Электромагнитные энергоустановки
В традиционных электрических машинах (электродвигатели и генераторы электрической энергии) используются электромагнитные системы, в которых механическая энергия привода преобразуется в электрическую, а электрическая в механическую с коэффициентом полезного действия (КПД) меньше единицы.
Поскольку нас больше интересует свободная энергия, дающая возможность на каждую единицу затраченной, например, электрической, энергии получить несколько единиц такой же энергии, то есть увеличить коэффициент преобразования энергии (КПЗ) выше единицы в несколько раз, то рассмотрим несколько примеров таких энергоустановок.
Двигатели Сёрла.
В Англии в 1946 году John R.R. Searl обнаружил эффект взаимодвижения магнитных роликов сначала по поверхности прямоугольного, а затем и кругового магнитов /5/. На этой основе Сёрл делал двигатели практически одной конструкции, но разных диаметров вплоть до 10 метров.
Двигатель Сёрла состоит из двух основных деталей: кругового магнита – кольца и цилиндров – магнитных роликов, расположенных с внешней стороны кольца соосно с ним вдоль его цилиндрической образующей, по кругу. Кольцо и ролики намагничивают в осевом направлении одновременно в магнитном поле при 180 Ампер-витков с добавлением небольшой компоненты переменного тока ~100 мА радиочастоты ~10МГц.
При размещении роликов вокруг кругового магнита магнитный поток должен быть замкнут по контуру, выходя, например, из верхней части кольца, входя в верхнюю часть каждого ролика и далее – из нижней части ролика в нижнюю часть кольца, замыкая контур. Ролики притягиваются к круговому магниту и могут кататься по нему в обе стороны вправо – влево, находясь в положении безразличного равновесия. Материал: феррит, магнитная керамика, редкоземельные магниты.
Если толкнуть или начать двигать один ролик, то остальные будут перекатываться по окружности кольца в ту же сторону под действием магнитной силы. В этом легко убедиться на собственном опыте.
При некотором большом числе оборотов или окружной скорости роликов вокруг кругового магнита Сёрл обнаружил, что ролики приходят в самостоятельное вращение, увеличивая скорость до тех пор, пока не придут в динамическое равновесие.
Добавив С-образный электромагнит, Сёрл получил генератор электрической энергии. В 1952 году был построен первый генератор диаметром около 3 футов, мощностью ~100Вт (180кВт/тонну веса) состоящий из трех колец с электромагнитами, установленными по периферии. Каждое кольцо состояло из магнитных сегментов, разделенных изолирующими промежутками. Генератор был испытан на открытом воздухе и приводился в движение небольшим двигателем. При некотором числе оборотов генератор, не переставая вращаться, стал подниматься вверх, отсоединился от двигателя и взмыл на высоту около 50 футов. Здесь он немного задержался, разгоняясь все больше, и стал испускать вокруг себя розовоесвечение. В конце концов, генератор разогнался до фантастической скорости и скрылся из вида, вероятно, отправившись в космос /5/. С 1952 года Сёрл с группой сотрудников изготовили и испытали более 10 генераторов, самый большой из которых был дисковидной формы и достигал 10 метров в диаметре. Такие устройства называют еще дисками Сёрла.
Работу двигателей и генераторов Сёрла сопровождают следующие эффекты:
- возникновение высокого электростатического потенциала в зазоре между кольцом и роликами (до 1 МВ), при этом кольцо заряжено положительно (анод), а ролики – отрицательно (катод); имеет место характерное потрескивание (разряды) и запах озона;
- возникновение розового свечения;
- возникновение подъемной силы – уменьшение веса;
- возможность менять свойства генератора, изменяя частоту при намагничивании.
