Переключатель представляет собой блочную конструкцию, объединяющую два групповых кулачковых аппарата: реверсивный и тормозной. Каждый аппарат имеет отдельный пневмопривод.
| | | | Высоковольтные электрические аппараты |
| Возможные неисправности силовых контроллеров 1 КС-009 (КС-26), их причины и способы устранения | | Каждый пневматический привод состоит из цилиндра 3 (см. рис. 2.20) с крышками 2, поршней 12, штока и электромагнитных вентилей 1 (ЭВ-55-05). |
| Причина неисправности | Способ устранения | |
| Главный вал не вращается |
| Нет электропитания катушек вентилей Нет подачи сжатого воздуха или его давление упало ниже 0,37 МПа (3,7 кгс/см2) Заедает привод или вал Отсутствует смазка в цилиндре пневмопривода | Проверить цепи питания вентилей и устранить неисправность Найти причину отсутствия подачи воздуха или отрегулировать давление Устранить заедание Добавить смазку в цилиндр | | Уплотнения поршней в цилиндрах выполнены в виде резиновых манжет 8. Места соединения поршня со штоком, корпуса вентиля с крышками уплотнены резиновыми кольцами. Для смазки поверхности цилиндра в поршне установлено кольцо 13 из тонкошерстного войлока. В штоке 14 установлен сухарь 4, служащий для зацепления с поводком 7, жестко закрепленным вместе с упором 6 на кулачковом валу каждого переключателя. Упор служит для ограничения хода привода. При подаче напряжения на обмотку |
| Обгорают контакты кулачковых контакторов |
| Неисправность в силовой схеме Неисправна схема управления контроллером (контакторы отключаются под током) Мал раствор контактов Недостаточное усилие нажатия контактов Нарушен порядок замыкания и размыкания контакторов | Проверить работу силовой схемы и устранить неисправность Проверить работу схем управления и устранить неисправность Заменить пружину или контактор Заменить пружину или контактор Проверить порядок замыкания и размыкания контакторов, устранить неисправность |
| Утечка | воздуха | | одного из электромагнитных вентилей |
| Загрязнены клапаны и седло вентиля Неисправны трубопроводы или их уплотнения | Заменить или прочистить вентиль Отремонтировать трубопроводы и уплотнения или заменить их | | 1 последний открывает доступ сжатого воздуха через втулку в левую или правую часть цилиндра 3 привода. Поступательное движение поршня 12 через поводок преобразуется во вращательное движение кулачкового вала. Вал, вращаясь в подшипниках, установленных в рамах каркаса, кулачковыми шайбами переключает контакторы главной |
| Переключатель состоит из общего каркаса, выполненного из рам 3, 7 и 9 (рис. 2.21) и угольников 6, отдельных кулачковых валов 4 и 8, кулачковых контакторов 14 (КЭ-153) главной цепи, вспомога- | тельных контакторов 13 (КЭ-2А) вспомогательной цепи, двух пневматических приводов 1 и 12 и общих изоляционных реек 15. | |
| ключают к контактору через контакт- | |
| ную шпильку 5, соединенную гибким | |
| шунтом 4 с подвижным контактом 15 и | |
| вывод 1, крепящий к изолятору 2 дер- | |
| жатель неподвижного контакта 16. | |
| Контактор КЭ-353 аналогичен кон- | |
| тактору КЭ-153, но он поляризованный | |
| и оборудован системой магнитного ду- | |
| гогашения. Под головкой болта уста- | |
| новлен постоянный магнит и латунный | |
| рог. Положительным выводом служит | |
| неподвижный контакт. | |
| Кулачковый контактор КЭ-2А | |
| Контактор состоит из изолятора 5 | |
Рис. 2.21. Реверсивно-тормозной переключатель Ш-004У2: | | (рис. 2.24), рычага 1, неподвижного 9 |
1 - привод тормозного переключателя; 2, 10, 11 - воздухопроводы; 3, 7,9 - рамы; 4 - кулачковый вал тормозного | (контактный болт) и подвижного 8 кон- |
переключателя; 5 - кулачковая шайба; 6 - угольник; 8 - кулачковый вал реверсивного переключателя; | тактов и двух выводов 11 и 12. Выводы |
12 - привод реверсивного переключателя; 13 - вспомогательный контактор; 14 - контактор главной цепи; | |
15 - изоляционная рейка | | изготовлены из латуни и установлены |
| | на изоляторах. В вывод 11 ввернут болт |
