Вопрос № 1. Состав систем запуска. Способы запуска ГТД
Содержание группового занятия
Система запуска современных авиационных двигателей это довольно сложная система обеспечивающая выход двигателя на минимальный устойчивый режим работы в различных метеоусловиях, в рамках допустимых отклонений, после которого возможна его эксплуатация по назначению.
Состав системы запуска современных авиационных силовых установок включает в себя следующие элементы:
- пусковых топливных устройств (пусковых и подкачивающих электрических насосов, электромагнитных кранов. Форсунок), обеспечивающих подачу пускового топлива к пусковым форсункам в период запуска двигателя; если основное топливо подаётся в двигатель турбоприводным насосов, то до выхода на режим малого газа работает электрический подкачивающий насос, обеспечивая подачу основного топлива к рабочим форсункам;
- системы зажигания топлива;
- стартёра, обеспечивающего раскрутку ротора авиадвигателя до определённой скорости вращения;
-система автоматического управления процессов запуска;
-источника энергии для приведения в действие всех элементов системы запуска.
В системах запуска самолётных ускорителей, работающих обычно на твёрдом топливе, стартёры отсутствуют.
Способы запуска ГТД
Для обеспечения надёжного запуска, устранения возможных ошибок и освобождения экипажа от напряжённой работы в период пуска все операции по запуску авиационных силовых установок осуществляются автоматически по определённой программе. Для запуска подготовленного двигателя достаточно нажать на кнопку запуска. Управление программой запуска газотурбинных двигателей можно осуществлять:
- в функции времени, когда операции по запуску выполняются через строго определённые интервалы времени;
- в функции скорости вращения авиадвигателя;
- в функции определённой комбинации этих параметров, когда часть операций выполняется в зависимости от времени, а часть – в зависимости от скорости вращения.
Для управления программой запуска в функции времени применяются электродвигательные автоматы времени типа АВП (автомат времени пуска), АВ (автомат времени), ПМ (программный механизм), КАЗ (командный аппарат запуска). Любой из этих автоматов состоит из электродвигателя параллельного возбуждения ЭД небольшой мощности с электромагнитной муфтой ЭМТ и центробежным регулятором скорости вращения ЦР, редуктора Р и набора профилированных дисков Д с контактным устройством.
Рис. 1.АВП (автомат времени пуска)
Электродвигатель вращает диски, которые воздействуют в определённые моменты времени на контакты, включая и выключая соответствующие агрегаты системы запуска (катушка зажигания, контакторы переключения режимов работы электростартёра и пр.). Автоматы времени обычно размещаются в пусковых коробках и панелях (ПС, ПКС, АПД и пр.), в которых монтируются также коммутационные реле, пусковые сопротивления и контакторы.
Управление программой запуска в функции скорости вращения авиадвигателя осуществляется с помощью тахогенераторов, напряжение с которым подаётся к обмоткам управляющих реле, центробежных выключателей, реле максимальных оборотов РМО. Эти устройства коммутируют соответствующие электрические цепи при достижении заданных скоростей вращения авиадвигателя. Плавное управление программой запуска осуществляется с помощью рассмотренного выше угольного регулятора тока.
Вывод: при управлении программой запуска в функции времени и скорости вращения обычно большинство операций выполняется в зависимости от скорости вращения с дублированием по времени.