизующейся целостности задает способ поведения ее частей Так, при образовании цунами рельеф морского дна на протяжении многих километров определяет сохраняющуюся форму волны, т. е. движение всех капель воды, входящих в эту гигантскую волну — солитон, движущуюся как одно целое Для физики и химии превалирование целого по отношению к частям ново и требует существенного дополнения типичных норм объяснения,
ориентированных на выведение всех свойств целого из свойств его частей и их взаимодействия.
Диалектическое соотношение категорий целого и части является существенным моментом и в единых теориях фундаментальных физических взаимодействий. Здесь типы симметрии, характерные для становящейся Вселенной как целого, и способ их нарушения определяют фундаментальные законы существования всех видов элементарных частиц.
Исследование самоорганизующихся целостных систем ведет к пересмотра норм объяснения в конкретных науках, к качественным изменениям в научной картине мира. Подобные сдвиги в научном познании рассматриваются в методологии науки как революционные Научные революции с необходимостью требуют философского осмысления как новых познавательных результатов, так и меняющихся методологических установок деятельности ученых
Следует подчеркнуть, что происходящие в научном познании революционные изменения затрагивают и интересы общественного развития, причем не только в силу стимулирующего влияния научного знания на технический прогресс. Не меньшее значение, на наш взгляд, имеют трансформация стиля научного мышления и связанный с ней пересмотр ряда стандартов научного объяснения, окруженных ранее ореолом эталонов точности. Респектабельность таких стандартов, представленных в обыденном сознании как научные, может продолжать влиять на деятельность людей с силой предрассудка даже тогда, когда наука уже обнаружила их ограниченность. Так, авторитет классической механики как образца научности продолжает сохраняться на уровне методологического сознания, хотя в физических теориях пределы применимости механики давно обнаружены. Тем не менее представления о незыблемости научных законов, о неограниченности их линейной экстраполяции в пространстве и во времени сохраняют статус признаков научности. Между тем их неявным основанием является концепция лапласовского детерминизма, применимая благодаря линейности математических уравнений, что связано с идеализирующими допущениями о неизменности исследуемых объектов и условий их существования. Связь между такими идеализирующими допущениями и методологическими принципами становится очевидна лишь в свете дальнейшего развития науки, но ее осознание требует дополнительных методологических усилий.
Идеал лапласовского детерминизма вдохновлял творцов теорий скрытых параметров десятилетия после создания квантовой механики и разработки концепции вероятностной причинности вплоть до осуществленного в самое последнее время экспериментального доказательства полноты квантовой механики. Однако представление об обратимости во времени законов физики, органично связанное с пониманием причинной связи как однозначной, продолжает оставаться символом фундаментальности в методологическом сознании подавляющего большинства физиков и сейчас. То обстоятельство, что необратимость, выражаемая законами статистической физики, при таком подходе теряет объективные основания, т. е. случайность должна трактоваться субъективистски — как результат недостаточного знания, осознается далеко не всегда.
А пока физики решают вопрос о том, что более фундаментально: микроскопический подход, связанный с обратимыми динамическими законами, или макроскопический, связанный с необратимостью, выражаемой статистическими законами, люди действия продолжают ассоциировать научность с устаревшими методологическими стандартами. Понятно, что применение стандартов, выработанных для освоения стабильных систем, находящихся в равновесных условиях и подчиняющихся линейным законам, к саморазвивающимся системам, находящимся в очень неравновесных условиях и управляемым нелинейными закономерностями, не может привести к успеху. На счету линейного, метафизического мышления — аварии на крупных химических производствах, экологические катастрофы, просчеты в экономике и социальной политике.
Мы далеки от мысли связывать все трудности нашей истории и современности лишь с издержками в методологическом понимании сущности научных законов. Однако сбрасывать со счетов по сути своей позитивистское представление о законах науки, на которое опирался политический централизм в своих технократических тенденциях, нельзя.
Методологическое осмысление развивающегося естествознания необходимо и имеет важное значение для развития общества. Прежде всего знание природных объектов необходимо как для их успешного преобразования, так и для осознания разумных границ этих преобразований (т. е. для обеспечения как технической стороны деятельности, так и объективных оснований ценностных суждений). Кроме того, законы природы как «неорганического тела человека» (К. Маркс) продолжают действовать и в сознательно созданном им предметном мире, и в
стихийно складывающихся социально-природных комплексах. Да и сам человек как представитель живого на Земле не может игнорировать закономерности своего природного существования.
Как уже было сказано выше, большинство интересующих нас объектов — экологические природные и социально-природные комплексы, живые организмы, города, предприятия, экономические структуры — являются открытыми системами, неравновесными, управляемыми нелинейными законами. Они обнаруживают невозможную в области действия линейных законов способность к самоорганизации, резонансным образом реагируют на внешние воздействия, их поведение неоднозначно определяется предшествующей историей их эволюции. Необходимость учета всех этих свойств в деятельности человека очевидна. Но такой учет возможен только на основе перестройки мышления. Новое мышление в его, так сказать, техническом применении должно быть нелинейным.
Всеобщими формами мышления, как известно, являются категории. И обобщение конкретных приемов нелинейного мышления требует их философского осмысления. Ну а поскольку речь идет о становлении и развитии, логично предположить, что естественнонаучное мышление входит, наконец, в ту сферу своей деятельности, где окажется совершенно адекватным применение диалектики.
Таким образом, если нам удастся показать, что в своих философских основаниях нелинейное мышление диалектично, то, кроме вполне конкретных методологических последствий (о которых будет сказано в заключительной главе), окажется возможным еще один принципиальный вывод. Речь идет о том, что новое политическое мышление (декларируемое как диалектическое) в качестве подспорья обретет как конкретную диалектику стиль мышления, вырабатываемый в процессе естественнонаучного освоения процессов самоорганизации,— нелинейное мышление. А если учесть, что и общественная жизнь в определенных своих аспектах поддается синергетическому описанию (так, описано формирование общественного мнения, распространение научной информации, смоделированы некоторые экономические процессы), то практическое значение знания общих законов самоорганизации следует оценить еще выше.
Интересно заметить, что мысль о необходимости демократизации хозяйственной и политической жизни полностью соответствует концепции самоорганизации, рас-
крывающей объективные возможности и условия самопроизвольного формирования и самовоспроизведения устойчивых сложных структур.
Как видим, и сами теории самоорганизации, и их философское осмысление выходят далеко за рамки академического интереса.
Итак, научный и социальный пафос данного исследования обозначен. Конкретные же задачи, которые ставит перед собой автор, таковы:
1) рассмотреть ход революционных изменений в современном точном естествознании как становление новых исследовательских программ;
2) показать, что это программы теоретического освоения процессов становления (самоорганизации) сложных материальных систем, в чем и кроется их принципиальная новизна;
3) исследовать соответствующее расширение философских оснований естественнонаучного знания, в частности категориальных форм его осмысления;
4) выявить методологические следствия происходящей революции в естествознании:
— изменение методологических принципов физики;
— изменение отношений между науками в связи со становлением физики живого;
— перспективы создания единой естественнонаучной картины мира.
Основное средство методологического анализа и философского осмысления — интертеоретический анализ развивающегося знания, т. е. комплексное рассмотрение системы теорий в связи с научной картиной мира и системой методологических принципов в соответствующем философском и социокультурном контексте.
ГЛАВА ПЕРВАЯ