Последовательность выполнения работы. Лабораторная работа № 2.Процесс сжатия
Лабораторная работа № 2.Процесс сжатия. Обеспечение термодинамических условий пуска двигателей в условиях низких температур
Цель работы: Определить пусковую частоту вращения коленчатого вала проектируемого двигателя при различной температуре окружающей среды.
Последовательность выполнения работы
Общие положения. За счет процесса сжатия обеспечиваются термодинамические условия воспламенения топлива в двигателе. Идея сжатия рабочей смеси перед ее воспламенением и сгоранием позволила значительно повысить КПД двигателя. Свежий заряд в ходе процесса сжатия изменяет температуру, причем если в начале ее величина меньше температуры внутрицилиндровой поверхности (температура цилиндра на рабочем режиме составляет порядка 130 оС), то в конце превосходит температуру цилиндра. Наличие теплообменника определяет процесс сжатия как политропный:
,
где n1 – показатель политропы сжатия.
Величина n1 зависит от частоты вращения, хода S поршня, диаметра D цилиндра, материала деталей внутри цилиндрового пространства, технического состояния поршневой группы.
Наибольшее значение на величину n1 оказывает частота вращения. С увеличением ее n1 увеличивается, так как сокращается время теплообмена между воздухом и окружающими его поверхностями. Кроме того, при увеличении частоты вращения уменьшается утечка воздуха через зазоры поршневых колец. Рабочий процесс двигателя при пуске имеет по сравнению с номинальным режимом ряд особенностей.
При пусковом прокручивании коленчатого вала скорость воздуха на впуске мала и запаздывание закрытия впускного клапана после Н.М.Т. приводит к обратному выбросу части воздуха.
Потеря рабочего объема цилиндра оценивается коэффициентом:
,
где - объем цилиндра описываемый поршнем при ходе от Н.М.Т. до момента закрытия впускного клапана.
С увеличением пусковые качества двигателя ухудшаются из-за снижения реальной степени сжатия:
,
где - геометрическая степень сжатия (принимается по данным двигателя-прототипа): .
Средний показатель политропы сжатия n1 при пусковом прокручивании можно определять по эмпирической формуле:
,
где n – пусковая частота вращения коленчатого вала.
Термодинамические условия обеспечивания воспламенения топлива у существующих двигателей составляют (ориентировочно):
для дизелей – Тв = 600К; для двигателей с искровым зажиганием – Тв = 400К.
Построив зависимость Тс=f(n) при различной температуре окружающей среды можно с достаточной точностью определить необходимую пусковую частоту вращения коленчатого вала для обеспечения воспламенения топлива.
При расчетах рекомендуется использовать следующие формулы:
, где .
Определение пусковой частоты вращения коленчатого вала проектируемого двигателя при температурах окружающей среды:
То1= -5 оС (268K); То2= -10 оС (263K); То3= -15 оС (258K)
производится расчетами и построением графиков на миллиметровой бумаге формата А4 в следующей последовательности.
1. Определяется реальная степень сжатия при пусковом прокручивании дизеля:
,
, где S – ход поршня,
S’ – ход поршня от Н.М.Т до момента закрытия впускного клапана ,
- угол закрытия впускного клапана после Н.М.Т. (принимается по рекомендациям: см. лаб. раб.№2), R=S/2; .
2. Определяется величина показателя политропы сжатия n1 при ожидаемых пусковых частотах (возможности стартерного устройства) n=50; 100; 150; 200 мин-1:
.
3. Определяется температура конца процесса сжатия Тс при возможной температуре окружающей среды То в зависимости от пусковой частоты вращения.
4. На миллиметровой бумаге строятся графические зависимости (рис.9) и определяются пусковые частоты вращения, достаточные для обеспечения воспламенения топлива.
Рис. Зависимость температуры воспламенения топлива от пусковой частоты вращения при различной температуре окружающей среды