Молекулярные основы воспроизведения генетической информации и осуществления связи между клетками
Благодаря ДНК клеточное ядро выполняет свои главные функции: хранения и воспроизведения генетической информации и регуляции процессов метаболизма в клетке. Жизненный цикл клетки — это промежуток времени от ее возникновения до гибели. Совокупность процессов при подготовке к делению и сам процесс называют митотическим циклом. Период подготовки — интерфаза — состоит из синтеза РНК и белков, необходимых для редубликации ДНК; самого процесса редубликации ДНК; синтеза РНК и белков, необходимых для митоза; процесса удвоения клеточного центра.
Митоз (от греч. mitos — нить) — процесс деления клетки, состоящий в точном распределении генетического материала между дочерними клетками.
Деление клетки начинается с ядра, когда хромосомы уже удвоились: ядерное содержимое в них уплотняется; область ядра приобретает вытя-нутость, и в разные концы ее направляются половинки каждой хромосомы. Там они собираются вместе (в том же составе и числе, что и целые хромосомы до начала деления), окружаются новой мембраной, разрых-
ляются и теряют свои четкие контуры. Содержимое ядра вновь начинает равномерно окрашиваться, образуются два, совершенно идентичных, новых ядра. Затем между ними появляется перегородка, разделяющая содержимое клетки, прежде всего цитоплазму, на две равные части, и возникают две одноядерные клетки, содержащие совершенно одинаковую генетическую информацию, не отличающуюся от информации клетки-родительницы.
Митоз можно наблюдать в световой микроскоп за 1,5 — 2 ч, но управляющие митозом процессы — пусковые, управляющие и регулятор-ные — лежат на молекулярном уровне, и, по-видимому, они аналогичны процессам, происходящим при синтезе белков. Некоторое время считалось, что митоз запускается нарушением равновесия между растущим ядром и цитоплазмой по массе, объему и поверхности. Поскольку ядро растет медленнее, условия окружения становятся все более неблагоприятными для него, достигая порогового значения, и ядро начинает делиться. Но пока объективных доказательств такого объяснения «начала» нет.
Через процесс митоза, или через механизм «расхождения двойной спирали», наследуются мутации, но их частота мала. Биологическое значение митоза огромно. Правильность функционирования органов и постоянство строения невозможны без сохранения одинакового набора генетического материала во многих поколениях. Он обеспечивает эмбриональное развитие, рост, восстановление органов и тканей после повреждений, физиологическую регенерацию. Простейшие размножаются путем митоза.
Все виды размножения делят на половые и бесполовые. При бесполовом размножении новая особь развивается из соматических клеток. Таковыми являются митотическое деление, почкование и спорообразование, свойственные как одноклеточным, так и многоклеточным организмам. Половым размножением называют смену поколений и развитие организмов на основе специальных, половых клеток, называемых гаметами (от греч. gamete — жена). Половые клетки объединяются, и их ядра сливаются с образованием зиготы (от греч. zygotes — соединенный вместе) — оплодотворенного яйца, содержащего уже одно ядро с двойным набором хромосом. При этом способе генотип потомков возникает путем комбинации генов, принадлежащих обоим родителям. Все многообразие многоклеточных своим началом имеет оплодотворенную клетку — зиготу. Этот вид размножения обеспечил очень большие эволюционные преимущества по сравнению с бесполовым, поскольку механизм позволяет перемешивать и по-новому сочетать гены.
Гаметы развиваются в половых клетках в несколько стадий. Первичные половые клетки делятся в результате митоза, их число растет, и происходит редубликация ДНК (интерфаза 1). Период созревания называют редукционным делением, или мейозом.
При м е й о з е в экваториальной плоскости расположены не отдельные хромосомы, а пары сдвоенных хромосом, и делению подвержены только клетки с двойным набором хромосом — диплоидные (от греч. dip-loos — двойной + eidos — вид). Начало процесса похоже на митоз, ядро окрашивается равномерно, начинает делиться на хромосомы, появляются тонкие нити — стадия лептонемы (от греч. peptos — сваренный, переваренный), хромосомы расположены хаотично. На второй стадии — зигонеме (от греч. zygon — пара) возникает структура, характерная для мейоза, и нити укладываются друг подле друга. На следующей стадии — пахинеме (от греч. pachis — толстый) нити спариваются полностью, и вместо двух удвоенных хромосом получается одна пара, и клетки содержат два набора удвоенных хромосом. На стадии диплонемы хромосомы, располагающиеся попарно, расходятся и одновременно укорачиваются. Как только распадется клеточная мембрана, наступает стадия диакинеза. Далее процесс проходит так же, как и в митозе, но появляются новые комбинации хромосом, меняется суммарная информация. Появляются две гиплоидные клетки, разные и с новым набором хромосом. Половые клетки содержат один набор хромосом (гиплоидные), тогда как все другие клетки организма — двойной (диплоидные). За счет мейоза и возникает неидентичное родителям потомство.
