Выясните, какой это процесс. Определите, как при этом изменился объем газа.

История на сенокосе.

История эта произошла давно, когда многие семьи в нашем поселке еще име­ли коров. Летом готовили сено, ставили стога. Затем сено вывозили с покосов на видавших виды ГАЗ-51. Погрузка сена на машину требовала определенных умений и навыков. На воз ставили опытных му­жиков, они складывали сено, не торо­пясь, соблюдая углы и покрикивая на подающих. Покосы были далеко, доро­ги — очень плохими, так что с плохо сло­женным возом могли возникнуть ава­рийные ситуации.

В августе поехали за сеном. Старшие стали держать совет: можно ли увезти сено за один рейс? Всех переспорил дядя Юрий Федорович: «Увезем». На том и порешили. Работа закипела. Сложили высокий и красивый воз. Задавили сено на возу березовым бастрыгом, затянули веревками. Спустились с горы и поехали к мелкой речке Быстрый Ключ. Машина плавно покачивалась, все шло хорошо.

Вот и брод. Он был твердым, но име­лась уже колея. Машина осторожно по­шла вперед, и... левые скаты попали в колею, а правые пошли выше. Веревки не выдержали, и часть сена рухнула в быстрый поток! Образовалась преграда метра в полтора. Вода прибывала быстро. Делать было нечего. Взяв вилы, ста­ли доставать мокрое сено из воды. Домой приехали часов в двенадцать ночи, уста­лые, мокрые и голодные. А на другой день сушили сено.

Ответьте на вопросы к тексту и выполните задания:

1 Что такое центр тяжести?

2 Как изменит центр тяжести груз в кузове? Что удобнее и безопаснее возить в машине: листовое железо или сено? Почему покачивается ГАЗ-51?

3 Как от площади опоры и от расположения центра тяжести зависит устойчивость тел на плоской поверхности? Что можно было поменять в условиях данной в тексте ситуации?

4 Объясните, почему игрушка Ванька-встанька возвращается в положение равновесия при любом наклоне игрушки.

Билет 23.

Текст по разделу «Молеку­лярная физика», содержащий описание физических явлений или процессов, на­блюдаемых в природе или в повседнев­ной жизни. Задание на понимание физи­ческих терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи физических знаний.

Эффект лотос.

Непростые отношения существуют между жидкостями и поверхностью твер­дого тела. Капли воды, например, «лю­бят» ветровое стекло автомобиля и, ска­тываясь с него, оставляют на нем мокрые длинные полосы, а вот на поверхности капусты или лотоса оставить след им не удается. «Взаимные чувства» материалов зависят от параметров явления смачива­ния и адгезии. Смачивание — явление, возникающее при соприкосновении жидкости с поверхностью твердого тела и являющееся результатом межмолеку­лярного взаимодействия в зоне этого контакта.

Поверхность цветков и листьев лото­са всегда чиста — капельки воды стекают с их водоотталкивающих покровов, од­новременно смывая частицы пыли.

Вода стекло ртуть

Выясните, какой это процесс. Определите, как при этом изменился объем газа. - student2.ru

Оказалось, вся поверхность листьев лотоса густо покрыта микропупырышка­ми высотой около 10 мкм, а сами микро­пупырышки, в свою очередь, покрыты микроволокнами. Капля воды, попав на поверхность листа лотоса, похожую на массажную щетку, не проникает между пупырышками, так как этому мешает большое поверхностное натяжение жид­кости. Ведь для того чтобы проникнуть между микропупырышками, капле надо увеличить свою поверхность, а это энер­гетически невыгодно. Чем больше коэф­фициент поверхностного натяжения жидкости, тем с большей силой пытает­ся она минимизировать свою поверх­ность. Капля сворачивается в шарик, демонстрируя очень высокий краевой угол. Поверхность, аналогичная массаж­ной микрощетке, уменьшает адгезию (прилипание) не только капель воды, но и любых частичек с размером более 10 мкм, так как они касаются такой по­верхности лишь в нескольких точках. Поэтому частички грязи, оказавшиеся на поверхности лотоса, либо сами свалива­ются с него, либо увлекаются скатываю­щимися каплями воды. Такое самоочи­щение называют эффектом лотоса. По­хоже устроена поверхность крыльев ба­бочек и многих других насекомых.

