Учебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

· использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

· овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

· приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

· владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

· Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно учебному плану на изучение физики в 8 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 8 часов на проведение контрольных работ и 10 часов на проведение лабораторных работ.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

7. традиционная классно-урочная

8. игровые технологии

9. элементы проблемного обучения

10. технологии уровневой дифференциации

11. здоровьесберегающие технологии

12. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Содержании рабочей программы

Тепловые явления

Тепловое движение. Внутренняя энергия.

Два спо­соба изменения внутренней энергии: работа и тепло­передача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость веще­ства. Удельная теплота сгорания топлива.

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических пред­ставлений.

Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турби­на. Влажность.

Лабораторная работа № 1.Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры.

Лабораторная работа № 2.Определение удельной теплоемкости вещества.

Электрические явления

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодейст­вие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь.

Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соедине­ний проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Счетчик электри­ческой энергия. Лампа накаливания. Электронагре­вательные приборы. Расчет электроэнергии, потреб­ляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Лабораторная работа № 3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Лабораторная работа № 4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Лабораторная работа № 5. Регулирование силы тока реостатом

Лабораторная работа № 6. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Лабораторная работа № 7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Электромагнитные явления

Магнитное поле тока. Электромагниты и их приме­нение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Лабораторная работа № 8. Сборка электромагнита и испытание его действия

Лабораторная работа № 9.Изучение электрического двигателя постоянного тока

Световые явления

Источники света. Прямолинейное распростране­ние света.

Отражение света. Законы отражения. Плоское зер­кало.

Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы.

Оптические приборы.

Лабораторная работа № 10. Получение изображения при помощи линзы.

Календарно-тематическое планирование:


