Бумажки воруют время у науки
12:35, Объединённый Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), Лаборатория Ядерных Проблем (ЛЯП)
Нгуен Мань Шат оформляет документы для поездки на международный симпозиум по ядерной электронике. Он пройдёт в Болгарии в сентябре. Надо отнести приличную бумаг на подпись. Протокол, справки для получения визы. Бумажки отнимают у учёного много драгоценного времени. Из-за занятости Нгуен Мань Шат иногда вынужден отказываться от приглашений на разные международные мероприятия.
Однако десятка три бейджей с конференций на стене не позволяют назвать учёного домоседом.
Александр Карамышев
Вьетнамский учёный не любит русскую кухню
12:40, Объединённый Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), Лаборатория Ядерных Проблем (ЛЯП)
Ведущий сотрудник ЛЯП Нгуен Мань Шат готовит себе сам. Завтрак учёного – молоко с овсяными хлопьями и фасолевой мукой, которую вьетнамец очень хвалит за питательность. Уже на работе он пьёт вьетнамский кофе. А вот русскую кухню Нгуен Мань Шат не очень жалует, особенно супы.
- Они у вас солёные какие-то, - жалуется учёный, - Особенно женщины сильно солят. Нет, не вы, - смеется Нгуен Мань Шат на девушек-журналистов, - Девчонки – ничего, а женщины много соли кладут.
По нраву вьетнамскому учёному грибы. Он собирает их прямо в Дубне у озера. Нгуен Мань Шат с гордостью демонстрирует журналистам фотографии с полными корзинами грибов. Ещё учёный собирает папоротник для традиционного национального салата, вкус которого очень хвалит.
Александр Карамышев
Не наукой единой
12:50, Объединённый Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), Лаборатория Ядерных Проблем (ЛЯП)
Не только наука отнимает время у ведущего сотрудника ЛЯП. Нгуен Мань Шат входит в состав городского комитета, возглавляет вьетнамское землячество, помогает решать свои проблемы и другим восточным землячествам. Вьетнамская колония в ОИЯИ – 6 человек, а всего в землячестве более 10 человек. Иногда учёный играет на гитаре.
Александр Карамышев
Бизнес на рынке
12:55, Объединённый Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), Лаборатория Ядерных Проблем (ЛЯП)
Ведущий сотрудник ЛЯП Нгуен Мань Шат не был на Родине уже два года и пока туда не спешит.
- У меня такое мнение, что надо помочь стране, помочь молодым коллегам и надо поддерживать сотрудничество между наукой Вьетнама и ОИЯИ, - мотивирует причины редких визитов домой Нгуен Мань Шат, - После распада СССР многие мои соотечественники уехали в Россию на рынок делать бизнес. Их больше у вас, чем многих других народов. А науки мало. Знания не очень хорошие.
Александр Карамышев
Лучший в мире алкоголь
13:00, Объединённый Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), Лаборатория Ядерных Проблем (ЛЯП)
Вопрос об алкоголе не смущает вьетнамского учёного. Нгуен Мань Шат убеждён, что лучше Вьетнамской выпивки ничего нет.
- Раньше вина у нас не было, а теперь выращиваем виноград, получается хорошее вино, как во Франции. Людей из института угощал нашим вином. Они хвалили. У нас лучшее вино и лучшая водка, рисовая. Я был у японцев. Они из кожи дерева делают какого-то. Слабая она. А у нас 45 градусов, но она чистая. От неё не пьянеешь. А русская сорок градусов, и будешь пьяным.
Александр Карамышев
Нгуен Мань Шат обещает подарок
13:05, Объединённый Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), Лаборатория Ядерных Проблем (ЛЯП)
Участники Мастерской тотальной журналистики прощаются с вьетнамским учёным. К ведущему сотруднику ЛЯП сегодня приезжает в гости сын, и потому Нгуен Мань Шат спешит.
- Я выключу аппарат и пойду. Велосипед уже ждёт на стоянке, - улыбается Нгуен Мань Шат, - после обеда я должен отдать эти протоколы, а потом поеду встречать сына. Извините, что больше не могу уделить времени. Я вам привезу наше вино, когда поеду во Вьетнам. Кофе мало очень сейчас осталось, должны скоро привезти. Его тоже смогу вам подарить.
Александр Карамышев
Вьетнам
НатальяКосяк
Всех перегнали
10:10, Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Профессор Нгуен Мань Шат наливает кипяток в разноцветные кружки с кофе.
- Это - вьетнамский кофе, я привожу его из Вьетнама. Наша страна - первая по экспорту и производству кофе. И по экспорту риса тоже всех перегнали, даже Тайвань и Китай. В Китае - полтора миллиона жителей и не могут себя обеспечить, у нас покупают. Во Вьетнаме много всего производят, на весь мир. И самый вкусный кофе у нас.
Улыбается. Корреспондент Летней школы отпивает из чашки:
- Действительно вкусный кофе.
- Мы выращиваем много растительности – чай, кофе, какао. Раньше вина не было, а сейчас виноград как во Франции выращиваем – вкусный, красивый. Из института приезжала делегация, пробовали, говорят, вкусное вино!