Выведав у природы секреты, ученые смогли создать самоочищающиеся по­крытия. Эффект лотоса используется для создания водоотталкивающих самоочи­щающихся покрытий и красок.

Ответьте на вопросы к тексту и выполните задания:

1. Чем объясняются явления смачива­ния и несмачивания? Воспользуйся ри­сунком для объяснения этого явления.

2. Почему капельки жидкости в со­стоянии невесомости (когда на нее не действуют никакие внешние силы) при­нимают форму шара?

3. Между микропупырышками по­верхности листа находится воздух. Уменьшает или увеличивает это силу ад­гезии между каплей и поверхностью ли­ста и почему?

4. Предложите какое-нибудь приме­нение самоочищающейся микрокристаллической пленки.

Билет 24.

Текст по разделу «Электро­динамика», содержащий описание физи­ческих явлений или процессов, наблюда­емых в природе или в повседневной жиз­ни. Задание на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи физических знаний.

Магнитное поле Земли.

Основная часть магнитного поля Зем­ли, по современным воззрениям, имеет внутриземное происхождение. Магнит­ное поле Земли создается ее ядром. Внешнее ядро Земли жидкое и металлическое.

Выясните, какой это процесс. Определите, как при этом изменился объем газа. - student2.ru

Благодаря постоянным течениям в жидком ядре и проводимости металла, соответствующий электрический ток со­здает магнитное поле.

Незначительная часть магнитного поля (около 1%) имеет внеземное происхождение. Возникновение этой части приписывают электрическим токам, текущим в проводящих слоях атмосферы и поверхности Земли.

Магнитное поле Земли находится во взаимодействии с магнитными полями Солнца', планет и потоков заряженных частиц, испускаемых в изобилии Солн­цем. Если влиянием самого Солнца и тем более планет из-за удаленности мож­но пренебречь, то с потоками частиц, иначе — солнечным ветром, так не по­ступишь. Солнечный ветер представляет собой потоки мчащихся со скоростью около 500 км/с частиц, испускаемых сол­нечной атмосферой.

В моменты солнечных вспышек, а также в периоды образования на Солн­це группы больших пятен, резко возра­стает число свободных электронов, ко­торые бомбардируют атмосферу Земли. Это приводит к возмущению токов, те­кущих в ионосфере Земли, и благодаря этому происходит изменение магнитно­го поля Земли. Возникают магнитные бури. Такие потоки порождают сильное магнитное поле, которое взаимодейст­вует с полем Земли, сильно деформируя его. Благодаря своему магнитному полю, Земля удерживает в так называе­мых радиационных поясах захваченные частицы солнечного ветра, не позволяя им проходить в атмосферу Земли и тем более к поверхности. В направлении к Солнцу магнитосфера Земли сплюснута и простирается всего до 10 радиусов планеты. В противоположном направ­лении имеет место вытянутость до 1000 радиусов планеты.

Ответьте на вопросы к тексту и выполните задания:

1. Назовите причину возникновения магнитного поля внутри ядра.

2. Что собой представляет солнечный ветер? Какие явления в верхних слоях атмосферы вызываются частицами сол­нечного ветра?

3. Почему расположение геомагнит­ных силовых линий не симметрично от­носительно земной оси, а Земля имеет своеобразный магнитный хвост?

4. Вспомните, что вы знаете о воздей­ствии магнитных бурь на здоровье и жиз­недеятельность человека.

Билет 25.

Текст по разделу «Механи­ка», содержащий описание опыта. Зада­ния на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

Удивительный песо.

