Концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека

Главной научной концепцией естествознания, позволя­ющей ученым правильно понимать законы, управляющие развитием окружающей нас природы, стала естественно-историческая концепция. Только познав, как развивалось то или иное природное явление или объект, каков их ге­незис, можно понять и научно объяснить современность и надежно построить научный прогноз будущего. Достаточ­но назвать две наиболее фундаментальные концепции в ес­тествознании:

- дарвинизм,центральное звено которого — учение о
происхождении видов путем естественного отбора, ос­
нованное на сравнительно-историческом анализе, пре­
имущественно палеонтологическом;

- учение Докучаева и Вернадскогоо почвах, ландшаф­
тах и биосфере,основанное на естественно-историче­
ском анализе происхождения иразвития этих сложных
природных планетарных объектов.

В процессе создания концепции биосферы В.И. Вернад­ский приходит квыводу огромного мировоззренческого значения, по существу, определяющему стратегию будуще­го развития естествознания. Он говорит о том, что в совре­менное научное мировоззрение должно войти представле­ние о геохимических функциях живого вещества и чело­вечества как основных геологических сил, определяющих как само существование биосферы, так и формы и вектор ееразвития. Концепция биосферы стала точкой отсчета

нового этапа развития общего естествознания.Современ­ное общее естествознание — это биосферное естествозна­ние, в основе которого лежит представление о биосферных, то есть геохимических функциях живого вещества и чело­вечества. Без этого представления в настоящее время не­возможен «гармоничный ход научного и философского мышления». Вот главный урок Вернадского нашему поко­лению.

В «Мыслях и набросках» он пишет: «Сознание чело­вечества становится той «силой», тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс». Это общетеоретическое положение сформулировано в 1920 году. А сейчас оно перешло из об­ласти теории в практику. Например, прежде чем новый технологический процесс получит «путевку в жизнь», он должен пройти экологическую экспертизу.

Одновременно с Вернадским концепцию биосферы раз­вивали французские ученые. Так, само понятие «ноосфера» впервые прозвучало на лекциях 1927/28 учебного года из уст философа и математика, последователя Бергсона, Эду­арда Леруа. При этом соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник Пьер Тейяр де Шарден, палеонтолог и философ. Причем, что особенно для нас важно, оба француза строят свою мысль, опираясь на понятие биосферы и живого вещества в том духе, как они были развиты Вернадским в его знаменитых лекциях вСорбонне в 1922-1923 годах.

Так, в книге Тейяра де Шардена «Феномен человека» дается своеобразный ответ на вечный вопрос о смысле и цели человеческого существования, который сводится к следующему: человек как «ось и вершина эволюции» ярко раскрывает то, что изначально, хотя бы в возможности, присуще всей материи, т. е. человек есть сложный, развер­нувшийся «микрокосмос», содержащий в себе все потенции космоса. Это значит, что жизнь и человек, появившиеся на Земле в результате спонтанного зарождения из предбиоло-гических органических соединений (здесь Тейяр находит­ся на принципах материализма), неразрывно связаны с кос­мическими процессами, усложнениями материи. Земная жизнь представляет собой качественно новое проявление этой всеобщей тенденции. И хотя неживая материя кажет­ся нам «мертвой», она лишь «дожизненна», в ней имеет-

ся потенция стать живой. Следовательно, жизнь по своей природе космична, так как нить ее таится в самой ткани универсума (Тейяр не случайно употребляет термин «уни­версум»; для него под слоем элементарных частиц, состав­ляющих первичную материю, находится тонкий слой пси­хики). Человек — скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем некое начало направленной эволюции, стремящейся к точ­ке Омега — планетарному сознанию, духовному «яйцу мира». Вселенская эволюция идет не в пространственном, а в психическом направлении, она осуществляется не в космической экспансии человека, а в пределах нашей пла­неты. Для нас существенно то, что здесь Тейяр де Шарден обращает внимание на такой парадоксальный факт, что че­ловек до сих пор не нашел подобающего ему места в структуре мира, которую представляет современная наука. Более того, наука о Вселенной — космология — обходит­ся без рассмотрения человека; имеющиеся науки о человеке находятся на обочине естествознания «С чисто позитиви­стской точки зрения, человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И сле­дует признать, что в своих изображениях универсума на­ука, действительно, еще не нашла ему места. Физике уда­лось временно очертить мир атома. Биология сумела наве­сти некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология, в свою очередь, кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объедине­нии всех этих черт портрет явно не соответствует действи­тельности»10. Поскольку в человеке концентрируется все, что мы познаем, постольку неминуемо придем к науке о че­ловеке: постижение человека является ключом к раскры­тию тайн природы.

Американский биолог и космолог К. Саган, анализируя проблему космологических основ возникновения жизни, постулирует существование общей космической закономер­ности: во Вселенной в течение определенного времени (по­рядка нескольких миллионов лет) появление жизни осу­ществляется как непреложное явление космологической эволюции. Частный случай этой закономерности — воз­никновение жизни на нашей планете, вращающейся вок­руг одной из типичных, рядовых звезд Млечного Пути.

Следовательно, феномен земной жизни (а нам известна, к сожалению, только она) представляет собой проявление общей космологической эволюции, а земные биологи заня­ты лишь отдельной темой в многообразии, по выражению К. Сагана, «музыки жизни». Условия же появления жиз­ни на Земле определили ее развитие в качество целого, т. е. в виде биосферы, единого монолита живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии и связанными с этимкосмоплане-тарными биогеохимическими функциями.Это значит, что эволюция биосферы зависит от совокупности чисто земных икосмических явлений.

При рассмотрении проблемы человека существенным является то, что под влиянием человеческой мысли и че­ловеческого труда биосфера переходит в новое состоя­ние — ноосферу. В этом плане необходимо учитывать по­ложение В.И. Вернадского о встроенности человека, его социально-исторического бытия в космопланетарную ор­ганизованность жизни в целом. Именно в этом проявля­ется уникальность феномена человека: единство функ­ционирования в его жизнедеятельности законов приро­ды и общества.

По В.И. Вернадскому, вещество биосферы разнородно по своему физико-химическому составу, а именно:

1) живое веществокак совокупность живых организмов;

2) биогенное вещество— непрерывный биогенный поток
атомов из живого вещества в косвенное вещество био­
сферы и обратно;

3) косное вещество(атмосфера, газы, горные породы
и пр.);

4) биокосное вещество,например, почвы, илы, поверхно­
стные воды, сама биосфера, т. е. сложные закономерные
косно-живые структуры;

5) радиоактивное вещество;

6) рассеянные атомы;

Наши рекомендации