Человек в естественнонаучной картине мира

Изучением феномена человека занимается огромный комплекс наук, включающий как естественные, так и гуманитарные дисциплины. Вклад в человекознание вносят биология, психология, медицина, история, социология, философия, этнология и др. Каждая из наук акцентирует внимание на тех или иных сторонах жизнедеятельности человека. Естественные науки изучают строение и функции человеческого тела, мозга, сознания. Происхождение человека, его отличия от животных изучает антропология. Особенности строения человеческого тела исследует анатомия, а его функции – физиология. Изучением специфики человеческого сознания занимается психология. Соотношение биологического и социального в человеке – предмет социобиологии. Стремясь объединить отдельные конкретные знания в единое целое, современная наука рассматривает человека как сложную целостную систему, соединяющую в себе и биологические и социальные компоненты, так как человек, с одной стороны, является частью природы, а с другой – принадлежит социальному миру.

Происхождение человека. Первые представления о происхождении человека появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества в виде мифов. Во многих первобытных племенах считали, что их предки произошли от животных или растений. В языческих религиях человек рассматривается как творение или потомок богов. Например, в древнеегипетской философии сформировалось представление о том, что человека создает Бог из глины на гончарном круге. В античную эпоху высказывались идеи о естественном происхождении человека от животных. Были версии и о происхождении человека от внеземных существ, некогда посещавших Землю.

В Средние века в рамках христианства сложилась законченная система представлений о происхождении и сущности человека. Согласно Священному писанию человек был создан Богом по образу своему и подобию на шестой день творения мира из праха земного. Человек по христианскому вероучению состоит из тела, души и духа. Его телесная жизнь ничем не отличается от жизни других существ, душа также есть в любом живом организме. Высшим проявлением человека, свойственным только ему, является дух. Проявлениями духа и должен руководствоваться человек в своей жизни.

Одна из первых попыток естественнонаучного объяснения возникновения человека связывается с Аристотелем, называвшим человека самым высокоорганизованным животным, способным говорить и мыслить. К.Линней в XVIII в. предложил единую классификацию природных существ, включающую и человека. После выхода в свет в 1871 г. книги Дарвина «Происхождение видов и половой отбор» в науке утвердилась и до сих пор продолжает существовать концепция происхождения человека от обезьяноподобных предков. Согласно ей эволюция обезьяны в человека началась около 20 млн лет назад. В этот период под влиянием похолодания джунгли отступили к экватору. Одна из ветвей обезьян, ведущих древесный образ жизни (дриопитеков), была вынуждена спуститься с деревьев и, приспосабливаясь к новым суровым условиям, вести тяжелую борьбу за существование. Естественный отбор содействовал развитию стадности и совершенствованию руки, которое оказалось возможным благодаря переходу дриопитеков к прямохождению. По мнению некоторых исследователей, прямохождение было решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. Использование вспомогательных орудий и стадный образ жизни также активно способствовали развитию мозга и возникновению речи. Согласно трудовой концепции Ф. Энгельса основную роль в превращении обезьяны в человека сыграл труд. Сторонники мутационной концепции антропогенеза считают, что качественный скачок от обезьяны к человеку был связан с мутационными процессами.

В антропологииразработана довольно стройная схема эволюции обезьяны в человека, включающая несколько стадий:

1) австралопитеки - предшественники человека, существовали около 5,5 млн лет назад;

2) человек умелый (зинджантроп) появился около 2 млн лет назад;

3) архантропы, или древнейшие люди, среди которых были питекантропы, синантропы и др., появились 1 млн лет назад;

4) палеоантропы, или древние люди (неандертальцы), появились примерно 200 тыс. лет назад;

5) неоантропы, или современные люди (кроманьонцы), появились около 40 тыс. лет назад.

Между тем история палеонтологических находок не подтверждает существование промежуточных форм между обезьяной и человеком. Обнаружено множество ископаемых останков людей и обезьян, но нет останков ни одного промежуточного существа между человеком и обезьяной при всей тщательности поисков. Как оказалось, и австралопитек, и питекантроп, и синантроп, и рамапитек, и человек умелый были обезьянами. А неандертальцы были вполне разумными людьми и отличались от обезьян не меньше нас. Неандертальцы и более развитые кроманьонцы, по мнению специалистов, существовали одновременно. Более близким, как показал анализ ДНК, оказалось современное человечество к кроманьонцам. По-видимому, от них мы и произошли.

