Радиационная защита высотой в трехэтажный дом
Вратисав Худоба, физик-ядерщик из Чехии поднимается по высоким ступенькам в лаборатории ядерных реакций им.Флерова. Ученый останавливается перед бетонным забором в металлической оболочке высотой в трехэтажный дом.
- Эта стена - защита от радиации.
Вратислав спускается по ступенькам вниз и пинает ногами белые мешки, лежащие на полу.
- Это полиэтилен - также радиационная защита. Здесь еще белый грибок есть, он приятно пахнет, - подходя к грибку и щелкая по нему пальцами, говорит Вратислав.
Оксана Пузакова
13:22, г.Дубна, Объедененный институт ядерных исследований, Столовая при Лаборатории ядерных проблем
Зачем ученым автомобили?
Настало время обеда. Вратислав Худоба, физик-ядерщик из Чехии берет из черного рюкзака кошелек и направляется к лифту. На улице он кидает взгляд на стоящие на специальной площадке велосипеды.
- На работу я добираюсь толькоо на велосипеде. Это занимает буквально 5-10 минут, - говорит ученый.
Дубна небольшой город численностью в сорок тысяч человек. Большинство жителей города добираются на работу на велосипедах. На вопрос, почему не на машинах, они недоуменно пожимают плечами со словами: "А зачем?"
Оксана Пузакова
13:37, г.Дубна, Объедененный институт ядерных исследований, Столовая при лаборатории ядерных проблем
Чешский ученый непривередлив в еде
Вратислав Худоба, иностранный сотрудник Лаборатории ядерных реакций им.Флерова в столовой берет поднос для еды.
- Что у нас хорошего? - спрашивает ученый у повара.
- Да вот, суп овощной с курицей и сметаной, - наливая суп в тарелку, отвечает повар.
Вратислав ищет глазами свободный столик.
- Мне было непривычно переходить на российскую пищу. В Чехии порции намного больше, чем здесь. Но потом привык, - садясь на стул, говорит Вратислав.
Оксана Пузакова
14:20, г.Дубна, Объедененный институт ядерных исследований, Столовая при лаборатории ядерных проблем
Утро без чистки зубов ученого - день потерян
- Я просыпаюсь часов в девять утра. Потом я чищу зубы - без этого ничего не сделаю. Завтракаю, прихожу на работу. Здесь каждый день по-разному, нет стандартного рабочего дня. Если есть эксперименты у нас дежурнства, надо, конечно, просыпаться пораньше и сидеть до девяти вечера, мне это неприятно, - наматывая на вилку салат, произносит Врастисла Худоба, физик-ядерщик из Чехии.
К стоику подходит рыжая девушка. Она что-тъо говорит ученому и уводит его в сторону.
- Это моя жена, - возвращаясь на свое место, говорит физик-ядерщик.
Вратислав познакомился со своей будущей женой в ОИЯИ. Она такжеработает в лаборатории ядерных реакций им.Флерова. Но о своей личной жизни ученый говорит неохотно.
- Меня даже на фэйсбуке нет. Я не хочу делиться своей личной жизнью с незнакомыми людьми, - морщится Вратислав.
Оксана Пузакова
14:27, г.Дубна, Объедененный институт ядерных исследований, Столовая при лаборатории ядерных проблем
Лошадиная научная работа
- Во время эксперимента, лично для меня во время подготовки презентаций на конференции, написание статьи дается тяжело. Потом я прихожу домой только поспать. И это все. А с утра тоже самое, - говорит Вратислав Худоба, физик-ядерщик из Чехии.
Бывают дни, когда ученый приходит домой и не способен сделать хоть что-нибудь.
- Я сильно устаю после работы. Вечером я включаю телевизор, я его не смотрю, все равно, что он выключен. Зимой я катаюсь на беговых лыжах, - водя вилкой по тарелке, говорит Вратислав.
Оксана Пузакова
14:30, г.Дубна, Объедененный институт ядерных исследований, Столовая при лаборатории ядерных проблем
Дебри русского языка
Вратислав Худоба, сотрудник Лаборатории ядерных реакций им.Флерова приехал на стажировку в Россию в Объедененный институт дерных исследований в 23 года. Так он здесь и остался.
