Тема 11. Холодильные установки
Классификация холодильных установок
Схема, устройство и принцип работы: дроссельных, вихревых, воздушных турбодетандерных, термоэлектрических, парокомпрессионных газовых холодильных машин (цикл Стирлинга, Джиффорда-Мак-Магона).
Методические рекомендации
При изучении этой темы необходимо помнить 2-е начало термодинамики, свойства реальных газов, знать определение холодопроизводительности и холодильного коэффициента, понимать физическую картину процессов, происходящих в рабочих узлах холодильных установок. Студент должен знать интервалы оптимальных достижимых уровней температур термостатирования и холодопроизводительностей для различного типа установок.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие параметры характеризуют эффективность холодильной установки?
2. Рабочие тела, использующиеся в холодильных установках, их характеристики.
3. Какими специфическими свойствами хладагента обладают рабочие тела парокомпрессионных и абсорбционных холодильных машин?
4. Напишите уравнение теплового баланса для рассмотренных холодильных установок.
Тема 12. Методы учета и контроля расхода энергии применительно к технике и технологиям предприятий ГА
Технико-экономические показатели силовых установок авиационных транспортных средств и технологических установок при выборе и
комплектации высокоэффективным энергопотребляющим оборудованием предприятий ГА. Тенденции энергосбережения в процессе разработки и эксплуатации перспективных двигателей. Методы и средства контроля функционирования систем двигателей: определение эффективности воздушных перевозок методом эквивалентных масс. Технико-экономические критерии эффективности источников и преобразователей энергии и энергоносителей, а также средств их транспортировки в наземном оборудовании и технологических системах. Приборы контроля учета и регулирования: счетчики воды и газов, расходомеры, теплосчетчики.
Энергосберегающее оборудование в централизованных и децентрализованных источниках энергии: ГТУ, теплонасосные установки (ТНУ), дизель-генераторные установки, возобновляемые источники энергии, экологические вопросы энергетики. Энергосберегающие эксплуатационные технологии в теплосетях; современные методы диагностики функционирования теплотрасс, бесканальная прокладка трубопроводов, перспективные теплоизоляционные материалы.
Методы проведения энергетических обследований и аудитов технических средств и энергетических комплексов предприятий ГА. Энергосберегающие технологии и экологическая обстановка.
Методические рекомендации
Изучая эту тему, студент должен осознавать основную цель учета и контроля энергии и энергоносителей энергосбережения как комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности как отдельных элементов, так и всего предприятия ГА.
Энергопотребление предприятий, обеспечивающих организацию воздушных перевозок, складывается из суммарного потребления энергии и энергоносителей авиационными транспортными средствами и наземным технологическим оборудованием. Студент должен понимать, что энергосбережение должно осуществляться по всей технологической цепочке: от топливно-энергетических запасов до источников энергии транспортных средств и наземного оборудования к средствам транспортировки энергии и энергоносителей и далее к средствам преобразования энергии и потребления. Студент должен знать, как должны размещаться средства учета и контроля энергии и энергоносителей, а также иметь представление об основных тенденциях энергосбережения, методах оценки энергосберегающих мероприятий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие основные технико-экономические показатели характеризуют энергосберегающее оборудование транспортных средств ГА?
2. Перечислите основные направления совершенствования современных ГГД.
3. Приведите примеры систем и устройств передачи и транспортировки энергии.
4. Объясните принцип работы теплосчетчика.
5. В чем преимущество децентрализованных теплосетей по сравнению с централизованными?
6. Приведите примеры использования возобновляемых источников энергии как перспективного направления энергосберегающих технологий.
7. Каким образом энергосбережение влияет на экологическую обстановку? Приведите примеры.
8. Каким образом оценивается технико-экономическая эффективность от внедрения энергосбережения?