Описание лабораторных макетов

Лабораторная работа по исследованию сигналов АМ, БМ и ОМ выполняется на компьютере с использованием виртуального макета 1.4а, структурная схема которого приведена на рис. 8.

В состав макета входят генератор модулирующего непрерывного сигнала b(t) = A1sin(2pf1t) + A2sin(2pf2t) + A3sin(2pf3t) и модулятор (генератор несущего колебания входит в состав модулятора). Значения частот и амплитуд гармонических колебаний A1, f1, A2, f2, A3, f3, частоту переносчика f0, коэффициент mАМ можно изменять.

Схема макета дает возможность устанавливать вид модуляции: АМ, БМ, ОМ с ВБП и ОМ с НБП. Временные и спектральные диаграммы сигналов можно наблюдать в двух точках схемы макета: на входе и на выходе модулятора. В случае ОМ осциллографом на входе модулятора кроме модулирующего сигнала b(t) отображается сигнал Описание лабораторных макетов - student2.ru . Вместе с осциллограммой модулированного сигнала пунктирной линией выводится график огибающей сигнала.

Описание лабораторных макетов - student2.ru

Лабораторная работа по исследованию сигналов ЧМ и ФМ выполняется на компьютере с использованием виртуального макета 1.4б, структурная схема которого приведена на рис. 9.

В состав макета входят модулятор и генераторы модулирующих сигналов. Частота переносчика f0 = 2500 Гц. Переключатель S дает возможность выбирать один из генераторов модулирующих сигналов: генератор гармонического колебания b(t) = sin 2pft, частоту которого f можно регулировать, и генератор сложного колебания b(t) = 0,5 sin 2p70t + 0,5 sin 2p200t.

Схема макета дает возможность устанавливать вид модуляции: ЧМ или ФМ, девиацию частоты Dfд в случае ЧМ и девиацию фазы Djд в случае ФМ. Временные и спектральные диаграммы сигналов можно наблюдать в двух точках схемы макета: на входе и на выходе модулятора.

 
  Описание лабораторных макетов - student2.ru

Требования к отчету

7.1 Название лабораторной работы.

7.2 Цель работы.

7.3 Результаты выполнения домашнего задания.

7.4 Структурные схемы для выполнения каждого пункта лабораторного заданияи результаты выполнения пп. 5.2...5.4, 5.6…5.9 лабораторного задания (осциллограммы и спектрограммы, каждая из которых должна иметь подпись).

7.5 Выводы из результатов выполнения пп. 5.2...5.4, 5.6…5.9 лабораторного задания (совпадение теоретических и экспериментальных данных, совпадение результатов выполнения домашнего задания и экспериментальных данных, проявление свойств сигналов и т.п.).

7.6 Дата, подпись студента, виза преподавателя с оценкой в 100-балльной шкале.

ЛР 1.5 Исследование сигналов цифровой модуляции

Цель работы

1.1 Изучение методов передачи цифровых сигналов модулированными сигналами АМ-М, ФМ-М и ЧМ-2.

1.2 Исследование временных и спектральных характеристик сигналов АМ-М и ФМ-М для М = 2 и 4 и ЧМ-2.

Ключевые положения

2.1 Первичный цифровой сигнал b(t) – это последовательность двоичных символов (бит) 1 и 0, следующих через интервал Тб. В цифровых устройствах прямоугольный импульс высокого уровня соответствует символу 1, а импульс низкого уровня – символу 0. Основной параметр первичного цифрового сигнала – его скорость R (бит/с).

2.2 Сигнал цифровой модуляции s(t) – это последовательность радиоимпульсов, которые отображают первичный сигнал и следуют через тактовый интервал Т:

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (1)

где si(t), i = 0, …, М – 1 – канальные символы (радиоимпульсы);

М – число канальных символов (уровней модулированного сигнала);

Описание лабораторных макетов - student2.ru – i-й канальный символ, передаваемый на k-м тактовом интервале.

Радиоимпульсы могут отличаться амплитудами, фазами или частотами. Существуют разные виды цифровой модуляции: АМ-М, ФМ-М, АФМ-М, КАМ‑М, ЧМ-М.

Если М = 2, то имеет место двоичный сигнал s(t), когда символ s0(t) используется для передачи 0, а символ s1(t) – для передачи 1. Если М > 2, то имеет место многопозиционный (многоуровневый) сигнал s(t). Как правило, М = 4, 8, …, 2n, n – целое число. Здесь каждый символ si(t) используется для передачи n = log2M бит первичного сигнала b(t). Какую именно последовательность бит переносит каждый символ, устанавливает модуляционный код. Если в случае двоичных сигналов Т = Тб, то в случае многопозиционных сигналов длительность тактового интервала увеличивается: Т = Тбlog2M.

