Диффузор
Диффузор (рис. 52) выполнен сварным из листа и имеет наружную тепловую изоляцию. Во внутренней части диффузора изоляция закрыта металлическим кожухом. Для крепления к переднему корпусу диффузор снабжен вертикальным фланцем, которому примыкает кольцевая камера. К камере с двух сторон трубами подводится воздух из компрессора. Воздух через отверстие в вертикальном фланце и каналам подводится на охлаждение обоймы направляющих лопаток и дисков. В передней части диффузор имеет также внутреннюю изоляцию, закрытую экранами, а в горизонтальном разъеме – листами. Выходная часть диффузора раздвоена для установки заднего подшипника турбины на фундаментную раму и заканчивается двумя фланцами, к которым присоединяются выхлопные патрубки.
Выхлопные патрубки
Выхлопные патрубки (рис. 52) выполнены из листа и имеют наружную тепловую изоляцию. Для большей жесткости они усиленны ребрами. Передние фланцы выхлопных патрубков присоединяются болтами к диффузору, задние –прямоугольной формы – соединяются с выхлопным трубопроводом. Фланцы вертикального разъема диффузора и выхлопного патрубка закрыты съемными матами, чтобы их можно было разобрать без разрушения изоляции.
Диафрагма с уплотнением
В передней части корпуса турбины в кольцевом пазе установлена диафрагма (рис. 53).
Рис. 53. Диафрагма с уплотнением
1 – труба; 2 – диафрагма; 3 – кольцевой канал; 4 – кольцо;
5 – отверстие
В расточке диафрагмы выполнены канавки для лабиринтного уплотнения вала турбины. По двум полым штифтам через систему каналов небольшое количество воздуха от компрессора направляется в переднюю канавку уплотнения, запирает протечки газа в машинный зал и частично охлаждает вал и диск турбины. Верхняя часть (обод) диафрагмы имеет кольцевой канал, к которому восьмью трубками подводится воздух. Через отверстия в канале воздух обдувает обод диска компрессорной турбины, обеспечивая требуемый уровень температуры металла диска. В ободе диафрагмы имеется проточка для установки нижних выступов направляющих лопаток первой ступени. К переднему торцу обода прижато кольцо внутренней вставки турбины, через отверстия которого проходит воздух, охлаждающий наружную поверхность обода. Козырек на ободе уменьшает осевой зазор между диафрагмой и диском турбины.
Диафрагма выполнена из двух половин, соединенных шпильками и гайками, законтренными проволокой. Разъем диафрагмы уплотнен планками, врезанными в пазы.
Центровка диафрагмы производится на разъеме корпуса турбины при помощи лапок, в которые ввернуты установочные винты, стопорящиеся гайками. После прицентровки под лапками устанавливаются шайбы. От поперечного перемещения диафрагма фиксируется двумя полыми штифтами, подводящими воздух.
За диафрагмой в корпусе турбины установлено уплотнение крылатки, выполненной на валу и являющейся дополнительным воздушным затвором. Уплотнение состоит из разъемной обоймы с двумя уплотнительными кольцами. Между диафрагмой и уплотнением крылатки имеется канал, из которого по трубам воздух и протечки через уплотнения удаляются за пределы машзала.
В диффузоре установлено уплотнение силовой турбины, которое предотвращает протечки газа между корпусами турбины и подшипника силового ротора. Это уплотнение выполнено в виде обоймы, в которой установлено 5 уплотнительных колец. Обойма имеет горизонтальный разъем, соединяемый при помощи шпилек и гаек.