Философские взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 до н.э., г. Стагира) первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного: он разделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах (позднее она получила название "метафизика" – "то, что после физики"), и вторую философию, предметом которой является природа (физику).
Аристотель, будучи учеником Платона, выступил против теории идей своего учителя после его смерти ("Платон мне друг, но истина дороже"). Критикуя в "Категориях" Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, Аристотель считал, что идеи (общие понятия рода и вида, например, "живое существо", "человек вообще", "животное вообще") существуют только в мышлении человека, т.е. это вторичные сущности, тогда как первичными сущностями являются единичные вещи и обозначающие их понятия (чувственные сущности, "вот эта отдельная вещь"), например, "этот человек" – Сократ, Платон и т.д., "эта кошка" и т.п.
О бытии: первые начала и причины бытия. Аристотель разделяет два вида или уровня бытия (сущего): 1) абсолютное бытие или сверхчувственный уровень бытия – "нечто в большей мере существующее" ("большее сущее", "суть бытия") и 2) относительное бытие или чувственный уровень бытия – "то, что существует в меньшей мере" ("меньшее сущее", т.е. содержит в себе элементы небытия, по сравнению с первым уровнем). Сверхчувственный уровень бытия – это мир умопостигаемых, вечных, неизменных и неподвижных сущностей как основы порядка в мироздании. Чувственный уровень бытия – это мир природы, совокупность единичных предметов, "этих вот" отдельных вещей, сущностей, воспринимаемых чувствами ("индивидуумов" или индивидуальных сущностей). Уровни бытия не разделены непроходимой пропастью, не являются внешними по отношению друг к другу, а, напротив, второй уровень существует внутри первого. Поэтому "уровень сутей" – это не потусторонний идеальный мир (как у Платона), а уровень сущностей явлений и предметов самой природы.
Аристотель разрабатывает учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего:
– формальная причина (форма, греч. "морфе", "эйдос") – отвечает на вопрос "Что это есть?"; это первая сущность вещи, которая находится в самой единичной вещи (это не потусторонняя идея) и без которой нельзя понять, что такое данная вещь "сама по себе"; это то, что составляет "суть вещи" и без чего вещь не может существовать. В познании сущность единичной вещи (форма) фиксируется в понятии того или иного ближайшего вида определенного рода, к которому принадлежит эта вещь, а не в понятии рода (например, сущностью Сократа является то, что он "человек", а не "живое существо" или просто "существо"). Формы вечны, неизменны, могут существовать не только в единичных вещах, но и отдельно от них в сверхчувственном бытии.
– материальная причина (греч. "хюлэ", означающее "строевой лес", "необработанный материал") – отвечает на вопрос "Из чего?"; это то, из чего состоят все вещи (субстрат). Аристотелевская материя имеет два смысла: а) первоматерия – вечное, пассивное, безжизненное, бесформенное вещество (первоматериал); б) оформленная материя – то, из чего непосредственно возникает единичная вещь; она определима и познаваема физикой. Впервые материя оформляется в формах четырех стихий (земли, воды, огня, воздуха); конкретные же вещи возникают из последней оформленной материи, например, камни – это материя для дома, но сами по себе камни – не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая затем, в свою очередь, форму каменности.
Форма и материя – это два вечных начала природы вообще и единичных вещей в частности. Все вещи состоят из формы (сути бытия вещи) и материи (субстрата вещи), в которой эта форма запечатлена (например, медный шар – это форма шара, запечатленная в меди). Поскольку материя – это источник преходящего характера вещей, то вещь "способна быть и не быть".
– движущая причина – отвечает на вопрос "Откуда начало движения?"; это некий вечная самодвижущая причина, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи;
– целевая причина – отвечает на вопрос "Ради чего?"; это вечная причина, направляющая движение вещи к определенной цели. По Аристотелю, все движущиеся вещи (процессы), стремятся к определенной цели – к полной реализации заложенных в них возможностей (самоосуществлению или "энтелехии"), т.е. стремятся к своему благу, а в конечном счете – и к благу вообще (например, целью яйца является стать птенцом, целью птенца – стать птицей).
В конечном счете, у Аристотеля четыре первопричины образуют два вечных начала бытия: 1) материю и 2) триединую формально-движуще-целевую причину, которую Стагирит называет Богом. Бог Аристотеля – это безличный, абсолютный Ум (некий вечный Мыслитель, чистый деятельный разум, который мыслит сам себя, т.е. мышление о мысли). Бог – это наивысшая, нематериальная ступень бытия, высшая осуществлённость бытия, "некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственно воспринимаемых вещей". Как формальная причина Бог есть "форма всех форм", вместилище всех сверхчувственных сущностей; как движущая – перводвигатель, который движет решительно всё, но сам неподвижен; как целевая – всеобщая цель, которая в то же время является и высшим благом, "предметом любви всех вещей". Учение о бытии Аристотеля, таким образом телеологично (от греч. teleos – цель): единый божественный Ум, будучи не только источником и причиной движения мира, но и его целью, обуславливает целесообразность всего мирового процесса, начиная от явлений природного мира и заканчивая жизнью человека и полиса, и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.