Почти 50 лет спустя после опытов Сёрла, снова возник интерес к его двигателю, видимо, в связи с предстоящим истощением запасов топлива и дефицитом энергии по другим причинам, особенно, в России. Наиболее информативным является сообщение /6/ об изготовлении и испытании двигателя Сёрла, выполненных на современном научно-техническом уровне в Институте Высоких Температур РАН (ИВТАН) и ОАО «НПО Энергомаш» имени академика В.П.Глушко. Построенную экспериментальную установку с диаметром магнитной системы из редкоземельных магнитов около 1 метра назвали конвертором (по-русски – преобразователь).
Конвертор состоит как всякий двигатель Сёрла из статора и ротора с закрепленными на нем магнитными роликами. Статор и ролики изготовлены из отдельных намагниченных сегментов, выполненных на основе редкоземельных магнитов с остаточной индукцией 0,85 Тл, коэрцитивной силой ~600 кА/м и магнитной энергией 150 кДж/м3. Сегменты намагничивались обычным способом путем разряда батареи конденсаторов через индуктор. Далее сегменты собирались и склеивались на специальном стапеле, обеспечивающем необходимые допуски для позиционирования сегментов, и отводящем магнитную энергию. Было использовано 110 кг магнитов для статора и 115 кг для роликов того же материала. Статор и ролики были обернуты сплошным слоем меди толщиной 0,8 мм, имевшем непосредственный контакт с магнитами. Между поверхностью статора и роликами был оставлен воздушный зазор около 1 мм. Для регулирования числа оборотов на статоре и роторе (роликах) были сделаны радиальные отверстия и в них установлены магнитные вставки с возможностью изменения расстояния между вставками на роликах и вставками на статоре, от которого зависит возникновение критического режима – самораскрутки и самовращения. Ролики перекатываются по вставкам статора по принципу шестеренчатого зацепления. Общий вес платформы с магнитной системой в исходном состоянии составлял 350 кг. По окружности ротора были также размещены электромагнитные преобразователи в виде С-образных магнитов с обмоткой, которые замыкались роликами, при пересечении которыми магнитопроводов возникала электродвижущая сила (ЭДС). Одновременно на валу ротора был установлен обычный электрогенератор, а также электродвигатель для первичной раскрутки ротора.
По мере раскрутки ротора магнитный датчик начинал фиксировать изменение веса платформы. При достижении критического режима (~550об/мин) обороты резко возрастают при замедлении изменения веса. После подключения нагрузки (ступенями – по 1 кВт) обороты начинают падать, а изменение веса продолжает расти. При максимальной мощности 7 кВт изменение веса всей платформы составляет 35% от 350 кг, что соответствует изменению веса магнитной системы –50%. Нагрузка выше 7 кВт приводит к снижению оборотов, выходу из режима самогенерации и остановке ротора. При вращении по часовой стрелке вес уменьшается, при вращении против часовой стрелки – увеличивается, причем критический режим в последнем случае возникает при 600 об/мин. Видимо, могут быть и другие резонансные критические режимы при более высоких оборотах.
Наблюдаемые эффекты аналогичны эффектам в опытах Сёрла:
- в затемненном помещении наблюдается коронный разряд в виде голубовато-розового свечения и характерный запах озона. Зоны повышенной интенсивности свечения расположены на роликах и имеют бело-желтый цвет. Звука дугового разряда не слышно и нет никаких видимых эрозионных повреждений поверхностей статора и роликов;
- возникают концентрические «магнитные стены» вокруг конвертора с индукцией ~0,05 Тл, совпадающей по вектору с магнитным полем роликов. Граница слоя имеет резкий характер, ощущаемый также рукой по холоду: температура на 6...8°С меньше, чем в помещении, в котором температура также снижается на ту же величину. Расстояние между слоями 50...60 см. Слои повышенной напряженности распространяются практически без ослабления на расстоянии около 15 м от центра конвертора и быстро спадают на границе этой зоны. На втором этаже над лабораторией наблюдались те же эффекты. Если раскручивать разрозненные цилиндры, то они разлетаются при достижении некоторой скорости вращения. Это означает, что рвутся магнитные силовые линии, то есть положительно заряженные электрино в магнитном потоке теряют устойчивую связь с отрицательными полями магнита. Освобождение большого числа ранее связанных электрино создает большую их концентрацию, особенно, на линии разграничения кругового магнита и цилиндров-роликов: создается высокое статическое напряжение.
