Структурные уровни организации материи
Согласно современным научным взглядам на природу, все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы.
В естественных науках выделяются два больших класса материальных систем: системы неживой природы и системы живой природы.
В неживой природе в качестве структурных уровней организации материи выделяют элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, физический вакуум, макроскопические тела, планеты и планетные системы, звезды и звездные системы – галактики, системы галактик – метагалактику и мегагалактику – Вселенную.
В живой природе к структурным уровням организации материи относят системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты и белки; клетки как особый уровень биологической организации, представленные в форме одноклеточных организмов и элементарных единиц живого вещества; многоклеточные организмы растительного и животного мира; надорганизменные структуры, включающие в себя виды, популяции и биоценозы и, наконец, биосферу как всю маccy живого вещества.
В природе все взаимосвязано, поэтому можно выделить такие системы, которые включают в себя элементы как живой, так и неживой природы – биогеоценозы.
Естественные науки, начав изучение материального мира с наиболее простых непосредственно воспринимаемых человеком материальных объектов, переходят далее к изучению сложнейших объектов глубинных структур материи, выходящих за пределы человеческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседневного опыта.
Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, а раскрывает их связь и соотношение.
В науке выделяются три уровня строения материи.
1. Макромир – мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.
2. Микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микробъектов (элементарных частиц), пространственная разномерность которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 сек.
3. Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (1 свет год = 0,3 Пс (парсека) = 206625 астрон. ед. длины, 1 а.е.дл. =149.6 млн. км. – расстояние от Земли до Солнца), а время существования космических объектов – миллионами и миллиардами лет.
И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.
лекция
Методы научного познания.
Методология – наука о происхождении методов, их сущности и эффективности.
Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым на значение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод.
Каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, имманентный предмету. Единство предмета и метода познания обосновал немецкий философ Гегель.
В соответствии с уровнями исследований выделяются эмпирические и теоретические методы.
К эмпирическим методам относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение — количественная характеристика свойств объектов; сравнение — сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент — исследование в специально создаваемых и контролируемых условиях, при котором осуществляется активное воздействие на объект с помощью приборов и установок.
К теоретическим методам относятся: формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется); гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
К общенаучным методам относят методы, которые применяются и на эмпирическом и теоретическом уровнях.
К общенаучным методам относятся:
анализ — расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;
синтез — соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;
абстрагирование — отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений;
обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
индукция — метод исследования и способ рассуждения, при котором общий вывод строится на основе частных посылок;
дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;
аналогия — прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках;
моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;
классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных — науках во многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и т.п.).
Примером конкретно-научных методов, каких множество в каждой науке, является рентгеноструктурный анализ, известная всем из школьного курса химии «лакмусовая бумажка» и пр.
Большое значение в современной науке приобрели статистические методы. Они позволяют определить средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов. «Применяя статистический метод, мы не можем предсказать поведение отдельного индивидуума совокупности. Мы можем только предсказать вероятность того, что он будет вести себя некоторым определенным образом... Статистические законы можно применять только к большим совокупностям, но не к отдельным индивидуумам, образующим эти совокупности».
Статистические методы называются так потому, что впервые они были применены в статистике. В противоположность им все другие методы получили название динамических, которые дают однозначные ожидаемые результаты исследования (законы Ньютона в классической механике).
Характерной особенностью современного естествознания является то, что методы исследования все в большей степени влияют на его результат (так называемая «проблема прибора» в квантовой механике).
Следует различать методологию науки как учение о методах и методику как описание применения конкретных методов исследования.
Лекция
Характерные черты науки.
При рассмотрении такого многогранного явления, как наука, можно выделить три его стороны: отрасль культуры; способ познания мира и социальный институт (в понятие социального института в данном контексте входит организация научной деятельности, т.е. не только высшие учебные заведения, но и научные общества, академии, лаборатории, издание журналов и т.п.).
Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.
1. Универсальность — наука сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Научные законы действуют во всей Вселенной.
2. Фрагментарность — наука изучает не бытие в целом, а фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на различные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, своеобразный прожектор, высвечивающий области, которая представляет интерес для ученых в данный момент.
3. Общезначимость — научные знания пригодны для всех людей; язык науки однозначно фиксирует термины, что способствует объединению людей.
4. Безличность — ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
5. Систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6. Незавершенность — хотя научное знание безгранично расширяется, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
7. Преемственность — новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
8. Критичность — всегда готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои результаты.
9. Достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным-, четко сформулированным правилам.
10. Внеморалъностъ — научные истины нейтральны в морально- этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
11. Рациональность — получение знаний на основе рациональных процедур. Составными частями научной рациональности являются: понятийность, т. е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность, т. е. использование законов формальной логики; дискурсивность, т.е. способность раскладывать научные утверждения на составные части.
12. Чувственность — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют 6 диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность — фрагментарность, общезначимость — безличность, систематичность — незавершенность, преемственность — критичность, достоверность — внеморальность, рациональность — чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык и аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Отмеченные характерные черты науки по зволяют отличить ее от всех других отраслей культуры.
Отличие науки от других отраслей культуры.
Отличие науки от мистики заключается
в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
От искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопросы «как?», «каким образом?».
Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
В отличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.
От обыденного сознания наука отличается теоретическим освоением действительности.
Лекция