О человеке. Аристотель понимает жизнь как, «всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нём самом». Душа – «сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Благодаря телу душа перемещается в пространстве. Душа сама не двигается и не может двигать саму себя. Все аффекты души – состояния человека, а не её состояния. Из-за болезней тела и естественной старости тела душа стареет и портится.
Душа, согласно воззрениям Аристотеля, имеет также трехчастную структуру. Растительный уровень души обеспечивает способность тела питаться и воспроизводиться. Растительная душа присуща всем живым организмам, благодаря ей жизнь присуща всем живым организмам. Животный уровень души позволяет самостоятельно передвигаться, способности ощущать, желать, страдать, испытывать удовольствие, способность воспринимать формы ощущаемого без материи – цвет, звук, запах и т. д. Животная душа включает в себя растительную душу. Разумная душа (ум) – высшая божественная бестелесная способность не связанная с телом. Ум – чистая потенциальность до тех пор, пока не начинает размышлять и становится действительностью. Она включает в себя и растительную, и животную душу.
Предмет этики и политики – благо для человека как цель всех видов его деятельности. Они отвечают на вопрос «Ради чего?». Этика исследует формы добродетельной жизни в справедливом гос-ве, политика – основные принципы справедливого гос-ва.
Высшее благо – счастье. Что такое счастье? Три образа (способа) жизни доказывают, что не существует единого понимания счастья: путь Аполлона – стремление к удовольствиям; путь политика, воина – стремление к славе и почестям; путь философа – стремление к мудрости.
Путь философа – лучший образ жизни. Но царь-философ, в смысле Платона, недостижимый идеал, ибо человек никогда не свободен от необходимости жить в обществе, иметь жилище и пищу. Один человек не способен быть самодостаточным. Только гос-во есть самодостаточная целостность.
Благо различно и не существует единой науки о благе. Каждая наука исследует определённый вид блага. Что такое счастье как высшее благо? «Счастье и счастливая жизнь состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить – значит жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо. Причём счастье должно заключаться в некоем пользовании, то есть в деятельности…» («Политика»).
Если счастье – высшее благо, как его достигнуть? Необходимыми условиями достижения счастья являются: полнота добродетели (счастливому человеку свойственны все душевные добродетели); полнота жизни (счастливый человек создаёт все условия, внутренние и внешние, чтобы действовать согласно всем своим добродетелям); деятельность, избегающая обеих противоположностей блага, выбранного в качестве цели.
Как достигнуть золотой середины добродетели? – осознанно держаться подальше от её противоположностей.
· Если страх вызывает удовольствие, увлекай себя в сторону отваги. Станешь мужественным. Если страх вызывает страдание, увлекай себя в сторону отваги. Станешь мужественным.
· Если отвага вызывает удовольствие, увлекай себя в сторону страха. Станешь мужественным. Если отвага вызывает страдание, увлекай себя в сторону страха. Станешь мужественным.
Гос-во (полис) – общение людей, организованное ради блага взаимного сохранения:
· Материальная причина гос-ва – люди с их имуществом и территория проживания; после образования гос-ва его члены наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами.
· Формальная причина гос-ва – способ общения людей, гарантирующий их самодостаточное существование.
· Действующая причина гос-ва – его верховная власть.
· Целевая причина гос-ва – счастливая жизнь всех граждан гос-ва. «Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчётно стремятся к совместному жительству» («Политика»). «Гос-во создаётся не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и гос-во, состоящее из рабов или из животных, что в действительности не бывает» («Политика»).
Гос-во не может быть единым целым – иметь общую собственность, жён, детей (т. е. как у Платона); ведь то, что составляет единство всегда различно по качеству. Общая собственность станет ничей; общность жён и детей приведёт к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится семья.
В гос-ве должны существовать три сословия «очень состоятельные, крайне неимущие и третья, стоящие по середине между теми и другими».
Кто должен осуществлять управление в идеальном гос-ве? Гос-вом должны управлять люди среднего достатка. «…величайшим благополучием для гос-ва является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда они владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей» («Политика»). Полития – гос-во, состоящее из качественно и количественно преобладающего среднего сословия, –свободных, дружелюбных, не посягающих на чужую собственность, обладающих досугом для справедливого управления государством, людей. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, подчиняющаяся только закону, – наилучший способ управления гос-вом. Правители получают решающее значение только тогда, когда законы не дают однозначного решения.
Сейчас существуют правильные и неправильные типы гос-в. «Только те государственные устройства, которые имеют в виду общественную пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же ввиду только благо правящих – все ошибочны … они основаны на началах господства, а гос-во есть общение свободных людей» («Политика»).