Обойма направляющих лопаток турбины
Обойма с направляющими лопатками (рис. 54) установлена в кольцевую проточку корпуса, которая одновременно является каналом для подвода воздуха на охлаждение обоймы. Она центруется в корпусе при помощи лапок, в которых имеются установочные винты с гайками и шайбами. От поперечного смещения обойма удерживается снизу шпонкой, а сверху полым штифтом, по которому подводится воздух на охлаждение дисков.
Для предотвращения тепловых деформаций обойма выполнена без горизонтального разъема, но имеет небольшую съемную часть над ротором турбокомпрессора для удобства сборки. Эта съемная часть садится на зуб в вертикальном разъеме, а в горизонтальном – крепится шпильками с гайками, контрящимися проволокой; в этом же разъеме имеются штифты для фиксации съемной части относительно обоймы. В обойме выполнен канал, в который подводится воздух из канала над гребнем, и большое число горизонтальных отверстий, проходя по которым воздух охлаждает обойму.
Рис. 54. Обойма
1 – кольцо уплотнительное; 2 – колено; 3 – обойма из 2-х частей;
4 – козырек; 5 – диафрагма; 6 – обойма с направляющими лопатками;
7 – труба; 8 – кольцо из 4-х частей; 9 – кожух с изоляцией
Обойма направляющих лопаток первой ступени посажена на два кольца, каждое из которых состоит из 4-х частей, установленных в Т-образных пазах наружной обоймы. Кольцо, расположенное со стороны компрессорной турбины, фиксируется от проворота четырьмя штифтами (по одному в каждой части). Обойма направляющих лопаток выполнена из 12 сегментов, в которых установлены направляющие лопатки первой ступени турбины. Каждый сегмент фиксируется штифтом к кольцу из 4-х частей. Зазоры между сегментами, над рабочими лопатками первой ступени, перекрыты планками, входящими в пазы на торцах сегментов.
В обойме установлена диафрагма со второй ступенью направляющих лопаток турбины. Диафрагма выполнена из двух бандажей, в которых закреплены лопатки. Наружный бандаж имеет кольцевую проточку для установки диафрагмы в обойму; в этом же месте сделано 12 прорезей, в которые входят штифты, запрессованные в обойму; таким образом диафрагма предохраняется от проворота. Внутренний бандаж с двух сторон закрыт днищами, причем переднее днище съемное (для удобства монтажа и контроля трубопровода охлаждения) и имеет разгрузочные отверстия. У переднего и заднего торца внутреннего бандажа имеются каналы, к которым подводится по четырем трубам воздух (три трубы идут к переднему каналу, расположенному со стороны компрессорной турбины, и одна труба – к заднему каналу, со стороны силовой турбины). Воздух забирается из коллектора, приваренного к гребню обоймы, и поступает на охлаждение дисков турбин через отверстия в каналах.
Трубки для подвода воздуха на охлаждение разборные и соединены муфтами и контргайками. В месте прохода через проточную часть турбины трубки закрыты кожухами, заполненными изоляцией; внутри диафрагмы трубки заизолированы асбестовым шнуром. Проход трубок через обойму для предотвращения перетечки газа уплотнен кольцами. В обойме устанавливается упорное кольцо, воспринимающее осевое давление от направляющих лопаток первой ступени; кольцо центрируется на лапках в горизонтальном разъеме.
В канале, образованном кольцами, наружной обоймой и обоймой лопаток, установлен кожух с изоляцией.
К наружной обойме со стороны силовой турбины крепится болтами кольцо козырька, закрывающего рабочие лопатки. Кольцо имеет горизонтальный разъем и крепит козырек из восьми частей. Между сегментами козырька в пазах установлены планки, перекрывающие зазор. Каждый сегмент заштифтован в кольце.