2.3 Для сигналов АМ-М и ФМ-2 канальные символа записываются:

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (2)

где ai – число, отображающее n бит, которые передаются символом si(t);

A(t) – функция, определяющая форму радиоимпульсов;

f0 – частота несущего колебания.

Из выражения (2) вытекает, что канальные символы являются сигналами аналоговой БМ и, поэтому спектр радиоимпульса si(t) состоит из двух боковых полос, сосредоточенных возле частоты несущей f0. Спектральные свойства радиоимпульса si(t) целиком определяются функцией A(t).

Если функция A(t) – прямоугольный импульс длительности Т, то спектр радиоимпульса будет широким, а для передачи цифровых сигналов важно сформировать компактный спектр. Для того чтобы спектр радиоимпульса si(t) был компактным, и отсутствовала межсимвольная интерференция, функция A(t) должна быть импульсом Найквиста. Тогда боковые полосы частот будут копиями спектра Найквиста (рис. 1), а ширина спектра сигналов АМ-М и ФМ-2:

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (3)

где fн = 0,5/Т – частота Найквиста;

a – коэффициент ската спектра (0 £ a £ 1).

Из выражения (3) вытекает важный вывод – увеличение числа позиций сигнала позволяет уменьшить ширину спектра канальных символов (2).

Описание лабораторных макетов - student2.ru 2.4 Канальные символы принято условно изображать в виде сигнальных точекв некотором пространстве. Сигнальные точки сигналов АМ-М и ФМ‑2 располагаются на числовой оси и потому эти сигналы называют одномерными (рис. 2). Диаграммы, на которых канальные символы изображены в виде сигнальных точек, называются сигнальными созвездиями.

Модуляционный код сигнала
АМ-2: передаче 0 соответствует a0 = 0, а передаче 1 соответствует a1 = а.

Модуляционный код сигнала
ФМ-2:0 ® a0 = – а; 1 ® a1 = а.

Модуляционный код сигнала
АМ-4:00 ® a0 = – а; 01 ® a1 = – 3а; 10 ® a2 = а; 11 ® a3 = 3а. Число а определяет энергии канальных символов.

2.5 Канальные символы si(t) в случае ФМ-М (М ³ 4) и АФМ-М в общем виде описываются с помощью синфазной и квадратурной составляющих:

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (4)

где aci, asi – коэффициенты, отображающие последовательность из n бит, которая передается канальным символом si(t).

Сигналы, описываемые выражением (4), являются суммой двух БМ сигналов с одинаковыми амплитудными спектрами, которые определяются спектром сигнала A(t). В случае, если A(t) – импульс Найквиста, амплитудный спектр каждой из составляющих, а также их суммы, имеет вид, показанный на рис. 1. Поэтому ширина спектра канальных символов в случае ФМ-М и АФМ-М описывается выражением (3).

2.6 Сигналы АФМ-М и ФМ-М (М ³ 4) являются двумерными, поскольку функции Описание лабораторных макетов - student2.ru и Описание лабораторных макетов - student2.ru , присутствующие в выражении (4), ортогональные и образуют двумерное пространство. Сигнальные созвездия двумерных сигналов изображаются на плоскости (рис. 3). Здесь х символизирует колебание Описание лабораторных макетов - student2.ru , а y – Описание лабораторных макетов - student2.ru .

Для сигналов ФМ-М выражение (4) можно переписать:

Описание лабораторных макетов - student2.ru (5)

Модуляционный код сигнала ФМ-4:

00 ® j0 = 135° (aс0 = – а и as0 = а);

01 ® j1 = 45° (ac1 = а и as1 = а);

10 ® j2 = 225° (ac2 = – а и as2 = – а);

11 ® j0 = 315° (ac3 = а и as3 = – а).

2.7 Процесс формирования одномерных и двумерных сигналов на основе выражений (2) и (4) такой: кодер модуляционного кода ставит в соответствие n = log2M входным битам два П-импульса с амплитудами aсi и аsi (в случае одномерных сигналов один импульс с амплитудой aсi, а аsi = 0); П-импульсы фильтруются формирующими ФНЧ так, чтобы получить импульсы Найквиста; импульсы aсiА(t) и аsiА(t) поступают на входы балансных модуляторов; полученные модулированные сигналы суммируются.