Авторитетный антрополог и эволюционист Р.Левонтин замечает, что «вопреки волнующим и оптимистическим утверждениям некоторых палеонтологов, никакие ископаемые виды гоминид не могут считаться нашими предками». История появления человека признается очень сложной и запутанной.

Биологическое и социальное в человеке. Человек является высшей ступенью развития живых организмов на Земле. Он генетически связан с другими формами жизни, но выделился из них благодаря способности производить орудия труда, наличию членораздельной речи и сознания, творческой активности. В биологическом плане человек рассматривается как организм, как особь вида Homo sapiens, в социальном – как личность, включенная в систему отношений с другими людьми.

Человек - один из 3 млн известных сейчас биологических видов. Определено его место в биологической системе животного царства: тип – хордовые (Chordata), подтип – позвоночные (Vertelrata), класс – млекопитающие (Manimalia), отряд – приматы (Primates), подотряд – человекообразные (Antropoidea), семейство – люди (Hominidae), род – человек (Homo), вид – разумный (sapiens). Как часть живой природы, он подчиняется всем биологическим законам: питается, растет, дышит, размножается, защищается от врагов, участвует в конкуренции за жизненные ресурсы и т.д. Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и обеспечить себе максимум безопасности и комфорта. Биологически запрограммирована продолжительность жизни человека – около 100 лет. Биологическую и генетическую природу имеют одаренность людей, расовая и половая принадлежность.

В процессе развития человеческого общества роль природной среды постепенно снижалась. Биологические факторы, такие, как естественный отбор и наследственность, перестали быть определяющими в эволюции человека, уступив место факторам социального характера (условия жизни, воспитание, положение в обществе, развитие интеллекта и др.). В современном человеке биологическое и социальное тесно переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Биологическое поведение человека, в отличие от животных, социально детерминировано т.е. подчинено социальным условностям и нормам поведения. В индивидуальном развитии человека важное значение имеют и его биологические особенности, и влияние социальной среды. В зависимости от конкретной ситуации определяющими могут стать и те, и другие.

Современная наука о сознании человека. Особенности человеческого сознания изучают психология, нейрофизиология, психофизиология и ряд других наук. С их помощью удалось добиться многого: выяснить, как устроен мозг – то место, где существует сознание; какие физико-химические процессы сопровождают мышление и поведение человека; открыть функциональную асимметрию мозга; выяснить природу стресса и других эмоций. Но множество вопросов, касающихся сознания и высшей нервной деятельности, пока остаются без ответа.

По современным представлениям сознание – это та часть психики, которая может произвольно направляться на определенный объект, возбуждаться и тормозиться самим субъектом. Сущность сознания состоит в отражении свойств различных предметов и явлений окружающего мира, в предварительном мысленном планировании действий и оценке результатов, в регулировании отношений с природной и социальной средой. Способом выражения сознания является слово – обобщающий сигнал, заменяющий конкретный предмет или явление. На основе слов (языка) формируется абстрактно-логическое мышление. Под мышлением понимается активное отражение окружающего мира в понятиях и суждениях. Мышление дополняет чувственное восприятие выделением общего и существенного.

В рамках нейрофизиологии было установлено, что мыслим мы в основном с помощью переднего мозга, занимающего 85 % общего объема мозга и разделенного на два полушария. Левое полушарие отвечает главным образом за речь, аналитические способности, логическое мышление и принятие решений, а правое – за ориентацию в пространстве, восприятие цвета и ритма, работу воображения и фантазии. Около 15 % мозга составляют мозжечок и ствол мозга. Мозжечок управляет равновесием тела, а ствол отвечает за поддержание сердцебиения и дыхания.

В сознании выделяют процессы внимания, восприятия и переработки информации, запоминания, мышления, творчества. Они характеризуют интеллект человека – способность рационально познавать действительность. Он во многом определяется генетическими особенностями человека, но может быть развит в результате тренировок.

Огромную роль в процессе восприятия играют эмоции– реакции на воздействие внутренних или внешних раздражителей. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволяющее определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Их можно считать формой видового опыта. Ориентируясь на эмоции, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых для него самого может быть не ясна. Существует множество эмоций разных форм и оттенков. В самом общем виде их делят на две группы: стенические (тонизирующие) и астенические (расслабляющие). Примерами стенических эмоций являются радость, злость, гнев; астенических – благодушие, тоска, тревога. По признаку доставленного удовольствия или неудовольствия все эмоции делят на три группы: положительные (содействуют упрочению полезных навыков), отрицательные (помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов), нейтральные. По силе проявления выделяют: настроение (неяркое устойчивое состояние); страсть (сильное и глубокое переживание, сохраняющееся довольно долго); аффекты (кратковременные яркие вспышки чувств, возбуждение высшей степени). Эмоции определяют наше отношение к другим людям и их поступкам, к собственным действиям. Они выступают в роли регуляторов человеческого общения, определяя его способы и средства.