Если бы на стадиях зигонемы и диплонемы не происходило взаимодействия партнеров, то эти процессы не имели бы особого смысла. На этих стадиях при наблюдении в микроскоп удается видеть перекресты между хроматидами — хиазмы (от греч. chiasmos — крестообразное расположение). Это выглядит так, будто в каких-то точках произошли разрывы, потом разорванные участки срослись, но все не совсем так. Процесс, начинаясь раньше, приводит к обмену участками между хроматидами, что очень важно для потомства (для генов и выросших из них организмов), так как все они оказываются различными. Даже один перекрест ведет к рекомбинации. Частота перекрестов (и рекомбинаций) пропорциональна расстоянию между генами, поэтому она может служить мерой этого расстояния. Эти частоты могут складываться друг с другом, и можно строить хромосомные карты, где нанесены гены и расстояния между ними. Частота рекомбинаций обычно около 50 %, т.е. вероятность того, что после мейоза две хромосомы окажутся в одном ядре, равна 50 %. Это напоминает полученное еще Менделем соотношение (расщепление) 1:1. Но если гены находятся в одной хромосоме, то образуется 0 % рекомбинаций при условии, что сцепление не нарушено. Сейчас уже получены значения частот рекомбинации до 0,02 %, измеряемые расстояния — порядка 10-9 м. Таким образом, генетический анализ позволяет различать на таких расстояниях точки на ДНК. Хорошие электронные микроскопы дают разрешение до 3 10-10 м. Если ген состоит из 150 кодонов (450 нуклеотидов), то его длина составляет в 500 раз больше — около 1,5 • 10-7 м. Но возможна рекомбинация и внутри одного гена!
Синтез белка по заданной ДНК программе осуществляют рибосомы. Информация, «записанная» в ДНК, «переписывается» (этот процесс называется транскрипцией) в РНК и переносится к клеточным органеллам — рибосомам. В эукариотических клетках процесс синтеза в РНК более сложный, чем простая транскрипция. Прежде чем выйти сквозь поры в ядерной мембране в цитоплазму, первичный транскрипт РНК подвергается созреванию («процессингу»), и этот процесс достаточно сложен. К этому пришли после открытия двойной спирали, причем многие гены были разорваны на куски. Значит, при транскрипции многие молекулы РНК разрываются, а потом соединяются («сплайнинг»). Тогда и получается мРНК, не точная копия ДНК, а отредактированная, т. е. какие-то ее части выброшены. Понимание процессинга РНК позволило иначе взглянуть на функционирование клетки и понять, почему в одном организме клетки становятся разными. Процесс сплайнинга позволяет проследить за тем, чтобы основная информация сохранялась, — ведь ошибка в один нуклеотид может привести к потере функциональных свойств белка. Экспериментальное изучение сплайнинга началось в конце 70-х гг. Этот процесс обнаружен даже у бактерий. Опыты показали вероятность того, что первыми генами могли быть сплайнированные РНК.
Специальные сигнальные системы обеспечивают работу в согласованном режиме миллиардов клеток. Сигнал передается вдоль нервного волокна в виде электрического импульса. На границе с клеткой-исполнителем он преобразуется в химический с помощью выделения окончаниями нервных волокон специального посредника — нейромедиатора. Нейроны посыпают дискретные «сообщения» определенным клеткам-мишеням, ими могут быть мышечные клетки, клетки желез и другие нейроны. Эти сообщения — нейромедиатор, посылаемый в специальный участок — синапс (от греч. synapsis — соединение). Здесь молекулы нейромедиатора связываются с рецептором (специальной белковой молекулой) на поверхности клетки, воспринимающей сигнал, и вызывают изменения в мембране и внутри клетки. Сигнал за 106 с доходит до адресата. Электрофизиологические исследования показали, что не только разные нейромедиаторы, но и один и тот же нейромедиатор может вызывать разные эффекты, зависящие от типа синапса. Т. Хекфельт из Королевского института в Стокгольме показал (1977), что окончания многих нейронов содержат по 2 — 3 нейромедиатора, чем увеличивают возможности передачи большего количества информации.
