Потери в электрических машинах
Потери в ЭМ делятся на основные и добавочные. Основные потери – это потери за счет основных электромагнитных и механических процессов. Это потери в обмотках, магнитные потери, механические потери, электрические потери в щеточном контакте.
Добавочные потери появляются в результате вторичных процессов электромагнитного характера, которые протекают в машине.
Добавочные электрические потери – в обмотках от полей рассеяния и от коммутационных процессов. Добавочные магнитные потери – от пульсаций поля из-за зубчатого строения статора и ротора, от полей внешних гармоник, от искажения поля машины при реакции якоря, от полей рассеяния.
Электрические потери в обмотках.
В ЭМ две электрические цепи – цепь якоря и цепь возбуждения. Потери в цепи якоря
Рэа=m∙I2a∑ra,
где ∑ra – сумма сопротивлений в цепи якоря.
Сопротивление обмотки якоря МПТ
ra=
где – удельное сопротивление люди при температуре ;
N – число активных проводников обмотки якоря;
, – средняя длина проводника и его сечение;
2а – число параллельных ветвей обмотки якоря.
Сопротивление обмотки на полюсах
r =
где 2р – число полюсов машины;
– число витков обмотки на одном полюсе;
,q – средняя длина и сечение проводника;
а – число параллельных ветвей обмотки.
Сопротивление обмотки статора машин переменного тока
ra=
где – число эффективных витков обмотки фазы статора;
– число элементарных проводников в одном эффективном витке;
– сечение элементарного проводника.
По ГОСТ за расчетную температуру принимается рабочая температура обмоток = 750С( классы изоляции А, Е и В) и = 1150С (классы точности F и Н).
Для меди ρ75= Ом∙м; ρ115= Ом∙м.
Полные потери в цепи возбуждения Рb=Ib∙UE при параллельном возбуждении.
При независимом возбуждении
Рb=I2b∙rb.
Потери в последовательной обмотке возбуждения относятся к потерям в цепи якоря.
2 Магнитные потери
Это потери от гистерезиса и потери от вихревых токов.
Для определения магнитных потерь магнито провод якоря разбивают на две части – зубцы и ярмо, в каждой из них магнитная индукция принимается постоянной.
Магнитные потери в зубцах
Рмz=Kgz∙ρ1/50∙Bz2∙( )1,3∙mz,
Магнитные потери в ярме якоря
Рма=Kga∙ρ1/50∙Ba2∙( )1,3∙ma,
где Ba , Bz – среднее значение магнитной индукции в зубцах и ярме якоря;
mz, ma – масса стали зубцов и ярма;
f – частота перемагничивания (f = );
Kgz , Kga – коэффициент увеличения потерь из-за несовершенства технологии изготовления сердечника якоря;
Kgz = Kga = 2,3 для МПТ и Kgz = Kga = 1,3…1,8 для машин переменного тока.
Общие магнитные потери Рм=Рмz + Рма.
Добавочные потери.
Добавочные потери магнитные потери, которые обусловлены зубчатым строением сердечника. Подразделяются на поверхностные и пульсационные.
Поверхностные потери возникают в полюсах или зубцах в следствии пульсации индукции на их поверхности при перемещении ротора относительно статора. Частота пульсаций равна fz= . Частота пульсаций значительная, поэтому индуцируемые полем вихревые токи и вызванные ими потери имеют малую глубину проникновения и возникают в ?????79 ?? тонких слоях сердечников, обращенных к воздушному зазору. Отсюда названия поверхностные потери.
Пульсационные потери возникают в машинах, имеющих зубцы на статоре и роторе. При изменении взаимного расположения зубцов статора и ротора при вращении в них происходит изменение потока, что вызывает появление добавочных потерь во всем объеме зубцов.
Механические потери.
Механические потери состоят из потерь на трение щеток о коллектор или кольца, потерь на трения в подшипниках и вентиляционных потерь.
Потеря на трение щеток о коллектор и кольца вычисляют по формуле
Ртрщ=Ктр∙fщ∙Sщ∙υк,
где Ктр – коэффициент трения щеток о коллектор или кольца, принимается Ктр=0,25;
fщ – давление на щётку(в среднем принимается fщ ≈(15…25)∙103 Па);
Sщ – суммарная площадь контактов всех щеток, м2;
υк – окружная скорость коллектора, м/с.
Потери в подшипниках зависит от их конструкции, состояния трущихся поверхностей и применяемой смазки. Для машин малой и средней мощности применяются шариковые или роликовые подшипники с консистентной смазкой в крупных машинах применяются подшипники скольжения с принудительной смазкой.
Коэффициенты трения для различных видов подшипников находятся из справочников.
Вентиляционные потери зависят от конструкции машины и от типа применяемого вентилятора. В машинах с самовентиляцией это потери пропорциональны квадрату скорости по внешнему диаметру вентилятора.
Электрические потери в щеточном контакте определяются по формуле
Рэщ= Uщ∙Ia.
Переходные падения напряжения Uщ на пару щеток принимаются равным:
для угольных и графитных щеток – Uщ =2В;
для металлоугольных и металлографитных щеток – Uщ =0,6В.
При расчетах принимается, что Uщ не зависит от тока якоря.