II.2.Методические рекомендации по организации мотивационной деятельности учащихся на уроках физики
Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.
В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «мог бы прекрасно учиться, а желания нет». В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения знаниями, который необходимо формировать и развивать.
Мотивация учащихся во многом зависит от личности учителя и его инициативной позиции на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень профессионализма учителя, его самокритичность, способность и стремление к проблемному обучению с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, живая подача изучаемого материала.
1. Мотивация деятельности учащихся на уроках физики.
Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся формируется уже в первые дни или годы обучения в школе. Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы, им они чаще руководствуются в своей учебной деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно.
Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально интерес появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты.
Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.
Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний. Опыт самостоятельной деятельности способствует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности – познавательный интерес. Закономерным следствие представленной цепи является в дальнейшем успешность этого ученика . В таких случаях я говорю: «Теперь этот ученик мой».
Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий, проектной деятельности и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают положительные эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.
По Л. С. Выготскому, обучение и развитие происходят эффективно в том случае, если предлагаемые в процессе обучения задания по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня знаний обучаемого. Если предлагаемые сегодня проблемы учащийся может решить с помощью учителя, то завтра он сможет решать такие проблемы самостоятельно. Это ориентация на зону ближайшего развития — на завтра, а не на вчера в развитии ребенка. При таком подходе на каждом уроке перед учащимися нужно ставить трудные проблемы, требующие умственных усилий.
Но ориентация только на трудное обучение с постановкой все более сложных проблем на каждом уроке не гарантирует успеха. Для достижения успеха в обучении и развитии учащихся необходима их внутренняя мотивация к процессу учения. Как же создать эту мотивацию?
2.1. Физический эксперимент как средство повышения мотивации школьников
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной, а так же осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель. Использование ИКТ на уроках физики позволяет повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" его с оптимальной для усвоения скоростью. Однако:
- Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.
- Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
- Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
- Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.
Учащихся 7-х классов, только начинают изучать курс физики, поэтому очень важно подобрать каждому ученику свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.
2.2. Метод проектов на уроках физик в 7 классе.
Проект - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на получение общего результата (продукта). Существуют разные типы проектов по способу преобладающей деятельности: исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные.
В основе проектной деятельности лежит:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- умений самостоятельно конструировать свои знания;
- ориентация в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления;
- умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
В этом учебном году у меня параллель из трех 7 классов, из которых наибольшей активностью отличаются 7 «Б» и «В» классы. С самого начала учебного года началось вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Под моим руководством участники проекта оформляют Паспорт проекта. Было видно, что межличностное общение в ходе подготовки проектов для многих школьников является стимулом к учебе.
Например, после изучения темы: «Физические величины. Измерение физических величин», был парный практико-ориентированный проект: «Измерительный цилиндр и его шкала».
После темы: «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля» развернулся проект по изготовлению прибора для демонстрации закона Паскаля, в котором участвовали ребята из трех классов. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Были важны и работа, и обсуждение, и презентация полученных результатов, и способы внедрения приборов в практику.
Прошли тему: «Сообщающиеся сосуды» и ребята с увлечением включились в работу по конструированию всевозможных видов фонтанов, в том числе, с элементами автоматики. Это был особый проект: «Фонтаны для моего города», в котором приняло участие 6 человек из трех 7 классов.
Самым массовым по численности (42 участника) стал творческий проект: «Молекула вещества - это мельчайшая частица данного вещества», а участники проекта: «Первоначальные сведения о строении вещества» готовятся представить свой продукт - презентацию на школьной научно-практической конференции, которая состоится в конце апреля. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы. В каждом конкретном случае мы договариваемся с ребятами о планируемых результатах и форме их представления, таким образом, активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким внутренним интересом.
3. Создание условий для формирования ощущения успешности при изучении предмета.
На уроках предпочтение отдаю опыту, физическому эксперименту. В своей работе опираюсь на следующие дидактические принципы:
–индивидуализация и дифференциация обучения;
–принцип творчества и успеха
–принцип доверия и поддержки
–принцип вовлечения детей в жизнь их социального окружения.