Кроме передачи информации нервной системой в организме существует химический канал связи. Клетки сами выделяют вещества, которые через кровь или окружающую среду путем диффузии могут достигнуть других клеток (некоторые из них называют гормонами). Связь через гормоны происходит иначе.
Обычно гормоны образуются в клетках эндокринной системы, поступают в кровь и переносятся по системе кровообращения к другим клеткам и органам, находящимся далеко от эндокринной железы. Каждая клетка-мишень наделена рецепторами, распознающими молекулы только тех гормонов, которые должны действовать на нее. Рецепторы извлекают гормон из крови, связываются с ним и передают информацию в клетку. Связь через гормоны идет медленнее: ведь гормон, секретируемый специализированной железой, должен отыскать в организме свою мишень, что может занять несколько часов. Молекулы, обладающие гормональной активностью, чаще всего являются пептидами — короткими цепочками аминокислот.
Хотя химический канал передает информацию с меньшей скоростью, чем электрический, наличие двух каналов обеспечивает надежность и многообразие связей внутри организма. Обе системы связи между клетками — и нейронная, и гормональная — действуют через специализированные молекулы, контактирующие с тоже специализированными рецепторами клеток-мишеней. Некоторые молекулы-медиаторы активно передают сигналы в обеих системах связи (рис. 11.10). Например, гормон норадреналин выделяется надпочечниками для стимуляции сердечных сокращений, расширения бронхов и усиления сокращения мышц конечностей. Одновременно он — и нейромедиатор в симпатической нервной системе, где способен вызывать сужение кровеносных сосудов, повышая артериальное давление, т.е. он может передавать различную информацию в обеих системах.
Если у амебы ее единственная клетка выполняет все функции, необходимые для поддержания жизни, то в многоклеточных организмах эта задача решается силами многих совершенно различных клеточных популяций, тканей и органов, находящихся далеко друг от друга. Для координации всех этих функций должны быть какие-то механизмы. У большинства высших организмов два способа коммуникации между клетками: при помощи гормонов и через нейроны — нервные клетки. По мере того как исследователи расшифровывают особенности структуры и функционирования химических веществ, служащих переносчиками информации, открываются новые возможности для создания все более безопасных и эффективных препаратов для лечения различных заболеваний сердца, гормональных или психических расстройств.
Точная координация функций клеток многоклеточного организма осуществляется путем передачи химических сигналов. Большая часть адресованных клетке сигнальных молекул не попадает внутрь нее. По наружной поверхности клетки расставлены молекулы рецепторов, которые играют роль антенн. Они распознают приходящие сигналы и приводят в действие внутриклеточные каналы передачи информации, которые регулируют внутриклеточ-
ные процессы — метаболизм, сокращение, секрецию, рост. Плазматическая мембрана клетки — барьер для потока информации. На молекулярном уровне передача информации обеспечивается цепочкой мембранных белков, последовательно взаимодействующих друг с другом. Это приводит к перестройке следующего в цепочке белка, а изменение структуры влечет изме-
нение его функции. На определенной стадии передача поручается находящимся в цитоплазме ионам и малым молекулам — вторичным мессенджерам. Их диффузия обеспечивает быстрое распространение информации внутри клетки, хотя их число невелико. Они способны регулировать огромное количество физиологических и биохимических процессов. Известны два пути передачи сигналов внутри клетки. Одним из вторичных мессенджеров является сАМР (циклический аденозинмонофосфат), другим — комбинация ионов кальция, инозитолтрифосфата и диацилглицерола. Последние два вещества образуются из самой плазматической мембраны. На обоих каналах работают G-белки — мембранные белки, активизирующие усилительный фермент, находящийся на внутренней стороне мембраны, иуже он превращает молекулы предшественников в молекулы вторичных мессенджеров. Оба канала ведут к изменению структуры клеточных белков.
Вопросы для самопроверки и повторения
1. Как происходит процесс биосинтеза белка?
2. Каково значение митохондриальной ДНК человека? Какова роль ферментов в репликации ДНК?
3. Как была открыта молекулярная структура ДНК и РНК?
4. Какое значение для биологии и естествознания имеет подразделение живого на уровни организации? Имеет ли оно практическое значение?
5. Назовите свойства живой материи, отличающие ее от неживой.
6. Какими общими чертами характеризуются разные уровни организации живого?
7. На чем основаны представления о том, что генетическим материалом являются нуклеиновые кислоты?
8. Охарактеризуйте молекулярно-генетический уровень организации живой материи.
9. Охарактеризуйте строение и биологическое значение АТФ. Почему АТФ называют основным источником энергии в клетке?
10. Каково значение молекулярно-генетических исследований наслед
ственности и изменчивости?
Глава 12