Наталья Косяк
Профессор Нгуен Мать Шат: мы сбили 5723 американских самолета
10:13 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Профессор Нгуен Мань Шат рассказывает о войне с Америкой в 1960-х годах.
- После войны ничего не было. Американцы хотели вернуть нас в каменную эпоху. Бомбили в два раза больше, чем весь мир во Вторую Мировую Войну. Страна у нас небольшая, куда столько бомб? Гигантские «Боинги» летали очень высоко. Но мы учились и все их сбили. 32 штуки! Больше в мире таких нет. Много женщин – героев. Воевать надо было, и они взяли винтовки. 60 таких на гору забрались и если американцы летели – стреляли. Так и победили. Всего за войну 5723 разных самолетов сбили и многих в плен взяли. А пленным пилотам в тюрьмах давали книги о Вьетнаме читать, чтобы думали.
Наталья Косяк
Как выстоять в тяжелую минуту?
10:15 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Профессор Нгуен Мань Шат рассказывает о войне с Америкой в 1960-х годах.
- Монголы два раза Россию захватывали, а Вьетнам не смогли. Все приходили, с Лаоса, Китая, Франции, отовсюду хотели нас захватить и не могли. Потому что народ во Вьетнаме единый, решительный. Если жесткие, тяжелые условия – все равно борется. Вьетнам – народ непобедимый. Человек должен быть решительный и сплоченный с коллегами. Тогда можно выстоять.
- Как и русские во Второй Мировой Войне?
- Так.
Наталья Косяк
АЭС будет безопасной
10:30 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Нгуен Мань Шат, профессор из ОИЯИ показывает проспекты и путеводители по Вьетнаму.
- Россия сейчас помогает нам построить атомную энергетическую станцию. 2 блока уже построили, каждый мощностью 2000 МВт. В 2014 году начнут оборудовать, в 2020 – закончат строительство. 200 вьетнамских студентов в Обнинске готовятся на ней работать. АЭС будет стоять в центре Вьетнама, в провинции Ниньтхуан. Вокруг – горы, рядом – море, безопасно. С Россией сотрудничаем, потому что у вас хорошее оборудование. Его же каждые 5 лет нужно менять, у других стран его брать тяжело, ненадежно.
Наталья Косяк
Протоны помогут больным.
10:50 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Нгуен Мань Шат, профессор из ОИЯИ включает компьютер. На экране текст и картинка медицинского оборудования.
- Сейчас мы работаем над лечением раковой болезни. Не только в России, но и после войны во Вьетнаме очень много раковых больных. Сейчас в Ханое строят медицинский центр. Пока купили оборудование для получения изотопов. Ещё строим протонный канал, потому что протонная терапия раковой болезни полезнее и эффективнее. Если лечить изотопами 2-3 часа, то польза будет, если более длинное время – плохо, опасно. А протонная терапия может использоваться дольше. В России такие центры уже есть, работают эффективно.
Наталья Косяк
Молодёжь Вьетнама
11:10 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Нгуен Мань Шат, профессор из ОИЯИ говорит про жизнь во Вьетнаме.
- Молодёжь стремится учиться? Или большинство сразу идут работать?
- У нас молодёжь хорошо учится, на международных конкурсах много медалей занимают. Сейчас Вьетнам послал много, около трёх тысяч студентов по всем направлениям учиться в разные страны.
- Много ли мест, где можно получить высшее образование во Вьетнаме?
- О, у нас много вузов! Только в Ханое 43. И по всей стране очень много. Сейчас нужна молодёжь, которая пойдёт за нашим поколением. Нужны новые специалисты, чтобы осваивали знания, помогали, изучали, шли в науку.
- Где молодёжь хочет учиться?
- Сейчас престижно учиться на врача. И журналистов – девушек много учится. Бизнесом многие хотят заниматься, информационные технологии, много хотят людям помогать.
Наталья Косяк
Помощь второй Родине
11:20 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Нгуен Мань Шат, профессор из ОИЯИ стоит возле стола, заполненного оборудованием, проводами и деталями и отвечает на вопросы.
- 20 лет уже здесь работаю.
- Зачем остались?
- У меня впечатление, что нужно помочь этой стране, молодым коллегам, Вьетнамской науке, ОИЯИ. Меня сначала сюда послали начальником ускорителя и оставили. Пока мало научных кадров во Вьетнаме, я работаю. Теперь здесь уже вторая Родина. Кандидатскую здесь защищал, язык учил. Много языков знаю – китайский, японский, французский, английский, русский и родной. Русский – самый сложный. На международных конференциях учил. В сентябре на симпозиум в Болгарию, Варну поеду, выступать. Звали в другие страны уехать – не хочу.
- Если была бы замена – уехали бы?
- Если была бы замена – уехал.
Наталья Косяк
Я их ненавижу
11:30 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Нгуен Мань Шат, профессор из ОИЯИ показывает чёрно-белые фотографии из поездок на симпозиумы.