Само разнообразие свойств песка до­стойно удивления. Сухой, он текуч, по­добно воде. Однако в отличие от жидко­сти без труда выдержит вес человека, прогуливающегося вдоль берега. Даже в состоянии покоя песок ведет себя странным образом. Кажется очевид­ным, что, оказавшись под 30-метровой кучей песка, человек испытывает гораз­до большее давление, чем под 3-метро­вой. Однако это не так. Давление жид­кости на дно сосуда возрастает пропор­ционально высоте ее уровня, давление же сыпучего вещества на основание сначала растет, потом достигает макси­мума и далее остается неизменным. Силы, действующие между частицами песка, переносят избыточное давление на стенки резервуара.

Наберите две пригоршни сухого песка и медленно высыпайте его через щель между ладонями. Обратите внимание на то, что вначале высыпаются песчинки, лежащие непосредственно над отверсти­ем. А затем песчинки из верхнего слоя песка, в котором образуется воронка. Наклоните ладони. Воронка все равно образуется точно по вертикали над от­верстием. Что мешает раньше высыпать­ся другим песчинкам, расположенным вокруг отверстия в нижних слоях, т.е. ближе к нему?

Продолжим эксперимент. Возьмем лист бумаги, свернем его в трубку, поло­жим горизонтально и засыплем снаружи сухим песком. Конструкция из бумаги будет выдерживать довольно большие нагрузки, прочность ей придает не толь­ко трубчатая форма; нужно, чтобы вокруг трубки и сверху толстым слоем лежал су­хой песок. Почему песок не расплющива­ет трубку, даже если надавить сверху на песок ладонью? Дело в том, что под дав­лением песчинки перестраиваются так, что заклинивают друг друга, мешая вза­имному перемещению. В науке это явле­ние носит название «появление арочных структур». В арке каждый отдельный эле­мент не может переместиться в направле­нии действия внешней силы — он зажат враспор соседними элементами, которым и передает действующую нагрузку. В ре­зультате под давлением (внешним и вну­тренним) песок утрачивает подвижность и приобретает свойства твердого тела.

По этой причине в песочных часах песок пересыпается равномерно, незави­симо от высоты его столба (в отличие от воды!). И первыми высыпаются песчин­ки именно верхнего слоя, потому что они не связаны арочными структурами.

Ответьте на вопросы к тексту и выполните задания:

1. С какой целью проводится экспе­римент, описанный в тексте?

2. Почему давление, которое оказыва­ет куча песка, максимально не в центре, под пиком, а по краям?

3. Почему количество песчинок, про­ходящих через отверстие, соединяющее две колбы песочных часов, остается при­мерно постоянным?

Чем объясняется прочность сводов туннелей метро, куполов соборов, арочных проемов?

Билет 26.

Текст по теме «Электромаг­нитные поля», содержащий информа­цию об электромагнитном загрязнении окружающей среды, задания на опреде­ление степени воздействия электромаг­нитных полей на человека и обеспечение экологической безопасности.

Электромагнитные поля сотовых телефонов.

Главное преимущество мобильного телефона состоит в том, что он поддерживает постоянную радиотелефонную связь при перемещении абонента в пределах так называемой «зоны покрытия», где установлены приемные и передающие антенны. Включенный мобильный телефон автоматически время от време­ни посылает сигналы, поддерживая связь с ближайшим к нему приемни­ком-передатчиком, который предоставляет ему один из свободных каналов. Интенсивность радиоволн на поверхно­сти Земли сегодня превышает мощность солнечного излучения в 100 млн раз. Последствия такого вторжения в при­родный мир полностью пока не извест­ны. Рассмотрим несколько негативных проявлений.

Сотовые телефоны создают угрозу другим радиоэлектронным средствам в связи с так называемой проблемой элек­тромагнитной совместимости, т.е. созда­нием взаимных помех различными ра­диоэлектронными устройствами. Первы­ми забили тревогу авиаторы. Не надо объяснять, что может случиться с заходящим на посадку самолетом, если у него вдруг откажет навигационная система или автопилот. Многие известные компании запретили пользоваться сотовыми телефонами на своих бензозаправочных станциях.

Звонок по сотовому телефону может создать угрозу здоровью и жизни человека в больнице, где используется чувстви­тельное электронное оборудование.