В работе применяю следующие методы стимулирования школьников: поощрение и наказание.
Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций, ситуации успеха. Поощрение вселяет уверенность, создает приятный настрой на учебу и повышает ответственность.
Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.
При работе с классом придерживаюсь модели активного взаимодействия. На уроке постоянно нахожусь в диалоге с учащимися, поощряю инициативу, стараюсь уловить изменения в психологическом климате класса и гибко реагировать на них. Для этого стараюсь создать положительный настрой в классе. Подбираю задания, направленные на раскрепощение мысли ребят, на проявление инициативы, смелости при поиске решения. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им раскрывать себя: свои способности, возможности.
Потребность в самовыражении и самопрезентации учащихся поддерживаю, используя презентации, подготовленные учащимися, чем подчеркиваю значимость результата их учебной деятельности и потребность в совместной работе. Часто включаю игровой момент на уроках в 7 классе, что повышает мотивацию к изучению дополнительного материала и рефлексию от учебной деятельности. Активно применяю на уроках физики игры для повышения самооценки и формирования ощущения успешности. Такие как:
1. Вперед к успеху. В течение 5 минут по пройденной теме 6 учеников должны показать уровень усвоенных знаний; каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы, формулы, выводы и делает шаг вперед: кто дальше прошел, тот и победил. Эту игру можно использовать как в начале урока, так и при закреплении пройденного материала, а также как один из видов смены деятельности.
2. Эстафета. Я начинаю игру, бросаю мяч одному из учеников, задавая при этом вопрос, он отвечает на него, кидает другому, задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.
Возможность совмещения на практике одновременно принципов развивающего обучения, проблемного обучения, деятельностного подхода к организации процесса обучения, и все это с выполнением условия высокой внутренней мотивации к учению является труднодостижимой задачей. Лозунг обучение обязательно должно быть успешным вызывает сомнения. Возникает естественный вопрос: почему обучение физике должно быть обязательно успешным для всех учащихся в классе? Ведь это особый учебный предмет, а способности и интересы у школьников разные. Пусть каждый ученик получает оценки в соответствии со своими способностями и усердием в процессе обучения.Такой подход к оценке результатов обучения некоторые преподаватели считают правильным. Он обоснован логически и опирается на нормативные документы. Но существует и другая точка зрения. Современная роль учителя — это роль помощника ученика. Любой учебный предмет должен рассматриваться не как цель, которой должен достигнуть учащийся, а лишь как одно из средств школы для достижения основной цели — максимального развития индивидуальных способностей каждой личности.
Подход к любому учебному предмету как к средству развития способностей учащегося изменяет в принципе систему отношений между учителем и учащимся в процессе обучения. Учитель средствами своего предмета предоставляет разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечает все его успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Неуспевающих учащихся в нормальном учебном процессе быть не должно. Если учитель учит, то у каждого учащегося обязательно будут какие-то успехи. Задача учителя — заметить эти успехи и заслуженно оценить. Одним из главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов — нет желания к продолжению деятельности. Нет желания — нет и самой деятельности, а есть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным, победным.
Как можно сделать победным для всех проблемное обучение с постановкой задач, выходящих за достигнутый уровень развития? Для успешного обучения нужно не только ставить перед школьниками трудные проблемы, но и незаметно помогать им самостоятельно найти решение этих проблем. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех учащихся.
Не вызывает сомнения тог факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения ,замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно.
Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом . Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию .Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.
Между тем,известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.
Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод отом, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.
При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
1.Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности .
3. Коллективные формы учебной деятельности .
4. Оценка учебной деятельности .
5. Стиль педагогической деятельности учителя.
1. Содержание учебного материала:
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности.Поэтому, давая учебный материал, нужно учитыватьимеющиеся у школьниковопределённого возраста потребности.
Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций,в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать ушкольников эмоциональныйотклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости уч-ся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать" изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающий всякий интерес к учению.
Учебныйматериал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.