Профессиональных компетенций студентов»
Экранные формы компьютерной программы | Деятельность преподавателя /студентов |
1 | 2 |
I этап: Объяснение цели и порядка работы с компьютерной программой | |
Для запуска компьютерной программы производят левой клавишей мыши выбор соответствующей иконки с логотипом программы на рабочем столе персонального компьютера. | Преподаватель объявляет о цели и задачах использования диагностической программы, объясняет последовательность выполнения операций на персональном компьютере. |
Студенты слушают, задают вопросы. | |
II этап: Регистрация в программе, выбор тестовой базы данных | |
Рисунок 1. Выбор диагностической базы данных для тестирования | Преподаватель объясняет, какую базу данных следует выбрать из списка. Поясняет, в каком формате следует вносить данные о себе, как участнике тестирования. |
Студенты вносят свою фамилию и имя в поле для ввода данных, выбирают диагностическую базу данных из списка. | |
III этап: Ответы на вопросы тестовых заданий. | |
Рисунок 2. Диалоговое окно с диагностическими вопросами | Преподаватель дает пояснения студентам о порядке проведения тестирования. Тестирование предполагает выбор правильного ответа из предложенных вариантов, переход к следующему вопросу, либо отмену сделанного выбора. |
Студенты в процессе выполнения тестовых заданий согласно выделенному регламенту читают вопросы, выбирают ответы из предложенных вариантов. |
1 | 2 |
IV этап: Получение результата | |
Рисунок 3. Экранная форма с результатами компьютерной диагностики | Преподаватель интересуется результатами проведенного тестирования и фиксирует достижения студентов в электронной форме. |
Студенты узнают количество правильных и неправильных собственных ответов по итогам проведения тестирования. | |
V этап: Подведение итогов | |
Экранные формы отсутствуют. | Преподаватель обобщает результаты диагностики. |
Студенты слушают преподавателя. |
В процессе тестирования программа позволяет студенту ответить на вопрос при помощи выбора правильного ответа из предложенных вариантов. Пока не будет осуществлен переход к следующему вопросу, программа находится в режиме ожидания, и позволяет изменить вариант выбранного ответа.
Форма отображения результата тестирования в компьютерной программе осуществляется в результате отображения экранной формы (Рисунок 3), в которой приводится фамилия и имя тестируемого, информация об общем количестве вопросов в отработанном тесте, а так же количество правильных и не правильных ответов. Кроме того, экранная форма показывает время, затраченное на прохождение тестирования.
Преимущества использования. Применение компьютерной программы «Диагностика профессиональных компетенций студентов» имеет следующие административно-организационные преимущества: использование разнообразного тестового материала, отражающего запросы и реалии учебного процесса обучения физике, оптимизация планирования времени, необходимого для осуществления тестирования, а так же возможность итогового контроля по объективным результатам тестирования.
2. Алгоритм сопоставления качественных и количественных
характеристик уровня сформированности
профессиональной компетентности будущих инженеров
Целевое назначение. Необходимость создания этого алгоритма заключалась в потребности связать сформулированные и вербально описанные качественные критерии оценки уровня сформированности показателей профессиональной компетентности студентов и количественные результаты (в баллах) выполнения студентами контрольно-диагностических заданий.
Функционально-техническое описание. Используемая в настоящем исследовании шкала оценки уровня сформированности показателей профессиональной компетентности будущих инженеров является результатом определения соответствия разработанных критериев уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров и результатов массового выполнения студентами многочисленных диагностических заданий. Следует предположить, что найденное соответствие, хотя и является результатом статистической обработки большого массива диагностических данных, может подвергаться коррекции в зависимости от контингента обследуемых студентов, поэтому представленный метод может быть востребованным для уточнения количественных границ (в баллах) оптимального, допустимого, критического и недопустимого уровней сформированности показателей профессиональной компетентности будущих инженеров.
Разработанный алгоритм определения указанного соответствия предполагает пошаговое выполнение компьютерных операций в процессе использования сводных таблиц Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc для нахождения интервалов количественных значений (в баллах) соответствующих уровням развития показателей профессиональной компетентности будущих инженеров. В этих целях рассматривается статистическое соответствие двух массивов данных (списков одних и тех же студентов, составленных по фамилиям). В первом массиве каждому студенту присваивается уровень сформированности показателей профессиональной компетентности будущих инженеров (оптимальный, допустимый, критический или недопустимый) в соответствии с качественными критериями их оценки, проведенной по итогам наблюдения, бесед, интервью, межличностной коммуникации преподавателя и студентов. Во втором массиве, так же составленном по фамилиям студентов, для каждого участника обследования указываются количественные значения в баллах (от нуля до пяти) уровня сформированности указанных показателей профессиональной компетентности, полученных по результатам диагностических мероприятий. По итогам диагностики получаются количественные значения в баллах, которые для интерпретации экспериментальных данных с помощью последовательности пользовательских операций в Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc связываются с критериями оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов. Итогом выполнения сопоставления рассматриваемых массивов является полученная не равномерная пятибалльная шкала оценки уровня сформированности показателей профессиональной компетентности будущих инженеров. Другими словами, чтобы оценить определенный результат и сказать, какому уровню соответствуют полученные количественные данные, необходимо выполнить пошаговые действия пользователя, определяемые указанным алгоритмом, для того, чтобы связать экспериментальные количественные значения и критерии оценки профессиональной компетентности будущих инженеров.
Методика использования. Количественные значения показателей профессиональной компетентности будущих инженеров в настоящей монографии определяются по пятибалльной шкале. Критерии оценки профессиональной компетентности будущих инженеров предполагают использование четырех уровней: оптимального, допустимого, критического и недопустимого. В целом, не существует достаточных оснований, чтобы равномерно разделить максимальное количественное значение (пять баллов) на четыре уровня. Для определения того, будет ли равномерной или наоборот, не равномерной шкала, по которой определяются уровни сформированности показателей профессиональной компетентности будущих инженеров по полученным баллам, следует реализовать указанный алгоритм статистического анализа подготовленных массивов данных в соответствии с разработанным компьютерным диагностическим практикумом, позволяющим сравнить результаты наблюдения и результаты диагностики. Достоинство указанного метода заключается в том, что он предусматривает возможность обновления результатов по запросу пользователя, при этом определенные статистические интервалы количественных значений могут автоматически изменяться по итогам обработки новых диагностических данных.
Форма отображения результата.По результатам оценки соответствия двух массивов, составленных по фамилиям для одного списка студентов, содержащих качественные вербально-ранговые (критериально-описательные) и количественно-ранговые (балльно-рейтинговые) характеристики уровня сформированности профессиональных компетенций студентов инженерно-технического профиля, определяется шкала оценки уровня показателей профессиональной компетентности будущих инженеров.
Таблица 1.3.6.