Деятельность по созданию качественно нового и уникального называется творчеством. Это не только совершение великих открытий в науке или создание шедевров искусства. Решение любой частной задачи, в результате которого появляется что-то новое хотя бы для данного человека, связано с творчеством. Существует множество технологий решения творческих задач: концентрация, медитация, «мозговой штурм» и др.

Результат любой деятельности зависит не только от умения человека творчески решать поставленные задачи, но и от его работоспособности – способности выполнять какую-либо работу на заданном уровне в течение определенного времени. Она зависит как от внешних условий деятельности (орудия и условия труда), так и от внутренних психофизических качеств человека. Обычно выделяют четыре стадии работоспособности: врабатывание (знакомство с новым видом деятельности); 2) оптимальная работоспособность (без физического утомления, с ровным рабочим ритмом и положительным психологическим настроем); 3) утомление (снижение рабочего ритма и психологического тонуса, появление ошибок); 4) конечный «порыв» (осознание близкого окончания работы и высокие рабочие показатели на завершающем этапе). В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей и состояния здоровья человека продолжительность и степень выраженности этих стадий могут быть разными.

Здоровье человека. Проблемы здоровья и болезни человека, всегда привлекавшие внимание исследователей, в современных условиях экологического кризиса оказываются особенно важными и для отдельного человека, и для общества в целом.

Учение о здоровье прошло многовековой путь развития. Своими корнями оно уходит в философию и медицину древних цивилизаций Египта, Индии, Китая и Вавилона. В Древней Греции, где появились первые медицинские школы, медицина превратилась в настоящую науку. Основы учения о здоровье и болезнях человека были изложены в трудах Алкмеона Кротонского и Гиппократа, в «Каноне врачебной науки» медика и философа средневековья Абу Али ибн Сина (Авиценны). Медицина того времени основывалась на древнейшей традиции лечебного применения средств растительного, животного и минерального происхождения. Болезнь рассматривалась односторонне, как соматическое проявление, болезнь только физического тела человека. Позднее появились приемы санитарии и гигиены, физиотерапевтические процедуры, массаж, иглотерапия, диетика, различные хирургические методы и инструменты.

В ХХ в. на основе новой концепции целостности организма были разработаны психосоматические, антропологические и социокультурные модели болезни. Современная медицина определяет здоровье как способность организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза и нормального психосоматического состояния, а также как способность оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, психического и социального комфорта. Болезнь рассматривается как нарушение оптимального психосоматического состояния и способности удовлетворять свои потребности. Причиной болезней считается совместное действие внешних и внутренних факторов, роль которых может меняться в зависимости от уровня развития общества. В первобытном обществе главными факторами, влияющими на здоровье человека, были патогенные природные воздействия, гипердинамия (слишком высокая мускульная активность) и недоедание. Продолжительность жизни первобытного человека была очень короткой – около 20 лет. Социальное развитие, материально-технический прогресс и высокий уровень развития медицины увеличили среднюю продолжительность жизни до 75-80 лет (в наиболее развитых странах – США, Японии и др.).

В настоящее время рещающее влияние на здоровье человека имеют гиподинамия (недостаточная физическая активность), психоэмоциональные стрессы, информационные перегрузки. Если раньше люди умирали главным образом от инфекционных болезней (холеры, чумы, туберкулеза), то теперь на первый план выдвинулись сердечно-сосудистые, онкологические и хронические заболевания.

Благодаря успехам современной фармакологии созданы эффективные лекарственные препараты и средства. Но их применение требует строжайшего контроля и тщательных клинических испытаний, так как наряду с полезным действием многие синтетические лекарственные вещества вызывают вредные побочные эффекты. В последние годы все большее внимание уделяется профилактическим мерам и лечению с использованием методов природотерапии и лекарственных препаратов и пищевых добавок природного происхождения. В рамках валеологии – новой науки о здоровом образе жизни, – разрабатывается стратегия формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма на основе медицинских, экологических, психологических, педагогических, социальных, правовых и других знаний. Основная цель здесь – переход от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной деятельности.

Наши рекомендации