Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой

1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой, представленной на рис. 5.

Обозначения на рис. 5: SA - выключатель, PA- амперметр, PV- вольтметр, PI- счетчик активной электрической энергии, HL1, HL2- лампы накаливания (активная нагрузка), EL1, EL2- люминесцентные лампы (реактивная нагрузка).

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru

Рис. 5

После проверки электрической цепи преподавателем

И разрешения с его стороны

2. Подать питание выключателем SA и при различных вариантах нагрузок определить силу тока I и напряжение U, а также время t того количества N оборотов диска счетчика, которое укажет преподаватель. Измеренные данные занести в таблицу.

Таблица

  №   Вид нагрузки Показания приборов Расчетные величины
I, A U, B t, c N Сн, Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru   cos j
HL1            
HL2        
HL1, HL2        
EL1        
EL2        
EL1, EL2        

3. Определить номинальную постоянную Сн счётчика, используя данные, указанные на его лицевой панели.

4. Рассчитать cos j для всех видов нагрузок по формуле (4).

5. По результатам измерений сделать выводы о полученных значениях коэффициента мощности для активных нагрузок (лампы HL1, HL2), а также для активно-реактивных (лампы EL1, EL2), включенных по отдельности и вместе.

Контрольные вопросы

1. Какие виды электрических нагрузок Вы знаете? Дайте определение каждого вида нагрузки.

2. Охарактеризуйте электрические нагрузки следующих типов: а) активные; б) чисто индуктивные; в) емкостные, нарисуйте векторные диаграммы для них.

3. Чему равно активное, индуктивное, емкостное сопротивления? От чего они зависят и что определяют?

4. Треугольник сопротивлений и мощностей для цепи с последовательно соединенными R, L, C.

5. Что такое коэффициент мощности? Какие причины изменяют его величину?

6. Каковы значения коэффициента мощности для активной нагрузки, реальной и идеальной катушки индуктивности, конденсатора?

7. Почему стремятся увеличить коэффициент мощности потребителей?

8. Почему увеличение коэффициента мощности обеспечивает экономию топливно-энергетических ресурсов, приводит к положительному экологическому эффекту?

9. Почему для ламп накаливания cos j = 1?

10. Почему для люминесцентных ламп cos j < 1?

11. Почему в лабораторной работе для системы двух люминесцентных ламп

cos j <1, а для каждой из люминесцентных лампcos j <<1?

Рекомендуемая литература

1. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высшая школа, 1994. § 149, 150, 151, 152.

2. Савельев И.В. Курс общей физики. М: Наука, 1978. Т. 2. § 92.

3. Грабовский Р.И. Курс физики. С-Пб.: Лань, 2002. Часть П, § 37, 38.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3-08

Градуировка термоэлемента и определение

его удельной термоэлектродвижущей силы

Цель работы: изучить устройство термоэлемента, определить полную и удель-

ную термоэлектродвижущую силу батареи термоэлементов, на-

учиться градуировать термоэлемент.

Приборы и принадлежности: батарея термоэлементов, гальвано­метр, два термо-

метра, два термостата, электрический нагреватель.

Теория работы

Металлы имеют кристаллическую структуру: положительно заряженные ионы расположены в узлах кристаллической решетки, а электроны проводимости (обобществленные валентные электроны атомов) могут свободно перемещаться между ними. В разных металлах концентрации свободных электронов различны; отличаются и силы притяжения электронов к положительным ионам, что определяет работу выхода электронов из металла. Под работой выхода понимается работа, которую необходимо затратить для удаления электрона из металла в вакуум.

Если два различных металла привести в тесное соприкосновение путем сварки или спайки (образовать спай), то начнется взаимный переход (диффузия) свободных электронов: электроны начнут переходить из металла с меньшей работой выхода в металл с большей работой выхода более интенсивно, чем наоборот. В связи с этим в металле с большей работой выхода образуется избыток электронов и он зарядится отрицательно; в металле с меньшей работой выхода образуется недостаток электронов и он зарядится положительно. В результате в спае между двумя различными металлами из-за разности работ выхода образуется электрическое поле и возникает контактная разность потенциалов, называемая внешней.

Кроме этого, идет взаимная диффузия свободных электронов за счет их разной концентрации: преимущественно из металла с большей концентрацией свободных электронов в металл с их меньшей концентрацией, что приводит к установлению внутренней контактной разности потенциалов.

Полная контактная разность потенциалов в спае двух разнородных металлов складывается из внешней и внутренней контактной разности потенциалов. Если замкнуть противоположные концы образующих спай проводников (образовать кольцо), то в месте контакта возникает такая же по величине, но противоположная по знаку полная контактная разность потенциалов, и тока в такой замкнутой цепи не будет.

