Учебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
· использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
· овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
· приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Место предмета в базисном учебном плане
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
· Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Согласно учебному плану на изучение физики в 8 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 8 часов на проведение контрольных работ и 10 часов на проведение лабораторных работ.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
7. традиционная классно-урочная
8. игровые технологии
9. элементы проблемного обучения
10. технологии уровневой дифференциации
11. здоровьесберегающие технологии
12. ИКТ
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Содержании рабочей программы
Тепловые явления
Тепловое движение. Внутренняя энергия.
Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Влажность.
Лабораторная работа № 1.Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры.
Лабораторная работа № 2.Определение удельной теплоемкости вещества.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь.
Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Счетчик электрической энергия. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Лабораторная работа № 3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Лабораторная работа № 4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Лабораторная работа № 5. Регулирование силы тока реостатом
Лабораторная работа № 6. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Лабораторная работа № 7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Лабораторная работа № 8. Сборка электромагнита и испытание его действия
Лабораторная работа № 9.Изучение электрического двигателя постоянного тока
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы.
Оптические приборы.
Лабораторная работа № 10. Получение изображения при помощи линзы.
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | СРОКИ | ТЕМА УРОКА | ДЕМОНСТРАЦИИ | ИКТ | ФОРМА КОНТРОЛЯ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
ПЛАН | ФАКТ | ||||||
ГЛ.Ι | ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(11ч) | ||||||
1/1 | Сентябрь | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. | Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Теплопроводность различных тел. Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы. Наблюдение конвекции в жилом помещении. Испарение различных жидкостей. Телефильм: Применение теплопроводности. Термос. Охлаждение жидкостей при испарении. Постоянство температуры кипения. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Кристаллы. Модель кристаллической решетки. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. Видеофильм: «Изменение агрегатных состояний вещества» Модель ДВС. Устройство и действие четырехтактного ДВС. Действующая модель паровой машины. Слайды и видеофрагменты: ü Тепловые двигатели ü Парниковый эффект. | Беседа | §1 | ||
2/2 | 1 нед | Внутренняя энергия и способы её изменения. | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронтальный опрос, тест | §2,3 | ||
3/3 | Виды теплопередачи. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | §4,5,6 | |||
4/4 | 2 нед | Сравнение видов теплопередачи. | использование ЭОР http://school-collection.edu.ru | Фронтальный опрос, тест | §1-2 д.чт | ||
5/5 | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. | Презентация, использование ЭОР | Тест | §7,8 | |||
6/6 | 3 нед | Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении). | Презентация, ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Решение задач | §9 | ||
7/7 | Самостоятельная работа №1 «Удельная теплоёмкость». | Самостоятельная работа, решение задач | Упр.4 | ||||
8/8 | 4 нед | Л/р № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Лабораторная работа | ||||
9/9 | Октябрь | Л/Р № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела». | Лабораторная работа | ||||
10/10 | 1 нед | Энергия топлива. Закон сохранения энергии. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | § 10,11 | ||
20/9 | Решение задач «Энергия топлива». | ЦОР Повторение и контроль знаний | Решение задач | Упр.5 | |||
11/11 | 2 нед | К/Р № 1 «Теплопередача. Количество теплоты» | Контрольная работа | §12 | |||
ГЛ.ΙΙ | ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА(13ч) | ||||||
12/1 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание крист. тел. График плавления. | использование ЭОР | Анализ ошибок К/р | § 13,14 | |||
13/2 | 3 нед | Удельная теплота плавления. | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Решение задач | §15 упр7 | ||
14/3 | Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления. | Самостоятельная работа, решение задач | Упр.8 | ||||
15/4 | 4 нед | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | § 16 | ||
16/5 | Ноябрь | Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации). | использование ЭОР | Решение задач | §17 | ||
17/6 | 1нед | Кипение. Удельная теплота парообразования. | использование ЭОР | Фронтальный опрос, тест | §18,20 | ||
18/7 | Влажность воздуха и способы её определения. | использование ЭОР | Фронтальный опрос, тест | §19 | |||
19/8 | 2 нед | Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования. | Самостоятельная работа, решение задач | Упр.10 | |||
21/10 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронтальный опрос, тест | §21,22 | |||
22/11 | 3 нед | Паровая турбина. Контрольный тест № 1 «Тепловые явления» | Контрольный тест | §21,22,23 | |||
23/12 | Декабрь | КПД теплового двигателя. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Решение задач | §23,24 | ||
24/13 | 1 нед | К/Р № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | Контрольная работа | ||||
