Giacomo Di Grassi, 1594
Учебник АЕММА
Анатомия меча
Студент должен знать все аспекты меча: конструкцию, материалы и компоненты. Первое: студент должен выучить, что у меча есть два лезвия: "правильное" и "ложное". Правильное лезвие - это лезвие, которое обращено вперед и которым бьют оппонента. Ложное лезвие обращено к вам. Если меч перевернуть, ложное лезвие станет "правильным" и наоборот.
На рисунке изображены компоненты, составляющие меч. Не показан только "хвостовик". Это суженая часть клинка, на которую насаживается рукоять. Навершие удерживает эфес в сборе. Лучшая защита - в сильной части меча (forte) возле гарды. Это часть клинка, которой вы будете парировать. Меньше всего подходит для парирования foible (слабая часть клинка). Противник получит больший контроль над вашим оружием, если парировать этой частью. Гарду можно использовать для обезоруживания оппонента, а навершием можно атаковать. |
Физика меча
Центр удара
Центр перкуссии, или COP меча, также известен как мелодичное место клинка. Это место на клинке, которое испытывает минимум вибрации в результате ударов или атак другого клинка или цели. Когда клинок входит в контакт с целью, ударная волна проходит через клинок. Клинок обладает естественным гармоническим балансом, в котором клинок будет испытывать зоны максимальной и минимальной вибрации. Точки максимальной вибрации - пики, а точки минимальной вибрации - узлы. СОР - это один из этих узлов на клинке, и это - узел, испытывающий наименьшее количество вибраций на клинке. СОР обычно расположен около 2/3 - 3/4 длины клинка от гарды или квиллонов. Если клинком ударить в этой точке, то энергия ударной волны пойдет к цели, а не по клинку. Второй узел находится у гарды. Это положение узла будет сильно снижать вибрацию, испытываемую руками, удерживающими меч. Меч с хорошей структурой, т.е. такой, который обладает хорошим гармоническим балансом, не будет передавать удар рукам во время атаки.
Точка баланса.
Точка баланса, или BPG, также известна как центр тяжести меча. Она должна находится в 10-15 см перед гардой для широкого меча и примерно в 22% - 23% от общей длины рапиры. Из исторических источников не ясно, были ли эти показатели постоянны, или определялись при изготовлении меча.
Техника длинного меча (spada longa)
Способы перемещений
Важным компонентом умения драться является работа ног. Пара известных мастеров прямо записали свои мысли по поводу этого аспекта борьбы. Джордж Сильвер констатировал:
" Из бегающего и стоящего спокойно в бою на рапирах, бегун имеет преимущество."
и далее:
"Если двое дерущихся одинаково искуссны в перемещении и оба его одинаково используют, их движение удваивается, оба одинаково доступны, и один или оба из них скорее всего будут убиты или тяжело ранены. А если один из них станет бегать, а другой станет быстро в imbocata(1) или stocata(2), или,несмотря на это, место будет быстро выиграно одним и отдано другим, и один или оба из них будут тяжело ранены или убиты. Если оба будут с силой напирать на защиту, тот, кто первый уколет, выбрав правильное место, ранит другого, и если оба уколят друг друга, оба будут ранены. Хотя некоторое преимущество есть у быстро перемещающегося, потому что он - изменчивая цель из-за своих движений. Другой - ясная цель и неподвижная. И поэтому очень часто неопытный человек не может использовать преимущества, которые дает его защита или стойка стоката."
George Silver, 1599
----------
1) выпад с наклонной рукой (костяшки вперед, ладонь кнаружи), проходящей над рукой оппонента и вниз
2) выпад с согнутой рукой (костяшки вниз, ладонь внутрь), поднимающейся из-под защиты противника
----------
Слова Ди Грасси также важны. От писал:
" Что касается движения ног, из которого возникают великие возможности как нападения, так и Защиты, я заявляю и видел разнообразные примеры того, как, со знанием правильного и осторожного их перемещения, на арене и в уличной драке одерживалась славная победа, а также того, как суетливое и буйное движение становилось причиной позорных ранений и ограблений. Я не могу установить одну меру перемещения, учитывая, что одни люди больше, а другие меньше; для некоторых удобно делать шаг на длину руки, а для других - на половину длины или иначе. Поэтому я говорю каждому во всех его защитах устанавливать приемлемый шаг, таким образом, чтобы если бы он шагнул вперед в атаке, он бы удлиннил или вытянул одну ногу, а если бы он стал защищаться, то отступил настолько, чтобы не упасть... " |
и далее:
" Должно быть известно, что ноги двигают или прямолинейно, или по кругу. Если прямолинейно, то либо вперед, либо назад. Но когда они двигаются прямо вперед, они делают либо пол-шага, либо целый шаг. Под целым шагом понимается, что когда нога переносится сзади вперед, передняя сохраняет устойчивость. И этот шаг иногда прямой, иногда изогнутый. Прямой означает, что сделан по прямой линии, но это бывает редко. Изогнутый или скошенный шаг получается, когда задняя нога тоже переносится вперед, но под углом или накрест. И так как он сделан вперед, он переносит тело прочь с прямой линии, по которой был дан удар. На этом элементе студент будет почти всецело поглощен совершенствованием хорошей работы ног и познакомится с дополнительными индивидуальными упражнениями по держанию меча. "
Giacomo Di Grassi, 1594