2.8 Сигнал ЧМ-2 строится на основе радиоимпульсов, которые отличаются частотами:

Описание лабораторных макетов - student2.ru Описание лабораторных макетов - student2.ru (6)

где Df – разнос частот;

а – коэффициент, определяющий энергию канальных символов.

Пусть функция A(t) – П-импульс длительности Т с амплитудой Описание лабораторных макетов - student2.ru , а j0 = j1 = 0. Легко убедиться, что в этом случае скалярное произведение сигналов s0(t) и s1(t):

Описание лабораторных макетов - student2.ru . (7)

Итак, канальные символы (6) ортогональные, когда разнос частот

Описание лабораторных макетов - student2.ru (8)

Рассмотрим случай, k = 1, т.е. Df = 0,5/T. Сигнал ЧМ-2 на одном тактовом интервале записывается

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (9)

где знак «+» соответствует s1(t), а знак «–» соответствует s0(t).

Из (9) видно, что на тактовом интервале имеет место линейное изменение фазы несущего колебания cos2pf0t, а в момент Т набег фазы составляет p/2.

Модуляция ЧМ-2 называется модуляцией минимального сдвига (ММС) в случае выполнения следующих условий:

1. У канальных символов (6) функция A(t) – П-импульс длительности Т.

2. Разнос частот Df = 0,5/T.

3. Модулированный сигнал формируется без “разрыва” фазы.

Последнее условие реализуется следующим образом: фаза несущего колебания cos2pf0t в начале следующего тактового интервала совпадает с фазой в конце предыдущего тактового интервала, должно быть накопления фазы без “разрыва”. Для этого символы цифрового сигнала отображаются в П-импульсы длительности Т и амплитуды dk (k – номер тактового интервала): 1 ® dk = 1, 0 ® dk = –1. Тогда изменение фазы Dj(t) без “разрыва” для любого момента времени t = nТ + Dt можно записать

Описание лабораторных макетов - student2.ru . (10)

Здесь П-импульсы амплитуды dk выступают в роли множителей к функции pDfDt. Для первичного цифрового сигнала b(t) = {1, 0, 0, 1} на рис. 4 приведено изменение фазы Dj(t) без “разрыва”.

Сигнал ММС на бесконечном интервале записывается

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (11)

где Dj(t) – изменение фазы, определяемое выражением (10).

Представим сигнал sММС(t) через квадратурные составляющие:

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (12)

где I(t) = cosDj(t) – косинусная составляющая;

Q(t) = –sinDj(t) – синусная составляющая.

Для первичного цифрового сигнала b(t) = {1, 0, 0, 1} на рис. 4 показаны квадратурные составляющие. Представление сигнала sММС(t) через квадратурные составляющие лежит в основе построения схемы модулятора.

Описание лабораторных макетов - student2.ru

Нормированный спектр модулированного сигнала ММС описывается выражением

Описание лабораторных макетов - student2.ru . (13)

Зависимость (13) приведена на рис. 5. С увеличением ïf – f0ï спектр убывает со скоростью 1/(f – f0)2. Если ширину спектра Fммс определить по первым нулям зависимости (13), то

Fммс = 1,5/Т. (14)

Описание лабораторных макетов - student2.ru

2.9 Для того, чтобы получить сигнал ЧМ-2 с узким спектром и не было межсимвольной интерференции, необходимо, чтобы функция A(t) была импульсом Найквиста. В таком случае можно считать, что спектр сигнала sЧМ-2(t) есть сумма спектров двух радиоимпульсов частот ¦0 - D¦/2 и ¦0 + D¦/2. На рис. 6 показан нормированный спектр сигнала ЧМ-2, из которого вытекает, что разнос частот будет минимальным, когда спектры радиоимпульсов примыкают друг к другу, и он равняется:

Описание лабораторных макетов - student2.ru . (15)

Тогда ширина спектра сигнала ЧМ-2:

Описание лабораторных макетов - student2.ru , (16)

вдвое больше ширины спектра сигналов АМ-2 и ФМ-2.

Формирование сигналов ЧМ-2 отличается от формирования сигналов ФМ-М работой кодера модуляционного кода и тем, что частоты опорных колебаний генераторов в балансных модуляторах отличаются на величину D¦/2 от частоты несущего колебания.

Ключевые вопросы

3.1 С какой целью используется модуляция в системах электросвязи?

3.2 Дайте определение цифрового сигнала.

