Человек — качественно новая ступень развития биосферы
Современные представления о человеке связаны с феноменом его появления как итога эволюции органического мира. Некоторые ученые считают началом выделения человека — появление прямохождения. Останки такого человека найдены в Эфиопии, им около 4 млн лет. По ним можно видеть, что тогда не было ни
огня, ни орудий труда. Прямохождение освободило руки, развивалась рука для иных целей — на ней выделился большой палец. Появление огня датировано 1,4 — 1,9 млн лет. Выделяет человека из животного мира не только использование огня, но и захоронение трупов. В Кении найдено захоронение человека в возрасте человека умелого, которому 1,8 млн лет. Считается, что заселение Европы и Азии шло с Ближнего Востока. В районе Горно-Алтайска академик А. П. Окладников обнаружил следы гоминизации на отметке 1,5 млн лет.
Появление человека — качественно новый этап развития биосферы, который обеспечил разум человека. Благодаря разуму человечество стало самоорганизующейся системой. Еще в прошлом веке И. М. Сеченов говорил, что понять человека можно только в единстве плоти, духа и природы, частью которой он является (1861): «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Сходство человека с животным определяется не только элементным составом и строением тела (те же белки и нуклеиновые кислоты, те же структуры и органы), но и поведением. Кроме того, человеческий зародыш проходит во внутриутробном развитии все стадии эволюции вида. Дополнительные доказательства: рудиментальные органы, атавизм, многие черты поведения. У животных, как и у человека, развита система общения с помощью тех или иных сигналов.
Изучив огромный материал по зародышевому развитию губок, иглокожих, кишечнополостных и других беспозвоночных, наши естествоиспытатели И. И. Мечников и А. О. Ковалевский обосновали идею единства происхождения всего органического мира. Развивая эти исследования и обнаружив внутриклеточное пищеварение в подвижных клетках соединительной ткани беспозвоночных, Мечников разработал теорию фагоцителлы — теорию происхождения многоклеточных организмов (1880). Фагоцитоз — это способность особых, блуждающих клеток активно захватывать и уничтожать различные инородные тела (в том числе и микробы). Если побеждают фагоциты, больной выздоравливает, в противном случае — умирает. У высших животных, например, типичными фагоцитами (пожирателями) являются белые кровяные тельца — лейкоциты. Процесс проникания лейкоцитов через стенки сосудов к месту воспаления — одно из наиболее интереснейших явлений природы. На многих опытах с холерными микробами (в том числе и на самом себе) Мечников доказал, что фагоцитоз играл наибольшую роль в формировании невосприимчивости организма к инфекциям.
В притягательную для любого человека область явлений психики впервые проник И.М.Сеченов. Он первым высказал положение о наличии
связи жизненной деятельности клетки с внешней средой. Сеченов доказал, что психическая жизнь человека и, в частности, его сознание являются результатом деятельности мозговых клеток (1863). Он утверждал, что все акты сознательной и бессознательной жизни человека по способу прохождения — только рефлексы, причем источником рефлексов могут быть как внутренние, так и внешние раздражители. У человека в качестве таких источников могут быть нравственные регуляторы. Демонстрируя в опытах на себе скорость прохождения рефлекса, он силой воли задерживал скорость некоторых из них. Отсюда — особая роль столкновения человека с жизнью, воспитания в широком смысле слова в нравственной регуляции поступков, а значит, и в скорости тех или иных реакций организма. Эти исследования дали основания И. П. Павлову утверждать, что «приближается важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются и... отпадет естественным путем противопоставление моего сознания моему телу». Павлов перешел от изучения связей организма с окружающей средой, осуществляемых нервной системой, к исследованиям функций больших полушарий головного мозга. Он разделил рефлексы на безусловные и условные. В 1925 г. он открыл при своей лаборатории две клиники — нервную и психиатрическую, в которых применял для лечения результаты, полученные в исследованиях высшей нервной деятельности. Таким образом, он показал, что ряд нарушений душевной деятельности (например, шизофрения) связан с подчеркнутым проявлением так называемого охранительного торможения.
Исследуя качественные различия высшей нервной деятельности человека и животных, Павлов разработал учение о двух сигнальных системах: первой, общей для обоих, и второй, свойственной только человеку. Высшие животные способны понимать слова и эмоции, но они не способны к формированию отвлеченных понятий. Мышление животных всегда конкретно, тогда как человек формирует обобщения, понятия. При помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое отвлеченное мышление. Способность к понятийному мышлению отражает интеллект человека. Человек имеет план своей работы, он способен сознавать и понимать происходящее в мире. Развитая речь позволила расширить общение с помощью слов, к этому не способны животные. Недаром — «в начале было Слово». Оно способствовало организации людей в общество. Человек не только способен к труду, но и целенаправленно изготовлять орудия труда.
