Аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница

Таблицы 2-5. Результаты измерений и расчётов

В = _______

v×103,м/с
R1, см                    
R2, см                    
Т1/2, с                    
q1/m1, Кл/кг q2/m2, Кл/кг                    
                   
Табличные значения: q1/m1 = q2/m2=

ОБРАБОТК РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА:

1. Вычислите по формуле (4) удельные заряды изотопов углерода, неона, урана и неизвестного химического элемента и запишите полученные значения в соответствующие таблицы.

2. Используя справочные материалы по физике и химии, определите табличные значения удельных зарядов исследованных изотопов и сравните их с полученными в опыте.

3. Постройте график зависимости времени пролёта изотопов в камере масс-спектрометра от их скорости и сделайте выводы по результатам анализа этого графика.

4. Проведите оценку погрешностей проведённых измерений.

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

Атомная единица массы (а.е.м.) = 1,660×10-27 кг.

Элементарный заряд е = 1,602×10-19 Кл.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как определяется направление действия силы Лоренца?

2. Почему сила Лоренца не совершает работы?

3. Как будет двигаться заряженная частица в магнитном поле, если угол a между векторами аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru и аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru меньше p/2?

4. Ионы двух изотопов с массами m1 и m2 , имеющие одинаковый заряд и прошедшие в электрическом поле одинаковую ускоряющую разность потенциалов, влетают в магнитное поле перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Найдите отношение радиусов окружностей, по которым будут двигаться ионы в магнитном поле.

5. Определите, во сколько раз изменится радиус окружности, по которой заряженная частица движется в однородном магнитном поле, если её кинетическую энергию увеличить в n раз?

6. Определите удельный заряд иона, который в масс-спектрометре совершает один оборот за 628 мкс в однородном магнитном поле с индукцией 50 мТл.

7. Пучок ионов, влетающих в вакуумную камеру масс-спектрометра перпендикулярно силовым линиям однородного магнитного поля, расщепляется (рис.2). Определите, какая траектория соответствует: а) большему импульсу,

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru

Рис.2

если ионы имеют одинаковые заряды, но разные импульсы; б) большему заряду, если частицы имеют одинаковые импульсы, но разные заряды?

8. Два электрона движутся в одном и том же однородном магнитном поле по орбитам с радиусами R1 R2 (R1> R2). Сравните их угловые скорости.

9. В однородном магнитном поле движутся по окружностям протон и a-частица, имея равные кинетические энергии. Какая из этих частиц будет иметь орбитальный магнитный момент и период вращения больше и во сколько раз?

10. Заряженная частица влетела в однородное магнитное поле под углом a < p/2 между векторами аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru и аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru . Определите, отличны ли от нуля тангенциальная и нормальная составляющие ускорения частицы?

11. Заряженная частица летит прямолинейно и равномерно в однородном электромагнитном поле, представленном суперпозицией взаимно перпендикулярных электрических (напряжённостью Е) и магнитных (индукцией В) полей. Найдите скорость движения частицы.

12. Заряженная частица вращается в однородном магнитном поле с индукцией В по окружности радиуса R. Параллельно магнитному полю возбуждается электрическое поле напряжённостью Е. Определите, сколько времени должно действовать электрическое поле, чтобы кинетическая энергия частицы возросла в два раза?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.17

ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕПЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА С КОНДЕНСАТОРОМ

Ознакомьтесь с теорией в конспекте и в учебниках 1. Трофимова Т.И. Курс физики. Гл.11, §94. 2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. Гл.16, §16.3. Выберите: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ» и «Конденсаторы в цепях постоянного тока». Нажмите кнопку с изображением страницы во внутреннем окне. Прочитайте теорию и запишите основные сведения в свой конспект лабораторной работы. Закройте окно теории, нажав кнопку с крестом в правом верхнем углу внутреннего окна.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

· Знакомство с компьютерным моделированием переходных процессов в цепях постоянного тока.

· Проверка закона сохранения энергии в цепях постоянного тока с конденсатором.

· Определение ёмкости конденсатора методом разрядки.

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:

ПЕРЕХОДНЫМ ПРОЦЕССОМ называется процесс перехода от одного установившегося в цепи режима к другому. Примером такого процесса является зарядка и разрядка конденсатора. В ряде случаях законы постоянного тока можно применять и к изменяющимся токам, когда изменение тока происходит не слишком быстро. В этих случаях мгновенное значение силы тока будет практически одно и то же во всех поперечных сечениях цепи. Такие токи называют квазистационарными

РАЗРЯДКА КОНДЕНСАТОРА. Если обкладки заряженного конденсатора ёмкости С замкнуть через сопротивление R, то через это сопротивление потечёт ток. Согласно закону Ома для однородного участка цепи

IR=U,

где I и U – мгновенные значения силы тока в цепи и напряжения на обкладках конденсатора. Учитывая, что аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru и аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru , преобразуем закон Ома к виду

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru (1)

В этом дифференциальном уравнении переменные разделяются, и после интегрирования получим закон изменения заряда конденсатора со временем

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru , (2)

где q0 - начальный заряд конденсатора, е - основание натурального логарифма. Произведение RC, имеющее размерность времени, называется время релаксации t . Продифференцировав выражение (2) по времени, найдём закон изменения тока:

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru , (3)

где I0 - сила тока в цепи в момент времени t = 0. Из уравнения (3) видно, что t есть время, за которое сила тока в цепи уменьшается в е раз.