№ урока СРОКИ ТЕМА УРОКА ДЕМОНСТРАЦИИ ИКТ ФОРМА КОНТРОЛЯ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  ПЛАН ФАКТ          
ГЛ.Ι     ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(11ч)        
1/1 Сентябрь   Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Теплопроводность различных тел. Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы. Наблюдение конвекции в жилом помещении. Испарение различных жидкостей. Телефильм: Применение теплопроводности. Термос. Охлаждение жидкостей при испарении. Постоянство температуры кипения. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Кристаллы. Модель кристаллической решетки. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. Видеофильм: «Изменение агрегатных состояний вещества» Модель ДВС. Устройство и действие четырехтактного ДВС. Действующая модель паровой машины.   Слайды и видеофрагменты: ü Тепловые двигатели ü Парниковый эффект.     Беседа §1
2/2 1 нед   Внутренняя энергия и способы её изменения. ЦОР: Физика 7-11кл. БНП Фронтальный опрос, тест §2,3
3/3     Виды теплопередачи. Презентация Фронтальный опрос, тест §4,5,6
4/4 2 нед   Сравнение видов теплопередачи. использование ЭОР http://school-collection.edu.ru Фронтальный опрос, тест §1-2 д.чт
5/5     Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Презентация, использование ЭОР Тест §7,8
6/6 3 нед   Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении). Презентация, ЦОР: Физика 7-11кл. БНП Решение задач §9
7/7     Самостоятельная работа №1 «Удельная теплоёмкость».   Самостоятельная работа, решение задач Упр.4
8/8 4 нед Л/р № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»   Лабораторная работа  
9/9 Октябрь Л/Р № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».   Лабораторная работа  
10/10 1 нед   Энергия топлива. Закон сохранения энергии. Презентация Фронтальный опрос, тест § 10,11
20/9     Решение задач «Энергия топлива». ЦОР Повторение и контроль знаний Решение задач Упр.5
11/11 2 нед   К/Р № 1 «Теплопередача. Количество теплоты»   Контрольная работа §12
ГЛ.ΙΙ     ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА(13ч)      
12/1     Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание крист. тел. График плавления. использование ЭОР Анализ ошибок К/р § 13,14
13/2 3 нед   Удельная теплота плавления. ЦОР: Физика 7-11кл. БНП Решение задач §15 упр7
14/3     Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления.   Самостоятельная работа, решение задач Упр.8
15/4 4 нед   Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Презентация Фронтальный опрос, тест § 16
16/5 Ноябрь   Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации). использование ЭОР Решение задач §17
17/6 1нед   Кипение. Удельная теплота парообразования. использование ЭОР Фронтальный опрос, тест §18,20
18/7     Влажность воздуха и способы её определения. использование ЭОР Фронтальный опрос, тест §19
19/8 2 нед   Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования.   Самостоятельная работа, решение задач Упр.10
21/10     Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. ЦОР: Физика 7-11кл. БНП Фронтальный опрос, тест §21,22
22/11 3 нед   Паровая турбина. Контрольный тест № 1 «Тепловые явления»   Контрольный тест §21,22,23
23/12 Декабрь   КПД теплового двигателя. ЦОР Повторение и контроль знаний Решение задач §23,24
24/13 1 нед   К/Р № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»   Контрольная работа  
ГЛ.ΙΙΙ     ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (26ч)        
25/1     Электризация тел. Два рода зарядов. Электризация различных тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Определение заряда наэлектризованного тела. Электрическое поле наэлектризованных шариков. Электроскоп. Электрофорная машина, Термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент и аккумулятор. Составление электрической цепи. Устройство карманного фонаря. Тепловое, химическое, магнитное действие тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром.   Зависимость силы тока от напряжения в цепи и от сопротивления этого участка. Измерение сопротивлений Зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения проводника, а также от рода вещества. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Нагревание проводников током. Плавкие предохранители. Презентация Анализ ошибок К/р §25,26
26/2 2 нед   Проводники и непроводники. Электрическое поле. использование ЭОР Фронтальный опрос, тест §27,28
27/3     Делимость электрического заряда. Электрон. использование ЭОР Тест §29
28/4 3 нед   Строение атомов. Презентация Фронтальный опрос, тест §30 упр11
29/5     Объяснение электрических явлений.   Тест §31
30/6 4 нед   Контрольный тест №2 «Электризация тел» Электрический ток. Источники тока. Презентация Контрольный тест §32
31/7 Январь   Электрический ток в металлах. Действия эл. тока. ЦОР: Физика 7-11кл. Тест §34,35
32/8 1 нед   Электрическая цепь. ЦОР: Физика 7-11кл. Фронтальный опрос, тест §33 упр13
33/9     Направление тока. Сила тока. Амперметр. использование ЭОР Тест §36,37,38
34/10 2 нед Л/р № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»   Лабораторная работа Упр14,15
35/11     Напряжение. Вольтметр. использование ЭОР Тест §39,40,41
36/12 3 нед Л/р № 4 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи».   Лабораторная работа Упр16
37/13 Февраль   Электрическое сопротивление проводников. использование ЭОР Тест §43 упр18
38/14 1 нед   Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. ЦОР: Физика 7-11кл. Фронтальный опрос, тест §42,44 упр19
39/15     Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление   Решение задач §45,46 упр20
40/16 2 нед   Реостаты. Л/р № 5 «Регулирование силы тока реостатом»   Лабораторная работа §47
41/17   Л/р № 6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».   Лабораторная работа  
42/18 3 нед   Последовательное соединение проводников. Презентация Фронтальный опрос, тест §48 упр22
43/19     Параллельное соединение проводников. Презентация Решение задач §49 упр23
44/20 4 нед   Решение задач «Виды соединений проводников».   Решение задач Упр.23(4)
45/21 Март   Работа и мощность тока. ЦОР: Физика 7-11кл. БНП Решение задач §50,51,52
46/22 1 нед Л/р № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»   Лабораторная работа Упр24,25
47/23     Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. КЗ ЦОР: Физика 7-11кл.   §53§54,55 упр27
48/24 2 нед   Контрольный тест № 3 «Электрический ток»   Контрольный тест §54,55
49/25     Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами ЦОР Повторение и контроль знаний Решение задач Упр26
50/26 3 нед   К/Р № 3 «Электрический ток».   Контрольная работа  
ГЛ.IV     ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6ч)        
51/1 Апрель   Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле прямого и кольцевого проводника с током. Магнитные линии. Электромагниты. Взаимодействие постоянных магнитов и магнитных стрелок. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник и рамку с током. Презентация Анализ ошибок К/р §59,60
52/2 1 нед   Магнитное поле тока. Магнитные линии. ЦОР: Физика 7-11кл Фронтальный опрос, тест §56,57
53/3     Электромагниты и их применение. ЦОР: Физика 7-11кл. Фронтальный опрос, тест §58
54/4 2 нед Л/р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действий».   Лабораторная работа Упр28
55/5     Действие магнитного поля на проводник с током. ЦОР: Физика 7-11кл. Тест §61
56/6 3 нед Л/р № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока». ЦОР Повторение и контроль знаний Лабораторная работа  
ГЛ.V     СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(10ч)        
57/1     Источники света. Распространение света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в линзах. Получение изображения с помощью линз использование ЭОР Тест §62
58/2 4 нед   Отражение света. Законы отражения. Презентация Фронтальный опрос, тест §63 упр30
59/3 Май   Плоское зеркало.   Фронтальный опрос, тест §64 упр31
60/4 1 нед   Преломление света. Презентация Фронтальный опрос, тест §65 упр32
61/5     Линзы. Презентация Фронтальный опрос, тест §66
62/6 2 нед Л/р № 10 «Получение изображения при помощи линзы». ЦОР: Физика 7-11кл. Лабораторная работа Упр33
63/7     Построение изображений линзы. использование ЭОР Решение задач §67 упр34
64/8 3 нед   Оптические приборы. ЦОР Повторение и контроль знаний Решение задач 5-7 д.чт №
65/9     Построение изображений линзы. использование ЭОР Фронтальный опрос, тест §
66/10 4 нед   К/Р № 4 «Световые явления»   Контрольная работа  
67-68     ПОВТОРЕНИЕ КУРСА.   ЦОР Повторение и контроль знаний Анализ ошибок К/р, тест Решение задач  

Наши рекомендации