Мир живого — самоорганизующийся. Подобно тому как биосфера — самоорганизующая целостность, таковы и все ее уровни. Для животного мира формой организации является стадо. Социальное поведение животных — это эволюционный механизм, определяемый преимуществами общественной жизни. Постепенно потребность в обеспечении безопасности у животных становилась высшей потребностью, сформировала соответствующие инстинкты. Сначала была анонимная стая, потом появилась безличная,
затем личная семья. Этология (от греч. этос — поведение, характер, нрав) — наука о поведении животных — показывает, что в животном мире есть общественная жизнь с эмоциями и чувствами. К. Фриш экспериментировал с пчелами, а К.Лоренц и Н.Тинберген изучали более сложное поведение многих видов птиц, рыб, млекопитающих и насекомых.
Проблема соотношения социального и биологического интересовала ученых и философов во второй половине XX в. Любовь — сдерживающий агрессию фактор, эволюционно выгодный, поскольку обеспечивает репродукцию. У большого числа видов существует иерархическая форма организации, в том числе и у высших животных. Управляет такой организацией чаще всего одна особь, но встречается и коллегиальное управление. Пчелы, муравьи и термиты живут колониями, организованными по кастовому признаку. Приматы имеют более гибкую систему, в которой возможно перераспределение ролей. Есть группы, которые ведут непримиримую борьбу за первенство, такими являются сообщества крыс — спутников человека. По Лоренцу, «крыса пользуется теми же методами, что и человек: традиционной передачей опыта и его распространением внутри тесно сплоченного сообщества... Там, где отбор производится соперничеством сородичей самим по себе, — там существует огромная опасность, что сородичи в слепой конкуренции загонят друг друга в самые темные тупики эволюции». К 80-м гг. позиция Лоренца сместилась в сторону большей гуманизации человека и общества. Биологизация человека ведет не только к пассивности в воспитании, она может служить и идейным основанием различных форм расизма. Но к началу XXI в. был расшифрован геном человека, и стало известно, что расовые отличия в нем отсутствуют.
Человек — биосоциальное существо. Он прошел путь эволюции, сформировалось общество, и человек — его социальный продукт. Разрушение в человеке его социальной сущности — возврат к животному миру. Эти проблемы обсуждались еще в античности: киники видели природу человека в его естественном образе жизни, Эпикур — в его чувствах (одинаковых у человека и животных), стоики — в разуме. Сейчас этим занимается наука — социо-биология. Поэтому человек обречен на развитие, на самоусовершенствование через индивидуальность и через общество. Индивидуальность оттачивает миропонимание, общество ставит рамки, в которых индивидуальное миропонимание играет положительную роль в обществе. Появление противоречий между индивидуальным и общественным отражает инерцию в развитии; она спасает от крайних флуктуаций в развитии индивидуальности и действий индивида в отношении общества. Но слишком большая инерционность общества может и «задавить» личность, если индивидуальность не будет ее учитывать, т.е. система «личность — обще-
ство» развивается в самосогласованном режиме: личность созревает в обществе, а общество создается под влиянием личности. Единство биологического и социального — основа феноменоло-гилизма человека. Примеров нарушения этого баланса в человеческой истории предостаточно, и все они поучительны. Многократно общество расправлялось с индивидуальностью, чем наносило ущерб своему развитию. Часто и гениальная личность ввергала общество в различные авантюры.
Общество тоже прошло определенную эволюцию. Существует культурно-историческая концепция, идущая из Древней Греции. Геродот противопоставлял Европу — мир эллинских полисов и Азию — персидскую монархию. Деление на пролетариат и буржуазию в некотором роде соответствует этой концепции. Согласно другой концепции, история общества — единый процесс развития всей планеты. Сначала общество опиралось на четыре империи — Ассирийскую, Персидскую, Македонскую и Римскую. А.Дж.Тойнби в качестве единицы всемирной истории выбрал национальное государство, пытаясь совместить эти оба подхода. Потом заменил новой единицей — локальной цивилизацией. Он выделил среди «неевропейских» 21 цивилизацию в 16 регионах планеты. Среди цивилизаций — «примитивные» и «цивилизованные». Развитие общества идет через мимесис (подражание). В примитивных цивилизациях — это подражание предкам, т. е. общества статичны. Цивилизованные общества динамичны: подражают личностям, которые «бросают вызов» трудностям и преодолевают их через усилия. Этими вызовами могут быть природные катаклизмы, нападение чужеземцев или распад предыдущих цивилизаций. Объединительные тенденции развития обществ Тойнби связал с мировыми религиями, среди которых — зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам. При этом он постепенно пришел к идее «экуменического» видения истории, считая, что главное последнее единение может быть достигнуто на базе объединенной религии.
Универсальный эволюционизм исходит из представления, что возникновение духовного мира человека, его планеты и Вселенной — результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и общества как структур человечества.