Если же оба спая кольца из двух разнородных металлов поддерживать при разной температуре, в замкнутой цепи кольца появляется термоэлектрический ток. Причина появления термоэлектрического тока следующая: т.к. диффузия свободных электронов происходит в процессе теплового движения, то в горячем спае диффузия будет интенсивней и контактная разность потенциалов там станет более высокой, чем в холодном спае, появится результирующая разность потенциалов, равная разности контактных разностей потенциалов в нагретом и холодном спаях и называемая термоэлектродвижущей силой (ТЭДС). Явление возникновения ТЭДС в электрическом контуре из двух проводников из разных металлов, контакты между которыми поддерживаются при разных температурах, называется эффектом Зеебека. ТЭДС зависит от материала проводников и разности температур между ними.

Обратное явление – эффект Пельтье – заключается в выделении или поглощении тепла на спае двух разнородных проводников при протекании через него электрического тока. В замкнутой цепи из двух разнородных проводников имеются два спая, один из которых всегда охлаждается, а другой – нагревается.

Устройство, состоящее из двух последовательно соединенных между собой разнородных металлов (или полупроводников), называется термоэлементом. Несколько термоэлементов, включенных последовательно (или параллельно), образуют термоэлектрическую батарею.

Термоэлементы используется для преобразования тепловой энергии в электрическую (или наоборот). Если в термоэлементах используется эффект Зеебека, их применяют для измерения температуры и др. величин, связанных с температурой, а также в качестве источников электрической энергии. Термоэлементы, используемые в измерительной технике, называют термопарами. Термопары позволяют определять температуру объектов дистанционно, а также фиксировать ее в автоматическом режиме. На эффекте Пельтье в термоэлементах основана работа микрохолодильников, кондиционеров и термостатов, которые широко используются для охлаждения и стабилизации температуры в миниатюрных устройствах твердотельной микроэлектроники.

Найдем величину ТЭДС для термопары. В замкнутой цепи из двух разнородных металлов (1 и 2), контакты которых находятся при постоянных неодинаковых темпера­турах T1 и T2, величина ТЭДС, согласно классической электронной теории, будет равна:

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru , (1)

где е - заряд электрона; n01 и n02 - концентрация свободных элек­тронов в металлах 1 и 2 соответственно; k - постоянная Больцмана; T1 и T2 - абсолютная температура контакта 1 и 2 соответственно.

Величина Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru называется удельной термоэлектродвижущей силой, т.е. ТЭДС, возникающей в цепи при разности температур между спаями в один градус.

Если замкнуть термопару на внешнее сопротивление R, то возникающая ТЭДС e может быть представлена в виде:

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru , (2)

где r - внутреннее сопротивление тер­моэлемента; I – сила тока в нем. Если r достаточно мало по сравнению с R, так что измене­ние r при нагревании почти не сказывается на общем сопротив­лении, то можно считать силу тока I пропорциональной ТЭДС, по­следняя же возрастает пропорционально разности температур кон­тактов:

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru , (3)

где c - удельная ТЭДС термоэлемента.

Если полученный таким образом термоток измерить чувстви­тельным гальванометром, то отклонение a стрелки гальванометра, пропорциональное силе тока I, будет в случае соблюдения равенств (2) и (3) пропорционально разности темпера­тур. На этом явлении и основан метод градуировки термоэлемента.

Градуировка термопары производится путем помещения од­ного из его контактов в среду с неизменной температурой (на­пример, в воду с температурой t0°C), второго - в среду с переменной температурой ti°C и определения соответствующих от­клонений ai стрелки гальванометра. Результаты этих изме­рений представляются в виде графика ai (ti): Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru , откуда получаем Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru . Постоянство величины g, определяющей наклон кривой графика ai (ti), является критерием применимости формулы (3).

Определение удельной термоэлектродвижущей силы термоэлемен­та производится следующим образом: измеряют отклонение указате­ля гальванометра a0, соответствующее определен­ной разности температур ti – t0. Затем производят из­мерение при той же разности температур ti – t0, но при включенном последовательно с гальванометром добавочным сопро­тивлением R1. Обозначая неизвестное сопротивление цепи, состоящей из термоэлемента, гальванометра и соединитель­ных проводов, через R0, будем иметь для первого случая

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru , (4)

а для второго

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru , (5)

где a0 - отклонение стрелки гальванометра без сопротивления R1 в цепи; a1 - отклонение стрелки гальванометра при наличии сопротивления R1; S - чувствительность гальванометра, т.е. сила тока, вы­зывающая отклонение стрелки гальванометра на одно деление. Приравнивая (4) и (5), получим выражение Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru подставив его в (4), получим

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru . (6)

Учитывая, что Тi – Т0 = DТi= (ti + 273) – (t0+ 273) = ti – t0 = Dti из выражения (3) для удельной термоЭДС получим

Порядок выполнения работы. 1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой - student2.ru (7)

Наши рекомендации