Гравитационные явления (17 ч)

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Свободное падение. Движение искусственных спутников. Перегрузки и невесомость. Сила тяжести на других планетах. Гравитация и Вселенная.

Лабораторные работы и опыты

Нахождение центра тяжести плоской пластины.

Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Резерв свободного учебного времени (5 час)

Требование к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать

· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

· электрическое поле, волна, атом, атомное ядро;

· смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость; электрический заряд,сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

· смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах; сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

Уметь

· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение и преломление света;

· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения;

· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;

· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

· приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных явлениях;

· решать задачи на применение изученных физических законов;

· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

· контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

· рационального применения простых механизмов;

Календарно-тематическое планирование

Наши рекомендации