Назначение и устройство асинхроного двигателя
Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (а, б) и схема его включения (в): 1 — корпус; 2 — сердечник статора; 3 — сердечник ротора; 4 — обмотка ротора — «беличья клетка»; 5 — обмотка статора; 6 — вентиляционные лопатки ротора; 7 — подшипниковый щит; 8— кожух вентилятора; 9 — вентилятор.
При питании обмотки статора трёхфазным током создаётся вращающееся магнитное поле, частота вращения которого (синхронная)
n1 = 60f/p об/мин,
где р-число пар полюсов поля (1,2,3,4,5, и т.д.)
Если ротор неподвижен или частота его вращения меньше 1 синхронной, то вращающееся магнитное поле пересекает проводники обмотки ротора и индуцирует в них ЭДС.
На проводники с током, расположенные в магнитном поле, действуют электромагнитные силы, направление которых определяется правилом левой руки. Суммарное усилие F приложенное ко всем проводникам ротора, образует электромагнитный момент М, увлекающий ротор за вращающимся магнитным полем. Если этот момент достаточно велик, то ротор приходит во вращение и его установившаяся частота вращения n2 соответствует равенству электромагнитного момента тормозному, создаваемому приводимым во вращение механизмом и внутренними силами трения. Такой режим работы асинхронной машины является двигательным.
Относительную разность частот вращения магнитного поля и ротора называют скольжением:
S = (n1 – n2)/ n1,
Скольжение часто выражают в процентах:
S = [(n1 – n2)/ n1х100. %
Очевидно, что при двигательном режиме 1 > S > 0.
Таким образом, характерной особенностью асинхронноймашины является наличие скольжения, т.е. неравенство частот вращения n1 и n2.
Только при указанном условии в проводниках обмотки ротора индуцируется ЭДС и возникает электромагнитный момент. Поэтому машину называют асинхронной (ее ротор вращается несинхронно с полем).