Анализ экспериментальных данных

22. Для анализа экспериментальных данных и построения графиков также можно воспользоваться специальным компонентом LabVisual «MagicPlot», вызываемым нажатием кнопки «АНАЛИЗИРОВАТЬ» рис. 6.3.

23. Для импорта данных в подпрограмму — анализатор следует воспользоваться командой Project — Import Text Table. При этом откроется стандартное диалоговое окно выбора файла рис. 6.4.

24.После импорта файла данных автоматически заполнятся столбцы таблицы A, B компонента. Для построения графика следует выделить мышью столбцы А и В таблицы, для чего, удерживая клавишу Ctrl, щелкнуть левой кнопкой мыши на заголовке столбцов «А», затем «В» и использовать команду Table — Create Fit Plot – Line для отображения данных в виде плавной линии либо Table — Create Fit Plot - Marker, Line&Marker для отображения данных в виде экспериментальных точек. Построенные графики сохраните в графическом формате.

25. При работе в автоматизированной среде LabVisual с компонентом анализа данных компонентом LabVisual «MagicPlot», текущее положение курсора в координатах {длина волны, интенсивность} отображается внизу слева от графика рис. 6.7 (жирное выделение), что позволяет, подведя указатель мыши к тому или иному пику, достаточно точно установить положение его центра, а затем вычислить смещение данного пика относительно исходного.

Анализ экспериментальных данных - student2.ru

Анализ экспериментальных данных - student2.ru

26.Рассчитайте экспериментальное значение величины Лоренцевого смещения, относительно несмещенной линии λ0 для левого и правого пика:

Анализ экспериментальных данных - student2.ru

где λл, λп - координаты соответственно левого и правого пика, λ0 — положение центрального пика (несмещенной линии).

27. Найдите среднее экспериментальное значение Лоренцевого смещения:

Анализ экспериментальных данных - student2.ru

28. По формуле (3.9): Анализ экспериментальных данных - student2.ru рассчитайте теоретическое значение Лоренцевого смещения для данной длины волны и сравните результаты.

29. Из (3.9) легко получить выражение для экспериментального нахождения значения магнетона бора:

Анализ экспериментальных данных - student2.ru ,

а затем из (2.4) вычислить экспериментальное значение для удельного заряда электрона:

Анализ экспериментальных данных - student2.ru

30. Рассчитайте экспериментальные значения Анализ экспериментальных данных - student2.ru и Анализ экспериментальных данных - student2.ru и сравните полученные значения с табличными данными.

31. По формуле (5.1) и с помощью диаграммы рис. 5.3 рассчитайте теоретические значения смещения всех 9 компонент относительно несмещенной линии λ0 и сравните расчет с экспериментально наблюдаемым расщеплением. Из формулы (5.1) для двух — трех компонент проведите расчет экспериментальных значений Анализ экспериментальных данных - student2.ru и Анализ экспериментальных данных - student2.ru . Экспериментальное смещение того или иного компонента будет определяться как ΔλЭКСП=λ`-λ0 , где λ0 - несмещенная линия, соответствующая переходу mj=0 → mj=0, λ` - положение данного пика на спектрограмме.

По окончании работы следует :

выключить USB в приборе, нажав кнопку «ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ/USB» на панели установки. При этом на ЖК - дисплее появится надпись «USB OFF». Вынуть кабель из USB-порта компьютера.

На панели установки отключить сначала «СЕТЬ. ЦИФРОВАЯ ЧАСТЬ», затем «СЕТЬ. АНАЛОГОВАЯ ЧАСТЬ».

закрыть программу-оболочку LabVisual и все открытые подпрограммы.

выключить компьютер, нажав на кнопку, находящуюся в крайнем нижнем левом углу экрана. Из доступных действий выбрать «ВЫХОД»--> «ВЫКЛЮЧИТЬ КОМПЬЮТЕР».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие виды связи существуют в сложных атомах? В чем их различие?

2. Каким образом и для чего вводится понятие терма атома? Что оно означает?

3. У некоторого атома значение результирующего квантового числа S спинового момента равно 2. При этом значение квантового числа L результирующего орбитального момента равно 3. Написать все возможные термы.

4. Каков физический смысл «правил отбора»? Возможен ли в принципе переход с ΔL=2?

5. Какова связь магнитного момента с механическим моментом количества движения атома? Что называется гиромагнитным отношением?

6. Получите выражение (2.4) для магнетона Бора.

7. Приведите соотношения между полным магнитным моментом атома μ и полным механическим моментом — MJ. Что такое факто Ланде?

8. Что называется простым эффектом Зеемана. Как его объясняет классическая электронная теория Лоренца?

9. Простой и сложный эффект Зеемана с точки зрения квантовой теории.

10. С помощью диаграмм рис. 4.2 объясните получаемые с помощью учебной установки спектрограммы линии ртути 579,066 нм в отсутствие поля и при приложении магнитного поля.

11. С помощью диаграмм рис. 5.2 объясните получаемые с помощью учебной установки спектрограммы зеленой линии ртути 546,074 нм в отсутствие поля и при приложении магнитного поля.

12. Объясните принципиальную схему эксперимента рис. 5.1.

Анализ экспериментальных данных - student2.ru Схема энергетических уровней атома ртути.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Иродов И. Е., Квантовая физика. Основные законы., М. 2002

2. Савельев И. В. Курс общей физики. М., 1982, т. 3

3. Шпольский Э. В., Атомная физика т.1, т.2

4. Курс физики, под редакцией Лозовского В.Н., С-Пб 2001.

5. Рохлин Г. Н., Разрядные источники света, М., Энергоатомиздат,1991.

6. Лабораторный практикум по физике, под ред. К. А. Барсукова, М. 1988.

7. Давыдов А. С., Квантовая механика, Наука, 1973, издание – 2-ое.

8. П. В Елютин, Квантовая механика с задачами. Наука, 1976.

9. И. И. Гольдман. Сборник задач по квантовой механике., 1957.

10. М. И. Фугенфиров. Электрические схемы с газоразрядными лампами

11. В. М. Скобелев. Источники света и пускорегулирующая аппаратура.

Наши рекомендации