С утверждением, что излучения сото­вых телефонов влияют на здоровье, соглашаются практически все специалис­ты. Особенно чувствительными к воздействию электромагнитных полей явля­ются нервная, иммунная, эндокринно-регулятивная и половая системы. Наибо­лее подвержены воздействию излучений сотового телефона развивающиеся орга­низмы.

Ответьте на вопросы к тексту и выполните задания:

1. Назовите достоинства сотовой свя­зи, которые не «позволяют» нам отка­заться от мобильных телефонов.

2. Почему запрещается пользоваться сотовыми телефонами в местах, где про­изводятся взрывные работы, в пожаро- и взрывоопасных помещениях?

3. Объясните, почему людям, исполь­зующим кардиостимуляторы, включен­ный сотовый телефон всегда следует дер­жать на расстоянии не менее 15 см от кардиостимулятора.

4. Почему не рекомендуется нахо­диться подолгу вблизи антенны ретран­слятора провайдера?

Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене:

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения,
  • неумение выделить в ответе главное,
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
  • неумение делать выводы и обобщения,
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
  • неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
  • нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,
  • неумение решать задачи в общем виде.

Приложение к экзаменационным билетам по «Физике»

Билет №1

2. Качественная задача по теме «Законы сохранения в механике»

Железнодорожная платформа, движущаяся с некоторой скоростью, сталкивается с другой платформой и останавливается. Буферная пружина между платформами сжимается.
Определите, какие преобразования энергии происходят в этом процессе.
Билет №2

2. Экспериментальное задание по теме «Элементы электроста­тики»: наблюдение явления электризации тел

В вашем распоряжении имеется оборудование для наблюдения явления электризации тел: два электростатических маятника на изолирую­щих штативах, стеклянная и эбонитовая палочки, кусочек шелковой ткани, кусочек меха.
Пронаблюдайте явление электризации и взаимодействие заряженных тел.
Билет №3

^ 2. Экспериментальное задание по теме «Оптика»: наблюдение изменения энергии отраженного и преломленного лучей света

В вашем распоряжении оборудование для наблюдения отражения и преломления света; плоское зеркало, источник света, экран со щелью, плоскопараллельная стеклянная пластинка.
Покажите, как происходит процесс отражения и преломления падающего света.
Билет №4

^ 2. Экспериментальное задание по теме «Молекулярная физика»: наблюдение изменения давления и объема воздуха

Проверить одно из уравнений изопроцесса
Билет №5

^ Качественная задача по теме «Электростатика»

Два одинаковые по модулю, но противоположные по знаку заряда, равноудалены

от точки А.

Определите, как направлен вектор напряженности электростатического поля в точке А.

Выясните, как изменится вектор напряженности электростатического поля, если оба заряда будут отрицательными.

Билет №6

2. Экспериментальное задание по теме «Магнитное поле»: на­блюдение взаимодействия постоянного магнита и катушки с током (или обнаружение магнитного поля проводника с током при помо­щи магнитной стрелки)


В вашем распоряжении имеется проволочная катушка, соединительные провода, разъединительный ключ, источник постоянного тока, дугообразный магнит, миллиамперметр? магнитная стрелка.

Покажите, что вокруг проводника с током существует магнитное поле.

Билет №7

^ 2. Качественная задача по разделу «Мо­лекулярная физика»

На рис. представлен график изменения давления в зависимости от температуры для не­которой массы идеального газа.

Выясните, какой это процесс. Определите, как при этом изменился объем газа.


Билет №8

^ 2.Экспериментальное задание по теме «Элементы термодина­мики»: построение графика зависимости температуры от времени остывания воды

В вашем распоряжении имеются стакан с горячей водой, большой ста­кан с холодной водой (стакан с горячей водой должен помещаться в стакан с холодной водой), термометр, часы с секундной стрелкой.

Постройте график изменения температуры.
Билет №9

^ 2.Качественная задача по теме «Магнитное поле»

Наши рекомендации