Зависимость от времени количества теплоты, выделившегося на сопротивлении R при разряде конденсатора можно найти из закона Джоуля-Ленца:

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru (4)

ЗАРЯДКА КОНДЕСАТОРА.

Считаем, что первоначально конденсатор не заряжен. В момент времени t = 0 ключ замкнули, и в цепи пошёл ток, заряжающий конденсатор. Увеличивающиеся заряды на обкладках конденсатора будут всё в большей степени препятствовать прохождению тока, постепенно уменьшая его. Запишем закон Ома для этой замкнутой цепи:

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru .

После разделения переменных уравнение примет вид:

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru

Проинтегрировав это уравнение с учётом начального условия

q = 0 при t = 0 и с учётом того, что при изменении времени от 0 до t заряд изменяется от 0 до q, получим

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru , или после потенцирования

q = аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru . (4)

Анализ этого выражения показывает, что заряд приближается к своему максимальному значению, равному С аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru , асимптотически при t ® ¥.

Подставляя в формулу (4) функцию I(t) = dq/dt, получим

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru . (5)

Из закона сохранения энергии следует, что при зарядке конденсатора для любого момента времени работа источника тока dАист рана сумме количества джоулевой теплоты dQ, выделившейся на резисторе R и изменению энергии конденсатора dW:

dAист= dQ + dW,

где dAист = аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru Idt, dQ =I2Rdt, dW =d аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru . Тогда для произвольного момента времени t имеем:

Аист(t)= аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru = аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ruаблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru . (6)

Q(t)= аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ruаблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru .(7)

W(t) = аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru = аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru . (8)

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ:

В реальных электрических цепях постоянного тока, содержащих конденсаторы, переходные процессы разрядки и зарядки конденсаторов проходят за время порядка 10–6 – 10-3 с. Для того,чтобы сделать доступными для наблюдения и измерения электрические параметры при переходных процессах в настоящей компьютерной модели это время значительно увеличено за счёт увеличения ёмкости конденсатора.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Определение ёмкости конденсатора методом разрядки

аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru 1.Соберите на рабочей части экрана замкнутую электрическую цепь, показанную ниже на рис.2. Для этого сначала щёлкните мышью на кнопке аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru э.д.с.,расположенной в правой части окна эксперимента. Переместите маркер мыши на рабочую часть экрана, где расположены точки, и щёлкните маркером мыши в виде вытянутого указательного пальца в том месте, где должен быть расположен источник тока. Подведите маркер мыши к движку появившегося регулятора э.д.с., нажмите на левую кнопку мыши, удерживая её в нажатом состоянии, меняйте величину э.д.с. и установите 10 В. Аналогичным образом включите в цепь 4 других источника тока. Суммарная величина э.д.с. батареи должна соответствовать значению, указанному в таблице 1 для вашей бригады.

Таким же образом разместите далее на рабочей части экрана 7 ламп Л1-Л7 ( кнопка аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru ), Ключ К (кнопка аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru ), вольтметр (кнопка аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru ), амперметр (кнопка аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru ), конденсатор (кнопка аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru ). Все элементы электрической цепи соедините по схеме рис.1 с помощью монтажных проводов (кнопка аблица 2. Определение сопротивления лампы. 5 страница - student2.ru ).

2. Щёлкните мышью на кнопке «Старт». Должна засветиться лампа Л7, а надпись на кнопке измениться на «Стоп». Курсором мыши замкните ключ К.

3. После установления в цепи стационарного тока ( должны погаснуть лампы Л5 и Л6 и светиться лампы Л1-Л4) запишите показания электроизмерительных приборов в таблицу 2.

4. Нажмите на кнопку «Стоп» и курсором мыши разомкните ключ К.

5. Двумя короткими щелчками мыши на кнопке «Старт» запустите и остановите процесс разрядки конденсатора. Показания амперметра будут соответствовать начальному току разрядки конденсатора I0. Запишите это значение в таблицу 3.

6. Вновь замкните ключ, зарядите конденсатор и повторите п.п. 5, 6 ещё 4 раза.

7. Для каждого опыта рассчитайте It= I0/2,7- силу тока, которая должна быть в цепи разрядки конденсатора через время релаксации t и запишите эти значения в таблицу 3.

8. При разомкнутом ключе нажатием кнопки «Старт» запустите процесс разрядки конденсатора и одновременно включите секундомер.

9. Внимательно наблюдайте за изменением показаний амперметра в процессе разрядки конденсатора. Остановите секундомер и синхронно нажмите кнопку «Стоп» при показании амперметра, равном или близким к It. Запишите это значение времени t1 в таблицу 3.

10. Проделайте опыты п.п.8, 9 ещё 4 раза.

Таблица 1. Суммарное значение э.д.с. источников тока

Бригада
Э.д.с.,В

аблица 2. Определение сопротивления лампы.

№п/п I, А U, В R, Ом
       
       
Номер опыта Среднее значение
I0, А            
It, А            
t, с            
C, Ф            

Наши рекомендации