Что касается эффекта свечения, то оно вызвано повышенной концентрацией электрино, традиционно называемой повышенным напряжением, как перед началом электрического разряда. То же явление иногда наблюдается над аккумуляторами /1/.
Второй эффект – охлаждение вызван отводом энергии, которая, буквально, берется из помещения, а точнее – путем отбора электринного газа из атмосферы помещения, и преобразования ее в энергию самого двигателя Сёрла, вращающего электрогенератор, который отдает эту энергию потребителю в виде электрического тока. Аналогичный эффект наблюдается в большем масштабе в Антарктиде. Из Антарктиды как магнитного полюса Земли удаляются электрино по своим траекториям – геомагнитным силовым линиям, унося с собой колоссальную энергию (свою кинетическую энергию) /1/. Это и есть прямое охлаждение Антарктиды. Та же энергия вносится потоком этих же электрино земного магнитного поля в Арктике. Поэтому в Арктике теплее, чем в Антарктиде, а в Антарктике холоднее, чем в Арктике. Абсолютный рекорд холода был зафиксирован на станции «Восток» в 1983 году и составил –89,2°С. Тот же эффект можем наблюдать, если прикоснемся пальцами к металлическому и неметаллическому предметам, имеющим одинаковую температуру. По ощущению металл покажется холоднее неметалла. Это связано с усиленным оттоком электрино от пальцев за счет действия избыточного отрицательного заряда металла, особенно в первое мгновение, пока металл не нагреется от пальцев за счет теплопроводности.
6.2. Принцип взаимодействия магнитов
и самовращения магнитных систем.
Поскольку магнитный поток есть поток электрино, то по общему правилу массопереноса, должен распространяться от большей концентрации электрино к меньшей /7,8/. Это и есть основной принцип взаимодействия магнитных и электромагнитных полей. Механизм действия заключается в отталкивании одноименно заряженных электрино друг от друга в сторону наименьшего сопротивления.
Рассмотрим принцип движения от большей концентрации к меньшей на разных примерах. Почему магниты одноименными полюсами отталкиваются, а разноименными притягиваются друг к другу? Если поднести друг к другу магниты северными полюсами, то концентрация электрино между ними увеличится, так как они вылетают из межатомных каналов именно на северном полюсе каждого магнита. Действуя динамически на первый слой атомов кристаллической решетки противоположного магнита, электрино, вылетающие из межатомных каналов первого магнита со скоростью порядка 1019 м/с, отталкивают этот (второй) магнит электродинамически и механически. То же происходит и с первым магнитом от действия противоположного (второго) магнита.
Атомы магнита как насосы прокачивают поток электрино по межатомным каналам, создавая напор – повышенную концентрацию на выходе из магнита. Соотношение размера (диаметра) электрино и канала составляет примерно 1:100 и менее, поэтому электрино свободно проходит по каналу. А учитывая, что в канале, видимо, больше ничего нет мельче электрино, то электрино проходит канал, а далее и весь контур циркуляции вокруг магнита почти без сопротивления. Это значит, что на входе в магнит на южном полюсе концентрация практически такая же, как и на северном полюсе этого магнита. И когда магниты соединяют южными полюсами, происходит то же, что и при соединении северными полюсами, а именно ~ отталкивание, и в данном случае не видно причин для притягивания.
