И функционально-деятельностного подходов
Компетентностный подход (императив «быть, стать») | Функционально-деятельностный подход (императив «мочь, уметь») |
Профессиональная компетентность это интегративное качество личности, | |
сформированное на основе совокупности - осведомленности, - авторитетности, - полноправности, - полномочности, - интегрированных способностей, опыта, знаний, умений и навыков, профессионально значимых деловых и личностных качеств. | которое обеспечивает: - подготовленность к реализации знаний, умений и опыта в деятельности на уровне функциональной грамотности, - возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня, - готовность и возможность решения актуальных инженерных задач различного уровня сложности, - самостоятельность, продуктивность и ответственность выполнения трудовых функций, и достижение результатов, - возможность постоянного совершенствования, - наличие благоприятной личностно-профессиональной перспективы. |
Указанная модель построена на описании видов профессиональной деятельности, включающей в себя функции и профессиональные действия специалистов, а так же специфику направления профессиональной подготовки будущих инженеров в процессе изучения физики. «Трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда. В данном выше значении понятие трудовой функции используется в профессиональном стандарте и связано с понятием профессиональной компетенции в федеральных образовательных стандартах профессионального образования, так как действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а так же готовности их применять [218, С. 8.]. «Профессиональная деятельность – трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящая доход. Вид профессиональной деятельности: 1) определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; 2) совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда» [218, С. 7.].
На основании анализа и обобщения характеристик профессиональной деятельности инженеров для различных направлений подготовки, описанных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО 2009 г.), можно выделить следующие обобщенные виды профессиональной деятельности инженеров: научно-исследовательская; организационно-управленческая; проектно-конструкторская; производственно-технологическая; сервисно-эксплуатационная. Анализ содержания указанных видов профессиональной деятельности инженеров позволил выделить функции и профессиональные действия специалиста, для качественного выполнения которых так же определено содержание необходимой физико-технической подготовки. Результат конструирования структуры профессиональной компетентности будущих инженеров отвечает на вопрос: «Каковы должностные обязанности и содержание деятельности инженера, и какими физико-техническими знаниями (с учетом специфики инженерной деятельности) он должен для этого обладать?».
Елагина Л. В. разграничивает компетенции в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста на две группы, относящиеся: к самому себе как личности, субъекту жизнедеятельности; к деятельности, проявляющейся во всех ее типах и формах [55, С. 29]. Более точно проводит подобное разделение Чурляева Н. П., которая описывает «три группы компетентностей, относящиеся: 1) к деятельности человека, проявляющейся во всех ее типах и формах; 2) самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; 3) взаимодействию человека с другими людьми» [262, С. 19]. С этих позиций предлагаемые в настоящей монографии компетенции отчасти совпадают с предлагаемым разграничением, что же касается формирования самосознания личностью себя как специалиста в процессе реализации учебно-профессиональной деятельности, то в предлагаемой в настоящей монографии модели опыт субъектного отношения студентов к самим себе дифференцированно проявляется в присвоении каждой из компетенций. Общая содержательная характеристика выбранных в предлагаемой модели профессиональных компетенций будущего инженера представляет собой построение дифференцированного с позиций специфики профессиональной подготовки, адекватного потребностям личности студента синтеза когнитивного, практического и личностного опыта профессиональной самореализации.
Ткачева И. А. считает, что «инженерная работа связана с созданием новой техники, совершенствованием технологий, организацией труда, принятием оперативных решений. Именно инженерам принадлежит важнейшая роль в претворении в жизнь решений, направленных на повышение качества и эффективности общественного производства, кардинальное увеличение производительности труда. Основной же задачей инженера является обеспечение оптимальных производственных показателей. Инженерная деятельность связана с регулярным применением научных знаний для создания искусственных технических объектов – сооружений, устройств, механизмов, машин и т. д.» [242, С. 100]. Объект профессиональной деятельности – явление, предмет, процесс, на который направлено воздействие в процессе трудовой деятельности [218, С. 7.]. Корнилов И. отмечает, что инженерная деятельность – это деятельность по интеллектуальному обеспечению процессов создания искусственных систем в соответствии с социотехническими потребностями общества [112].
В ФГОС ВПО 2009 г. исключено обозначение «инженер», однако практическая направленность профессиональной технической подготовки студентов должна соответствовать квалификационным должностям служащих, определяемых реалиями и возможностями их последующего трудоустройства. В действующем квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих [от 21 августа 1998 г. № 37], рекомендованном для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, приводится указание наименований должностей, в которых широко используется обозначение «инженер».
В целях унификации квалификационных характеристик для направлений профессиональной подготовки, осуществляемой на основании ФГОС ВПО 2009 г., с использованием перечня специальностей высшего профессионального образования [от 12 января 2005 г. № 4] был произведен выбор 256 специальностей, имеющих квалификацию «инженер». Дальнейшее определение соответствия специальностей (выбранных по квалификационному признаку «инженер») ФГОС ВПО 2009 г. производилось на основании приказа Министерства образования и науки РФ «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлении подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст.» [от 20 мая 2011 года].
На основании ФГОС ВПО 2009 г. для направлений подготовки, имевших ранее квалификацию «инженер» был произведен анализ профессиональных компетенций (ПК), формируемых в процессе изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла, в состав которых входит физика. Для каждого направления подготовки ФГОС ВПО 2009 г. определяет соответствующий набор видов профессиональной деятельности, и в целях моделирования профессиональной компетентности будущих инженеров обобщение этих наборов было сделано следующим образом. Будущий инженер готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, организационно-управленческой, проектно-конструкторской, производственно-технологической, сервисно-эксплуатационной.
В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата для выбранных направлений подготовки ФГОС ВПО 2009 г. определяет уникальный набор профессиональных компетенций, распределенных по видам деятельности в соответствии с профессиональной спецификой направления подготовки. К примеру, рассмотрим содержание профессиональной компетенции ПК-4, формируемой в процессе изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла для различных специальностей в целях освоения проектно-конструкторской деятельности. В ФГОС ВПО 2009 г. для направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» профессиональной деятельности «проектно-конструкторская» соответствует ПК-4: «разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных». Для направления подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» вид деятельности определен как «расчетно-проектная», но согласно обобщению видов профессиональной деятельности, этот вид деятельности можно отнести к проектно-конструкторской. Относящаяся к указанному виду деятельности ПК-4, формулируется следующим образом: «умеет производить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, оказывать содействие подготовке процесса их выполнения и обеспечения необходимыми техническими данными материалами, оборудованием».
Таким образом, для каждого направления профессиональной подготовки существует свой, дифференцированный по профессиональным задачам набор профессиональных компетенций, формируемых в процессе изучения курса физики. Этот набор ФГОС ВПО 2009 г. обобщает профессиональные компетенции в соответствии с видами деятельности, которые так же для каждого направления подготовки имеет свои нюансы. Но, имея в виду реализованную возможность обобщения видов профессиональной деятельности и используя его результаты, для каждого направления профессиональной подготовки в ФГОС ВПО 2009 г. можно выбрать соответствующие профессиональные компетенции, содержание которых определяется стандартом.
Значит, можно говорить, что профессиональная компетентность будущих инженеров характеризуется набором профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО 2009 г. (и уникальных для каждого выбранного направления подготовки), которые можно объединить в группы в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности будущих инженеров.
В качестве образца, приведем пример распределения профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО 2009 г. по обобщенным видам профессиональной деятельности для отдельных направлений подготовки.
Таблица 1.2.