Цель занятий по всему курсу физики
Матрица компетенций и темы самостоятельного изучения дисциплины
№ п/п | Наименование темы | Концепции, формируемые при самостоятельном изучении дисциплины | ||
ОК-1 | ПК-1 | ПК-7 | ||
Модуль 1. | ||||
Элементы механики сплошных сред | * | * | * | |
Модуль 2. | ||||
Термодинамические потенциалы и фазовые переходы | * | * | * | |
Модуль 3. | ||||
Диэлектрики в электрическом поле | * | * | * | |
Модуль 4. | ||||
Нелинейные процессы в оптике | * | * | * | |
Модуль 5. | ||||
Оптические квантовые генераторы | * | * | * |
Цель занятий по всему курсу физики
Цель учебного процесса по физике в современной высшей школе заключается не только в передаче знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, как это было в традиционной парадигме образования, но и в переводе их взаимодействия на уровень формирования профессиональной компетентности, которая предусматривает развитие у студентов: способности и готовности к постоянному, непрерывному самообразованию; стремления к поиску новой информации из различных источников, её осмыслению, творческому использованию на практике в сферах будущей профессиональной деятельности. В новой парадигме образования студент рассматривается как субъект учебной и самостоятельной деятельности. Поэтому необходимость включения его в активную самостоятельную деятельность - требование современной высшей школы.
Анализ государственных образовательных стандартов, учебных программ, планов вузов позволяет выявить растущую значимость самостоятельной работы студентов, которая составляет как минимум половину всего бюджета учебного времени. Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, вузы должны готовить высококвалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, социально и профессионально мобильного, готового к постоянному профессиональному росту. Решение этих задач невозможно без повышения роли и качества самостоятельной работы студентов, усиления ответственности преподавателя за развитие умений и навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Самостоятельная деятельность студентов активизируется, если учитываются следующие факторы, влияющие на качество самостоятельной работы: функции дидактического коммуникативного речевого воздействия в общении со студентами, условия эффективности СР, средства методического обеспечения, психологические условия продуктивности личностного развития, мастерство преподавателя, методы активного обучения, приёмы СР с источниками информации (первичные источники информации: рецензия, доклад, курсовое проектирование, исследование проблемы, квалификационная работа; вторичные- план текста, реферат, тезисы, цитаты, глоссарий, составление справки, графическая обработка текста и т.д.).
Выделены четыре этапа управляемой самостоятельной работы студентов, обеспечивающие её эффективность.
Первый этап - подготовительный. Этот этап наиболее сложный и трудоемкий. Он предусматривает продумывание всей логической системы организации УСРС; включает в себя составление рабочей программы с выделением тем для управляемой самостоятельной работы студентов; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.
Второй этап - организационный. На этом этапе предполагается определение целей индивидуальной и групповой деятельности студентов; проведение вводной лекции, а также индивидуальных и групповых установочных консультаций; установление сроков и форм представления промежуточных результатов.
Третий этап - мотивационно - деятельностный. На данном этапе обеспечивается положительная мотивация индивидуальной и групповой деятельности студентов; осуществляется анализ промежуточных результатов самостоятельных работ студентов; организуется самоконтроль и самокоррекция знаний по физике.
Четвертый этап - контрольно - оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, творческой дискуссии, моделей, макетов, отчетов, аннотаций, эссе, анализа итогового (рейтингового) тестирования и др. в зависимости от специальности и изучаемой дисциплины.
Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы кафедра физики организует чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы. Поэтому процесс изучения физики состоит из следующих этапов:
1. проработка установочных и обзорных лекций,
2. самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями;
3. выполнение контрольных работ;
4. прохождение лабораторного практикума;
5. сдача зачетов и экзаменов.