При соединении магнитов разноименными полюсами отсутствует воздействие отталкивающихся друг от друга электрино на атомы кристаллической решетки в первом магните (пусть это будет северный полюс), потому что этот магнит выпускает поток электрино по своим межатомным каналам, минуя атомы, а во втором магните, поднесенном к первому южным полюсом, электрино «всасываются» в его межатомные каналы, также минуя встречу с атомами при непосредственном столкновении. Таким образом, в данном случае нет сил для отталкивания, но есть причина для притягивания путем «всасывания» электрино и создания, таким образом, некоторого разрежения – пониженной концентрации между разноименными полюсами.
Из вращающихся магнитных систем одними из самых простых для понимания являются магниторотационные системы Фурмакова /9/. Двигатель, если его можно так назвать, Фурмакова состоит из трех частей: соленоидной обмотки на немагнитном полом цилиндрическом каркасе; цилиндрического магнитного тела меньшего диаметра типа прутка, размещенного внутри полости катушки соосно с ней и с опиранием на внутреннюю стенку каркаса; постоянного магнита, например, плоского. Магнит размещается рядом с цилиндрической поверхностью катушки так, что с одной стороны катушки вверху и внизу по диаметру катушки, например, северный полюс постоянного магнита, а с противоположной стороны катушки – южный. При подаче на катушку переменного электрического тока тем самым подают на цилиндрическое магнитное тело (пруток) переменное магнитное поле с осевым направлением индукции. В верхнем положении пруток притягивается к магниту разноименными полюсами. Получив импульс вращательному движению с обкатыванием по внутренней образующей полого цилиндра, и, дойдя по инерции до нижнего положения, пруток перемагничивается и уже отталкивается от постоянного магнита, получая следующий импульс. Движение тела при отталкивании происходит за счет повышенной концентрации электрино в сторону ее уменьшения, а при притягивании – за счет пониженной концентрации в сторону от большей концентрации к этой пониженной. То есть движение, и в данном случае вращение, происходит за счет разности концентраций электрино магнитного потока.
Можно заставить вращаться обычный подшипник, если подключить к его внешней и внутренней обоймам сеть переменного или постоянного электрического тока, что проверено практически. При этом спираль тока, «намотанная» на обойму, создает осевое магнитное поле относительно подшипника в целом. Спираль тока в радиальном направлении от, например, внешней обоймы к внутренней, «навитая» вокруг шарика подшипника также создает осевое магнитное поле. Но, с одной стороны шарика направление магнитных силовых линий – траекторий движения электрино совпадает с полем обоймы, с другой стороны шарика – вычитается. Тем самым создается разность концентраций на противоположных сторонах каждого шарика и соответствующая сила, которая толкает шарики в сторону от большей концентрации электрино к меньшей. Как видно, принцип движения опять сведен к разности концентраций электрино в магнитной системе. К сожалению, коэффициент полезного действия (КПД) рассмотренного двигателя с использованием обычных подшипников очень низок и составляет 1...1,5%. Однако, если детали подшипника –обоймы и шарики или ролики – сделать из магнитного материала с соответствующим намагничиванием, то получится настоящий двигатель Сёрла, в котором КПД не имеет общепринятого значения, так как энергия берется непосредственно из окружающей среды. Собственно, конструкция двигателя Сёрла и натолкнула на мысль об испытаниях обычных подшипников в качестве двигателей (без обмоток и прочих атрибутов электродвигателей), пожалуй, самой простой конструкции, да еще без потребления электрической энергии или топлива в случае их исполнения как двигателей Сёрла.
В традиционных электродвигателях проводник с электрическим током создает свое магнитное поле и попадая в магнитное поле магнита, имеет сгущения магнитных силовых линий с одной стороны и разрежения – с другой. Как и в описанных выше случаях, проводник движется под действием силы, создаваемой за счет разности концентраций электрино, – от большей к меньшей.
