Проверка генератора на автомобиле

Ремонт и т.о генератора Газель, Соболь.

Назначение и конструкция генератора

Генератор предназначен для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе.
На автомобилях Газель устанавливается генератор переменного тока, мощностью 1000 Вт, модели 9422.3701 (либо 2502.3771). Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением, с встроенным кремниевым выпрямителем и регулятором напряжения. Устанавливается генератор на кронштейне, с правой стороны двигателя.

Устройство генератора имеет следующий вид:

Рисунок 1 - Генератор 9422.3701:
  • 1 - защитный кожух;
  • 2 - регулятор напряжения со щеткодержателем и щетками;
  • 3 - контактный болт;
  • 4 - конденсатор;
  • 5 - крышка со стороны контактных колец;
  • 6 - держатель подшипника;
  • 7 - контактные кольца;
  • 8 - изолятор;
  • 9 - обмотка возбуждения;
  • 10 - ротор;
  • 11 - вентилятор;
  • 12 - вал ротора;
  • 13 - крышка со стороны шкива;
  • 14 и 17 - втулки;
  • 15 - шкив;
  • 16 - тарельчатая шайба;
  • 18 - обмотка статора;
  • 19 - подшипник;
  • 20 - статор;
  • 21 - силовой диод;
  • 22 - выпрямительный блок;
  • 23 – держатель кожуха.

Внутренние части и обмотки генератора охлаждаются воздухом, продуваемым через окна в задней и передней крышках, при помощью двух центробежных вентиляторов 11. На рисунке 2 показана электрическая схема генератора.
Генератор приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Генератор работает совместно со встроенным электронным регулятором напряжения Я212А11Е.
Регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.

Рисунок 2 - Электрическая схема генератора:
  • 1 - генератор;
  • 2 - регулятор напряжения;
  • 3 - щетка;
  • 4 - контактное кольцо;
  • 5 - обмотка возбуждения;
  • 6 - обмотка статора;
  • 7 - конденсатор;
  • 8 - диоды обмотки возбуждения;
  • 9 - силовые диоды
Техническая характеристика генератора 9422.3701 Напряжение номинальное, В 14 Максимальный ток, А 72 Регулируемое напряжение, В 13,5-14,2 Сопротивление обмотки возбуждения, Ом 2,3-2,7

Проверка генератора на автомобиле

Запустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включите дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, стеклоочиститель, аварийную сигнализацию. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13 В. Если это не так, значит неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом, окислены или замаслены кольца обмотки возбуждения.
Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения – выключите все потребители кроме габаритного света и замерьте напряжение при частоте вращения 1000–1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5–14,2 В. Снятый регулятор напряжения можно проверить, подключив между щетками контрольную лампу (21–35 Вт, 12 В). К выводу “D 1” подключаем +12 В, а к выводу “масса” – “минус”. Лампа при этом должна гореть, а при повышении напряжения источника в пределах 13,5–14,2 В – погаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, регулятор подлежит замене.
Выпрямительный блок при выходе из строя его элементов рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена и отдельных диодов, однако при этом потребуется их перепрессовка в держатель. Эта операция требует аккуратности и навыка.

Наши рекомендации