- В разных местах был, в Японии, в Китае, в Европе был.
- А в Америке?
- Был на одной конференции. Они хотели, чтобы я у них работал – я не хочу! Очень на них обиделся. Откровенно вам говорю – я их ненавижу» Они вели очень жестокую войну, сбрасывали химикаты, оранжевый газ. Всё время кричат о правах человека, демократии, а на самом деле ни черта нет. Когда был на конференции – шёл через таможню. Они сначала засунули в сумку датчики, просканировали. Через 5 метров опять попросили сумку открыть. Зачем, если только всё просканировали? У меня икра с собой была, таможенник понюхал, сказал, «зачем такой, вредно», а я ему наоборот - вкусно, из России ведь везу, - отпустили. На весь мир кричат, а так относятся. У нас всего 5 минут – вся пограничная таможня. У них там после 10 вечера на улицу выйти опасно, бандиты, а тут нормально, всю ночь можно гулять. Америка ворует у всех народов, почему доллары штампуют, а золота нет? Сейчас все так делают – даже Китай и Северная Корея. Только Вьетнам так не делает.
- Разве все американцы плохие?
- Нет, конечно, людей много хороших и в Америке. Морсон себя сжигал против войны. И Клинтон был против этой войны. И сейчас во Вьетнам приезжают бесправительственные организации из Америки, помогают, изучают.
Наталья Косяк
Военные хитрости
11:45 Дубна, Объединенный Институт Ядерных Исследований (ОИЯИ), лаборатория ядерных проблем, 118 комната
Нгуен Мань Шат, профессор из ОИЯИ говорит про войну.
- Когда была война я помогал. Американцы сбрасывали так называемые «интеллигентные» бомбы, магнитные с датчиками. Если много магнитных волн – значит оружие идёт. Если оружие – значит солдаты идут, бомба это чувствовала и взрывалась. Очень интересный этот датчик – много всего регистрирует – шум, запах, даже мочу. Если много солдат идёт – будет взрыв. Мы придумали оборачивать бомбу кабелем, создавать магнитное излучение и она взрывалась. Американцы приходили, видели взрыв, а тел нет, поэтому поставили ключ от магничивания. Нам лучше стало, бомбы взрываться перестали. Ещё придумали рыть яму и на неё класть деревянный круг с четырьмя гранатами. Вертолёт пролетал, круг этот в воздух поднимал и всё, вертолёт взрывался, от четырёх гранат не выживешь. У нас много чая растёт, разные сорта, в разных местах, высоко и низко в горах, на островах, иногда туда не добраться. Там чай обученные обезьяны собирают. Решили, что делать, почему бы не воспользоваться обезьянами и обучили обезьян убивать американцев, научили отличать американцев от других солдат по длинному носу и запаху. Однажды привезли целый батальон солдат из Америки, а обезьяны их ночью почти всех уничтожили. Обезьяны маленькие – заборы легко перелезть могут, везде заберутся. Потом американцы стали бояться «низких и очень волосатых вьетнамцев» и теперь останавливаются только в городах или у реки.
Улыбается.
Наталья Косяк
Народная мудрость
12:00 Объединенный Институт Ядерных Исследований, Лаборатория Ядерных Проблем, 118 комната
Нгуен Мань Шат, профессор из ОИЯИ говорит о медицине.
- У нас хорошая народная медицина, лучше обычной. У человека есть внутренние резервы – ими нужно пользоваться. Если лечишься от болезни одними лекарствами – всплывает вторая, третья болезнь, а надо точечно лечиться. Внутренние силы на это и нужны. Они сами человека восстановят и всё будет хорошо.
- Почему тогда в других странах так мало народной медицины?
- Так и я об этом их спрашиваю, почему. Народная эффективнее. Вот если у вас голова болит – потрите за мочками ушей по часовой стрелке 15-17 раз и всё пройдёт. Там много всего есть, акупунктура очень помогает. А ещё не надо думать о плохом, мы живём сейчас.
Наталья Косяк
Что ест профессор
12:20 Объединенный Институт Ядерных Исследований, Лаборатория Ядерных Проблем, 118 комната
Профессор из ОИЯИ, Нгуен Мань Шат, показывает фотографии собранных им грибов на своём телефоне.
- Очень люблю грибы собирать и есть. И папоротники
- Салат из папоротников любите?
- О! Это очень вкусно! Очень люблю!
- А что Вы любите есть?
- На завтрак я готовлю вьетнамское блюдо из молока, кукурузных хлопьев, фасольной муки. Очень питательно и вкусно.
- А как Вам русская кухня?
- Очень солёная! Очень! Я привык есть в столовой, но во Вьетнаме так много соли не употребляют. Особенно не люблю рассольник, слишком солёный. Нет, вьетнамская кухня лучше.
Наталья Косяк
УКРАИНА
Ученый:Федорук Сергей Алексеевич, научный сотрудник лаборатории теоретической физики
Корреспонденты: Оксана Куцых, Марина Пастухова, Ульяна Соколова