Применим этот принцип к объяснению действия также и двигателя Сёрла. В нем каждый магнит, и круговой неподвижный и цилиндрические подвижные ролики, имеют свои магнитные поля, которые частично объединяются, образуя замкнутые контуры магнитного потока, циркулирующего последовательно по ролику и кольцу. Приведение роликов во вращательное движение вокруг кругового магнита сгущает магнитные силовые линии перед каждым роликом, начиная с первого ролика, который получает толчок к движению по окружности вокруг магнита. Вследствие взаимоотталкивания в сгущениях начинается движение электрино по кругу от больших концентрации к меньшим. Действие потоков электрино на ролики разгоняет их вокруг кругового магнита. В этом можно убедиться, толкнув один ролик и получив движение других. Пока линейная скорость роликов мала, малы сгущения и разности концентраций, мала и линейная скорость распространения импульса от сгущения по направлению вращения. Однако, при некоторой скорости раскрутки, по мере возрастания разности концентраций электрино, скорость распространения импульса от сгущений начинает превышать линейную скорость роликов, а действующая на них магнитная сила начинает превосходить силу механической раскрутки. Тогда начинается самораскрутка ротора с возможностью отдачи свободной энергии потребителю, а раскручивающий двигатель можно отключить. Таким образом, причина самораскрутки двигателя Сёрла заключается в возникновении сгущений магнитного поля в отдельных зонах, создании разности концентраций электрино, которая стремится к выравниванию, создавая импульс движению магнитных роликов или сегментов от большей концентрации к меньшей.
Из сделанного анализа следует, что для работы энергоустановок с двигателями типа Сёрла необходимы следующие условия:
- должно быть обязательно два (или более) магнитных поля;
- должно быть относительное движение (вращение) этих полей или магнитов;
- должны быть предусмотрены зоны сгущения и разрежения магнитных полей при их взаимодействии;
- по крайней мере, один из двух магнитов должен быть дискретным (состоять из нескольких отдельных частей..., сегментов, роликов...);
- обязательна принудительная раскрутка или импульс к первичному движению;
- возможен резонанс магнитной системы с внешней средой, повышающий энергетические возможности.
Различные типы взаимодействия электромагнитных полей, контуров и конструкций в работах других исследователей, например, Николаева, Маринова, ..., могут быть объяснены и поняты с привлечением принципов выполненного выше анализа.
6.3. Электрогенераторы с неподвижными
постоянными магнитами.
Речь идет о получении электрической энергии непосредственно из постоянного магнита. Неподвижный магнитный электрогенератор /10/ состоит из двух ферритовых магнитов размерами 4×6×0,5 дюймов, установленных друг от друга на расстоянии 3 дюйма разноименными полюсами. Между этих двух магнитов расположена генерирующая (соленоидная) катушка без сердечника, ось которой совпадает с направлением магнитного потока. Часть генерируемого тока подают на две катушки возбуждения, расположенные под углом 90° к оси основной катушки. Для указанного магнитного электрогенератора (МЭГа) характерны следующие особенности:
1. Пуск производится кратковременным подключением 9-вольтовой батареи к возбуждающим обмоткам, когда машина находится в режиме самопитания.
2. «Секрет» машины – в процессе, подготавливающем магниты, который определяет рабочую частоту машины. Одну и ту же машину с одинаковым успехом можно «научить» работать на частоте 60 Гц или 400 Гц.
3. Выходная мощность 1 кВт при напряжении 120 В и частоте 60 Гц. Наиболее спокойно машина работает при мощности 25 Вт.
4. На осциллографе выходной ток представлен правильной синусоидой.
5. В качестве нагрузки использовались лампочки в полный накал.
Электроизмерительные приборы независимо от нагрузки выше 1 кВт показывают нулевое или любое значение тока, напряжения и мощности.
6. Измерено уменьшение веса установки пропорционально нагрузке.
7. Магниты и катушки охлаждаются на 20 градусов Фаренгейта; при коротком замыкании на проводах образуется иней.
8. Свет от ламп накаливания мягче, чем обычно. Отмечается, что выходной ток не похож на обычный электрический ток.