ГЛ.ΙΙΙ | ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (26ч) | ||||||
25/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | Электризация различных тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Определение заряда наэлектризованного тела. Электрическое поле наэлектризованных шариков. Электроскоп. Электрофорная машина, Термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент и аккумулятор. Составление электрической цепи. Устройство карманного фонаря. Тепловое, химическое, магнитное действие тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Зависимость силы тока от напряжения в цепи и от сопротивления этого участка. Измерение сопротивлений Зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения проводника, а также от рода вещества. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Нагревание проводников током. Плавкие предохранители. | Презентация | Анализ ошибок К/р | §25,26 | ||
26/2 | 2 нед | Проводники и непроводники. Электрическое поле. | использование ЭОР | Фронтальный опрос, тест | §27,28 | ||
27/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. | использование ЭОР | Тест | §29 | |||
28/4 | 3 нед | Строение атомов. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | §30 упр11 | ||
29/5 | Объяснение электрических явлений. | Тест | §31 | ||||
30/6 | 4 нед | Контрольный тест №2 «Электризация тел» Электрический ток. Источники тока. | Презентация | Контрольный тест | §32 | ||
31/7 | Январь | Электрический ток в металлах. Действия эл. тока. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Тест | §34,35 | ||
32/8 | 1 нед | Электрическая цепь. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Фронтальный опрос, тест | §33 упр13 | ||
33/9 | Направление тока. Сила тока. Амперметр. | использование ЭОР | Тест | §36,37,38 | |||
34/10 | 2 нед | Л/р № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | Лабораторная работа | Упр14,15 | |||
35/11 | Напряжение. Вольтметр. | использование ЭОР | Тест | §39,40,41 | |||
36/12 | 3 нед | Л/р № 4 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи». | Лабораторная работа | Упр16 | |||
37/13 | Февраль | Электрическое сопротивление проводников. | использование ЭОР | Тест | §43 упр18 | ||
38/14 | 1 нед | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Фронтальный опрос, тест | §42,44 упр19 | ||
39/15 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление | Решение задач | §45,46 упр20 | ||||
40/16 | 2 нед | Реостаты. Л/р № 5 «Регулирование силы тока реостатом» | Лабораторная работа | §47 | |||
41/17 | Л/р № 6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». | Лабораторная работа | |||||
42/18 | 3 нед | Последовательное соединение проводников. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | §48 упр22 | ||
43/19 | Параллельное соединение проводников. | Презентация | Решение задач | §49 упр23 | |||
44/20 | 4 нед | Решение задач «Виды соединений проводников». | Решение задач | Упр.23(4) | |||
45/21 | Март | Работа и мощность тока. | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Решение задач | §50,51,52 | ||
46/22 | 1 нед | Л/р № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | Лабораторная работа | Упр24,25 | |||
47/23 | Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. КЗ | ЦОР: Физика 7-11кл. | §53§54,55 упр27 | ||||
48/24 | 2 нед | Контрольный тест № 3 «Электрический ток» | Контрольный тест | §54,55 | |||
49/25 | Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами | ЦОР Повторение и контроль знаний | Решение задач | Упр26 | |||
50/26 | 3 нед | К/Р № 3 «Электрический ток». | Контрольная работа | ||||
ГЛ.IV | ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6ч) | ||||||
51/1 | Апрель | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | Магнитное поле прямого и кольцевого проводника с током. Магнитные линии. Электромагниты. Взаимодействие постоянных магнитов и магнитных стрелок. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник и рамку с током. | Презентация | Анализ ошибок К/р | §59,60 | |
52/2 | 1 нед | Магнитное поле тока. Магнитные линии. | ЦОР: Физика 7-11кл | Фронтальный опрос, тест | §56,57 | ||
53/3 | Электромагниты и их применение. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Фронтальный опрос, тест | §58 | |||
54/4 | 2 нед | Л/р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действий». | Лабораторная работа | Упр28 | |||
55/5 | Действие магнитного поля на проводник с током. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Тест | §61 | |||
56/6 | 3 нед | Л/р № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока». | ЦОР Повторение и контроль знаний | Лабораторная работа | |||
ГЛ.V | СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(10ч) | ||||||
57/1 | Источники света. Распространение света. | Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в линзах. Получение изображения с помощью линз | использование ЭОР | Тест | §62 | ||
58/2 | 4 нед | Отражение света. Законы отражения. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | §63 упр30 | ||
59/3 | Май | Плоское зеркало. | Фронтальный опрос, тест | §64 упр31 | |||
60/4 | 1 нед | Преломление света. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | §65 упр32 | ||
61/5 | Линзы. | Презентация | Фронтальный опрос, тест | §66 | |||
62/6 | 2 нед | Л/р № 10 «Получение изображения при помощи линзы». | ЦОР: Физика 7-11кл. | Лабораторная работа | Упр33 | ||
63/7 | Построение изображений линзы. | использование ЭОР | Решение задач | §67 упр34 | |||
64/8 | 3 нед | Оптические приборы. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Решение задач | 5-7 д.чт № | ||
65/9 | Построение изображений линзы. | использование ЭОР | Фронтальный опрос, тест | § | |||
66/10 | 4 нед | К/Р № 4 «Световые явления» | Контрольная работа | ||||
67-68 | ПОВТОРЕНИЕ КУРСА. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Анализ ошибок К/р, тест Решение задач |