3.3 Сформулируйте принцип цифровой модуляции.

3.4 Дайте определение сигналов цифровых видов модуляции АМ-М, ФМ‑М и ЧМ-М.

3.5 Почему для передачи цифровых сигналов каналами связи не используются радиоимпульсы с П-образной огибающей? Какой должна быть огибающая импульса?

3.6 Как рассчитать ширину спектра сигналов АМ-М, ФМ-М и ЧМ-2?

3.7 Дайте определение сигналов модуляции минимального сдвига.

3.8 С какой целью для передачи цифровых сигналов каналами связи используются многопозиционные сигналы?

3.9 Какие сигналы цифровых видов модуляции являются одномерными, а какие – двумерными?

Домашнее задание

4.1 Изучить раздел "Цифровые виды модуляции" по конспекту лекций и литературе [1, с. 91...120; 3, с. 164...168, 180...185; 4, с. 103...112] и описание лабораторного макета в разд. 6.

4.2 Задана длительность тактового интервала Т = 50 мс. Необходимо построить временные диаграммы канальных символов s1(t) с частотой ¦0 = 40 Гц для двух случаев: с П-образной огибающей и огибающей в виде импульса Найквиста.

Примечание. Необходимо учитывать, что канальным символом является произведение П-импульса длительности Т или импульса Найквиста и гармонического колебания. В качестве импульса Найквиста можно взять функцию

Описание лабораторных макетов - student2.ru ,

а график канального символа построить на интервале (– 4Т, 4Т).

4.3 Подготовиться к беседе по ключевым вопросам.

Лабораторное задание

5.1 Ознакомиться с виртуальным макетом на рабочем месте. Для этого запустить программу 1.5 Исследование сигналов цифровой модуляции, используя иконку Лабораторные работы на рабочем столе, а затем папки ТЭС и Модуль 1. Изучить схему макета на дисплее компьютера, пользуясь разд. 6. Уточнить с преподавателем план выполнения лабораторного задания.

5.2 Подготовка макета. Необходимо установить цифровой сигнал, для чего представить десятичное число 128 + 10N (N – номер Вашей бригады) в двоичной системе исчисления. Коэффициент ската спектра рассчитывается по формуле: a = 1 ‑ 0,1N.

5.3 Исследование зависимости формы и спектра сигналов АМ-2 и АМ-4 от формы огибающей.Для этого необходимо установить: вид модуляции АМ-2; форму огибающей П-импульс. Зафиксировать в протоколе одну под другой временные диаграммы следующих сигналов: цифрового сигнала, сигналов на выходах кодера модуляционного кода, модулированного сигнала. Также зафиксировать спектральную диаграмму модулированного сигнала. После этого установить форму обводной импульс Найквиста. Зафиксировать в протоколе временную и спектральную диаграммы модулированного сигнала. Такие же исследования выполнить для сигнала АМ-4.

В выводах на основе сравнения спектральных диаграмм указать целесообразность использования радиоимпульсов с огибающей в форме импульса Найквиста и целесообразность использования многопозиционных сигналов для уменьшения занимаемой полосы частот.

5.4 Исследование зависимости формы и спектра сигналов ФМ-2 и ФМ-4 от формы огибающей. Повторить исследования, проведенные в п. 5.3, для сигналов ФМ-2 и ФМ-4. Сравнить спектры сигналов АМ-М и ФМ-М.

5.5 Исследование формы и спектра сигнала ЧМ-2 на основе импульсов Найквиста.Для этого необходимо установить: вид модуляции ЧМ‑2; форму огибающей – импульс Найквиста. Зафиксировать в протоколе одну под другой временные диаграммы следующих сигналов: цифрового сигнала, сигналов на выходах кодера модуляционного кода, модулированного сигнала. Также зафиксировать спектральную диаграмму модулированного сигнала.

5.6 Исследование формы и спектра сигнала ММС.Для этого необходимо установить: вид модуляции ЧМ-2; форму огибающей – П-импульс. Зафиксировать в протоколе одну под другой временные диаграммы следующих сигналов: цифрового сигнала, сигналов на выходах кодера модуляционного кода, модулированного сигнала. Также зафиксировать спектральную диаграмму модулированного сигнала. Объяснить форму квадратурных составляющих сигнала ai(t) i bi(t). Для этого необходимо начертить график изменение фазы Dj(t) по аналогии с рис. 4.

Сравнить спектры сигналов АМ-2, ММС и ЧМ-2 на основе импульсов Найквиста.

Наши рекомендации