9. Обнаружено влияние внешних излучений на параметры МЭГа, в том числе, от Солнца, землетрясения...
10. Практическое отсутствие падения напряжения при резком (на порядок) увеличении нагрузки, что свидетельствует о малом сопротивлении току, который, как полагают, не идет по проводнику.
11. Действие тока на человека более опасно, чем обычного, так как травмы заживают дольше.
В описанном устройстве основной трудностью является «навивка» прямых магнитных силовых линий на провод в виде спирали – спирального потока электрино. Поскольку электрино в магните движутся со скоростями порядка 1019 м/с как в ускорителях, то изменить их направление движения можно только с помощью такого же магнитного потока, что и сделано с помощью возбуждающих катушек. Кроме того, большие окружные скорости электрино при движении вокруг проводника неизбежно вызывают их уход с орбиты, а зазор (воздушное пространство) между магнитами обусловливает большие потери как в обычных электрических машинах и аппаратах. При этом коэффициент использования энергии магнитного потока по аналогии с двигателями Сёрла и подшипниками находится в пределах одного процента или меньше. Огромная энергия, циркулирующая в машинах в виде магнитного потока, не используется, приводит к чрезмерному перерасходу магнитов, большому весу и габаритам установки. В обычных электрических машинах процент использования магнитного потока настолько мал (менее 0,001%), что в методиках расчета его даже не принимают во внимание. Кроме того, эта огромная циркулирующая энергия создает отрицательные экологические эффекты: образование эфирных вихрей со свечением и подъемной силой либо тяготением, вредных излучений, магнитных стен, большого статического напряжения и других вредностей, не позволяющих осуществить промышленное изготовление и использование магнитных генераторов и двигателей. Даже в обычной лампочке накаливания только 13% энергии используется на световое излучение, остальное теряется на тепловое и другие виды излучений, а также идет на рециркуляцию, вдвое увеличивает материальные и энергозатраты /4/.
Анализ вариантов показал, что одним из наиболее рациональных вариантов магнитного электрогенератора, удовлетворяющим всем требованиям, включая получение электрического тока, отсутствие зазоров и излучений, минимум потерь и высокие удельные показатели (до 5 кВт/см3 объема магнита), является сотовый вариант МЭГа. Модуль МЭГа состоит, например, из шести трапецеидальных магнитов, которые в собранном виде образуют шестиугольную призму с круглым отверстием в середине. В это отверстие вставляется, например, медный проводник. Все трапецеидальные магниты намагничены с направлением магнитного потока по касательной к образующей цилиндрического отверстия или проводника в нем. При этом южным полюсом будет вся шестигранная поверхность призмы, а северным полюсом – внутренняя поверхность отверстия. Взаимодействие магнитных потоков, каждый из которых поворачивает предыдущий на некоторый угол (в данном случае –60°), обеспечивает вращательное движение электрино по спиральной траектории вокруг проводника. Для обеспечения поступательного движения электрического тока в одну сторону можно сделать еще наклон вектора индукции (при намагничивании) в нужную сторону на некоторый угол относительно оси проводника. Единичные модули МЭГа собирают в сотовую конструкцию. При этом электрически они могут быть соединены последовательно и параллельно для обеспечения требуемых значений тока и напряжения. Оценочная удельная мощность сотового МЭГа в 5 кВт/см3 во много раз превосходит известные показатели энергоустановок. Например, для питания лампочки мощностью 50 Вт достаточно МЭГа сечением 1 мм и длиной 10 мм, то есть примерно размером с 1/5-ю длины обычной спички. При этом, не нужны провода ни для подачи электротока, поскольку энергия потребляется из окружающего пространства, ни для отвода электротока, так как его сток будет осуществляться непосредственно в то же пространство, из которого и берется энергия: все устройство должно быть в самой лампочке. Конечно, сотовый МЭГ представляется самым перспективным источником энергии из всех известных.
