Краткая историческая справка. Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
КУРС ЛЕКЦИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
И ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Москва 2008
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом МГУПИ в качестве курса лекций
И.Г. Гетия, И.Н. Леонтьева, Л.Н. Скребенкова, Гетия С.И., Кривенцов С.М., В.К. Шумилин.
Безопасность жизнедеятельности: курс лекций: для студентов экономических, управленческих и юридических специальностей. – М.: МГУПИ, 2008.
Курс лекций разработан в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования Российской Федерации в декабре 2000 г.
Подробно рассматриваются вопросы безопасной работы на ПЭВМ и инженерной психологии, нормативно-техническая базе системы управления охраной труда, нормативные документы, обеспечивающие дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».
Для студентов экономического, управленческого и юридического блоков специальностей.
Табл. 24. Ил. 31. Библиограф.: 23 назв.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
Основные понятия | ||
Краткая историческая справка | ||
Управление охраной труда | ||
3.1. Нормативно-техническая документация | ||
3.2. Показатели жизнестойкости государства | ||
3.3. Система управления охраной труда (СУОТ) | ||
3.4. Структуры, подразделения, обязанности и ответственность должностных лиц | ||
3.5. Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль | ||
3.6. Трехступенчатая система контроля | ||
3.7. Организация обучения работающих безопасности труда | ||
3.8. Классификация несчастных случаев | ||
3.9. Фазы трудовой деятельности | ||
3.10. Причины несчастных случаев | ||
3.11. Методы исследования травматизма | ||
3.12. Расследование и учет несчастных случаев на производстве | ||
3.13. Аттестация рабочих мест | ||
Человек и техносфера | ||
4.1. Понятие системы человек-техносфера | ||
4.2. Аксиомы опасности в деятельности человека | ||
4.3. Закон Куражковского Ю.Н. | ||
4.4. Классификация основных форм деятельности человека | ||
4.5. Расчет интегральной балльной оценки тяжести труда по методике Б.Ф.Ломова | ||
4.6. Структурная схема человек – машина | ||
4.7. Опасные и вредные производственные факторы при эксплуатации ПЭВМ и мобильной связи | ||
Воздушная среда | ||
5.1. Источники вредных веществ и действие их на организм человека | ||
5.2. Нормирование вредных веществ в рабочей зоне | ||
5.3. Ионизация воздушной среды в помещении | ||
5.4. Влияние параметров микроклимата на организм человека | ||
5.5. Нормирование параметров микроклимата | ||
5.6. Системы вентиляции | ||
Производственное освещение | ||
6.1. Основные понятия | ||
6.2. Виды освещения | ||
6.3. Нормирование освещения | ||
6.4. Типы источников света | ||
Производственный шум | ||
7.1. Основные понятия | ||
7.2. Нормирование шума | ||
7.3. Мероприятия по защите от шума | ||
Производственная вибрация | ||
8.1. Основные понятия | ||
8.2. Нормирование вибрации | ||
8.3. Мероприятия по защите от вибрации | ||
Инфракрасное излучение (ИК) | ||
9.1. Основные понятия | ||
9.2. Нормирование инфракрасного излучения | ||
9.3. Методы и средства защиты от инфракрасного излучения | ||
Ультрафиолетовое излучение (УФ) | ||
10.1. Основные понятия | ||
10.2. Нормирование ультрафиолетового излучения | ||
10.3. Методы и средства защиты от ультрафиолетового излучения | ||
Электромагнитные поля промышленной частоты и радиочастотного диапазона | ||
11.1. Основные понятия, термины, определения. Воздействие электромагнитных полей | ||
11.2. Нормирование электромагнитных полей | ||
11.3. Методы и средства защиты от электромагнитных излучений | ||
Электробезопасность | ||
12.1. Действие электрического тока на организм человека | ||
12.2. Факторы, определяющие действие тока на организм человека | ||
12.3. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током | ||
12.4. Основные требования электробезопасности к устройству электротехнических изделий (ЭТИ) | ||
12.5. Средства защиты от поражения электрическим током | ||
12.6. Виды и конструктивное исполнение защитных заземляющих устройств | ||
Пожарная безопасность | ||
13.1. Основные понятия | ||
13.2. Нормирование пожарной безопасности | ||
13.3. Мероприятия по пожарной безопасности | ||
Определение основных параметров рабочего места пользователя ПЭВМ | ||
14.1. Общие сведения | ||
14.2. Санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы | ||
14.3. Требования электробезопасности и электромагнитной безопасности на рабочем месте пользователя ПЭВМ | ||
Защита территорий и населения от чрезвычайных ситуаций | ||
15.1. Общие сведения о ЧС и системе защиты от ЧС | ||
15.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени | ||
15.3. Обеспечение устойчивости функционирования производств в условиях ЧС | ||
Список использованных источников |
Введение
Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) предназначен для студентов управленческого, экономического и юридического блоков специальностей.
Курс лекций подготовлен в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования Российской Федерации в декабре 2000 г.
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» призвано обобщить на общей методической основе комплекс знаний, который необходим будущему специалисту с высшим образованием в его производственной деятельности.
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено наличием непрерывного воздействия на человека внешних потоков веществ, энергии и информации, которые часто превышают допустимые уровни. Каждый специалист должен уметь идентифицировать опасные и вредные факторы, знать нормативную базу и возможные средства защиты.
Учитывая, что специалисты экономического, управленческого и юридического блоков специальностей имеют на своем рабочем месте персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), в курсе лекций подробно рассматриваются вопросы безопасной работы на ПЭВМ и инженерной психологии.
Воздействие травмирующих и вредных факторов на пользователя приводит к перестройке психологии и физиологии организма, работы органов зрения, изменению биохимических процессов организма, что, безусловно, скажется на нынешнем и будущем поколениях в настоящее время и отдаленные сроки.
Поэтому задачей специалистов в области труда, организаторов производства является обучение пользователей правильной организации работы за счет правильного использования организационно-технических и медико-профилактических мероприятий.
Особое внимание уделяется нормативно-технической базе системы управления охраной труда (СУОТ), с которой специалист постоянно будет сталкиваться в своей производственной деятельности.
Основные сведения
Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.
Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью технических средств для удовлетворения социально-экономических потребностей.
Общая задача изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» заключается в подготовке будущего специалиста к пониманию важности вопросов безопасности в жизни современного общества и каждого человека в отдельности.
Краткая историческая справка
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» прошла следующие условные исторические отрезки времени.
В 1905 г. в Политехническом институте г. Санкт-Петербурга впервые прочитаны лекции по дисциплине «Техника безопасности в горнометаллургическом деле».
В 1930 г., когда началась массовая подготовка инженеров для создаваемой промышленности, в учебный план подготовки включена дисциплина «Техника безопасности».
В 1960 г., когда общество созрело до необходимости глобального улучшения условий труда, в учебный план включена дисциплина «Охрана труда».
В 1990 году, когда составляющая безопасности людей приобретает первостепенное значение, вводится дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая имеет три направления:
- охрана труда;
- техника безопасности;
- чрезвычайные ситуации в условиях мирного и военного времени.
Управление охраной труда