- Я тогда студентом был, жил в общежитии. Приехал сюда - получил квартиру. Это было очень удобно. К тому же Прага - это рай для туристов, а для нормальной жизни это не очень подходит, - доедая салат, говорит ученый.
Друзья Вратислава спокойно отнеслись к его переезду в Россию.
- Мои друзья толерантны. Они добродушно к этому относятся и не запрещают, - произносит Вратислав.
Молодому ченому в начале пути пришлось туго. У Вратислава все лекции проходили на английском языке. За полгода физик-ядерщик выучил русский язык.
- Сначала у меня и литература была на английском. Но с этим языком у меня было еще хуже, поэтому я быстро выучил русский, - улыбаясь говорит ученый.
Оксана Пузакова
14:37, г.Дубна, Объедененный институт ядерных исследований, Столовая при лаборатории ядерных проблем
Ученый испугался физики
Физиком-ядерщиком не сможет стать любой человек. Для изучения сложной науки необходимо быть умным и усидчивым.
- Люди нашей профессии - самостоятельные и творческие. Они не могут иметь интеллект ниже среднего. К тому же очень часто бывает так, что что-то не получается. Тогда ученый должен сидеть и упорно разбираться с проблемой. Без этого никак, - встает со стула в столовой Вратислав Худоба, иностранный сотрудник Лаборатории ядерных реакций им.Флерова.
На втором курсе университета Вратислав чуть было не забросил изучение физики. Он собирался уйти на гуманитарную специальность.
- Я испугался физики. В Пражский университет на нашу специальность сначало поступило 500 человек. Потом началось отсеивание. В конце учебы защищалось всего 60 человек. Я серьезно думал о том, чтобы начать писать. О боже! Но я не знаю с чего начать первое предлоежние! В итоге я выбрал себе технический путь и в этом направлении пошел, - делая из рук стрелку-указатель, говорит Вратислав.
Оксана Пузакова
ГЕРМАНИЯ
Ученый из Германии: старший научный сотрудник, доктор Вольфганг Кляйнинг
Корреспонденты: Антон Костылев, Наталия Красилова, Зарина Хазиева, Мария Куликова
9:30 Дубна, Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ), учебно-научный центр, аудитория 317
В ОИЯИ убивают опухоль
Станислав Пакуляк, директор центра, доктор физико-математических наук, проводит вводную лекцию об истории института. На большом экране мелькают слайды презентации. Видны различные агрегаты и установки:
- Наш институт начал строить ускоритель элементарных частиц в 1947 году, и в 1949 он был закончен. В 1957 году нас был создан самый мощный ускоритель элементарных частиц в мире, но он был выведен из строя в 2000 году. Кстати, в нашем институте есть лаборатория, где лечат рак. Направленный пучок протонов убивает опухоль.
Наталия Красилова
10:07 Дубна, Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ), лаборатория теоретической физики, кабинет Вольфганга Кляйнинга
Это всего лишь перфолента
Кабинет Вольфганга Кляйнига, немецкого ученого, находится на четвертом этаже в лаборатории теоретической физики. Ещё на лестнице слышен звук дрели, в институте - ремонт. Дверь открывает высокий пожилой мужчина в очках:
- Здравствуйте! Как вас много! – встречает он группу корреспондентов « Летней школы «Русского репортера» в составе четырех человек - Надо будет принести ещё один стул.
Кабинет ученого очень маленький: рабочий стол с компьютером и аккуратно сложенными тетрадками, на стене две полки с книгами по программированию на русском и немецком языке. В углу стоит стеллаж со стеклянными дверцами, на полочках стопки старых бумаг.
- Это важные научные чертежи? – спрашивает один из корреспондентов.
- Нет, это всего лишь перфолента от старого компьютера – улыбается Вольфганг – я только вернулся из отпуска, в кабинете делали ремонт, поэтому очень много мусора, который надо выкинуть.
Маруся Куликова
10:10 Дубна, Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ), лаборатория теоретической физики, кабинет Вольфганга Кляйнига