Применяя управляющее устройство (задатчик) за счет малой доли вырабатываемой мощности, можно получить любую форму и параметры электрического тока на выходе из МЭГа. Поскольку в указанном МЭГе скорость движения электрино вокруг проводника остается равной их скорости в магните, что на 11 порядков больше скорости электрино в обычном (традиционном) электрическом токе, то новый вид тока является сверхскоростным, что, видимо, и обусловливает некоторые эффекты и особенности, перечисленные выше и непонятные авторам работы /10/ ввиду отсутствия у них в то время соответствующей теории и информации о ней. Существенно большая скорость тока означает большую удельную энергию электрино, поэтому поток (количество) электрино для получения одинаковой мощности должен быть, соответственно, на 22 порядка (превышение скорости в квадрате) меньше, чем у обычного тока, что снижает вредное экологическое действие тока и затраты на его производство.
Для создания в обмотке возбуждения кольцевого спирального тока во внутренней цилиндрической полости МЭГа эту обмотку можно выполнить как соленоидную предварительно свитым в спираль проводом либо протягивая провод вдоль полости шлагами по образующей цилиндра. Количество витков, диаметр и длина провода будут зависеть от требуемого напряжения и тока. Причем, при каждом импульсе возбуждения к току возбуждения будут добавляться электрино из постоянного магнита, многократно его увеличивая. Поскольку направление вращения тока будет меняться по и против часовой стрелки (переменный ток), то намагничивание постоянного магнита лучше сделать в этом случае нейтральным, то есть строго радиальным.
6.4. Магнитоэлектрический моментный
двигатель Волегова В.Е.
По классификации относится к магнитным двигателям с обмотками. Двигатель высокоскоростной (~18000 об/мин) и поэтому малогабаритный. Двигатель реально созданный и работающий, запатентован /11/. Двигатель состоит из статора, ротора и блока управления. Ротор, в свою очередь, состоит из кольцевой формы магнитов с осевой намагниченностью из 8-ми сегментов каждый с чередующейся полярностью. Кроме того, чередуется полярность сегментов соседних магнитов, находящихся на одной прямой в осевом направлении. Между магнитами оставлены кольцевые зазоры для размещения обмоток статора. Обмотки закреплены на полом валу статора. Навиты спирально из магнитомягкого материала – ленты тонкого пермаллоя с электрическими выводами через полый вал к блоку управления. Количество обмоток в кольцевом зазоре равно количеству сегментов магнита. Ротор вращается на подшипниках, закрепленных на полом валу статора.
Принцип действия двигателя Волегова заключается в подаче рабочего напряжения на катушку обмотки, создающего осевую намагниченность. При приближении полюса катушки к разноименному полюсу сегмента магнита полюса притягиваются. При проходе середины сегмента катушкой в ней делают переполюсовку и теперь одноименные полюса катушки и сегмента магнита взаимно отталкиваются, поддерживая вращательное движение ротора.
Особенностью работы двигателя является резкий саморазгон при большом числе оборотов. Заставляя работать на одном валу две машины: одну – в режиме двигателя, а другую – в режиме электрогенератора, Волегов В.Е. получил избыточную мощность порядка 30%. Скорее всего она получена за счет эффекта Сёрла, двигатель которого тоже состоит из кольцевых магнитов, состоящих из сегментов. Принцип действия двигателя Сёрла изложен выше. Недостатками двигателя Волегова являются те же магнитные эффекты, которые сопровождают работу вращающихся магнитных двигателей всех типов, не позволяющих их пока использовать для бытовых и промышленных нужд.
Двигатель Волегова может быть усовершенствован в соответствии с изложенной в книге теорией за счет снижения оборотов, устранения нежелательных магнитных эффектов, увеличения мощности путем изменения конструкции и размеров обмотки и т.п.
Известны также более совершенные микродвигатели Боголюбова В.А., в которых отсутствует необходимость переполюсовки.