Возможные неисправности реверсивно-тормозных переключателей, | 9 с контактной накладкой из серебра. Пружина 10, зажатая между заплечиком |
их причины и способы устранения | вывода и головкой контактного болта, |
Причина неисправности | Способ устранения | | предохраняет болт от самопроизволь- |
Главный вал не вращается | | ного отворачивания. Вворачивая или |
Нет электропитания катушек вентилей | Проверить цепи питания вентилей и устранить | | выворачивая болт, регулируют зазор |
| неисправность | | между контактами. Узел подвижного |
Нет подачи сжатого воздуха или его давление упа- | Найти причину отсутствия подачи воздуха или | | контакта состоит из серебряного кон- |
ло ниже 0,37 МПа (3,7 кгс/см2) | отрегулировать давление | | такта 8, пружинящей пластины 6 и гиб- |
Заедает привод или вал | Устранить заедание | | кого пластинчатого шунта 7. Контакт |
Отсутствует смазка в цилиндре пневмопривода | Добавить смазку в цилиндр | | приклепан одновременно к шунту и к |
Обгорают контакты кулачковых контакторов | | пластине. Рычаг 1 из изоляционного |
Неисправность в силовой схеме | Проверить работу силовой схемы и устранить | | материала качается на оси 4, установ- |
| неисправность | | ленной в отверстии изолятора 5. Ось за- |
Неисправна схема управления реверсивно-тормоз- | Проверить работу схем управления и устранить | | фиксирована в изоляторе стопорным |
ным переключателем (контакторы отключаются под током) | неисправность | | пружинным кольцом. На рычаге уста- |
Мал раствор контактов | Заменить пружину или контактор | | новлен ролик 3 и узел подвижного кон- |
Недостаточное усилие нажатия контактов | Заменить пружину или контактор | | такта. В качестве ролика применен ша- |
Нарушен порядок замыкания и размыкания кон- | Проверить порядок замыкания и размыкания | | рикоподшипник. Форма рычага, пружи- |
такторов | контакторов, устранить неисправность | | нящей пластины и расположение оси |
Утечка | воздуха | | вращения выбраны так, что при замы- |
| | | кании контактов обеспечивается их |
Загрязнены клапаны и седло вентиля | Заменить или прочистить вентиль | | |
Неисправны трубопроводы или их уплотнения | Отремонтировать трубопроводы и уплотнения | | провал и проскальзывание относитель- |
| или заменить их | | но друг друга. Включение контактов и их прижатие обеспечивается включаю- |
| |
рычаге 7 на призмах 11 и 12. Его поло- | троллера воздействует на рычаг 7 через | щей пружиной 13, воздействующей на |
жение относительно рычага 7 и, следо- | ролик 9, установленный на оси 8, пре- | хвостовик рычага. В исходном положе- |
вательно, зазор между контактами при | одолевая усилие пружины 6, чем раз- | нии контакты замкнуты, при воздейст- |
размыкании регулируют, изменяя уси- | мыкает контакты 15 и 16. В качестве | вии кулачковой шайбы контроллера на |
лие притирающей пружины 14 с помо- | ролика использован шариковый под- | ролик 3 преодолевается усилие пружи- |
щью гайки 13. Кулачковая шайба кон- | шипник. Провода электросхемы под- | ны 13 и происходит размыкание кон- |
| | тактов. |
Технические характеристики кулачковых контакторов | Для закрепления контактора на рей- К"ЯУ R ИЧПТТЯТПП 1Я ТТИТЯ МРТЯТТТТИЧРРК'ЯЯ |
| | | 1\с1Л О nJUJlAlUJJ JcUlrl I a IVlt/1 CUI-JIN TtV/lV<l./l |
| КЭ-153 КЭ-353 | | гайка. |
Номинальное напряжение, В ........... | .............. 50 ПО | | Характерные неисправности кулачко- |
Номинальный ток, А......................... | .............. 16 16 | | вых контакторов - обгорание и повы- |
Зазор между контактами, мм........... | ............. 4,5 4,5 | | шенный износ контактов. В первом |
Провал контактов, мм ..................... | 1,5-2,0 1,5-2,0 | | случае неисправность вызвана недоста- |
Масса, кг ....................................... | ............ 0,07 0,072 | | точным усилием нажатия контактов, а |
|
| | | | | |
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2Ми ЭД2Т | |
(рис. 2.25), на которых смонтированы ка- | противления - обходя обмотки возбуж- | | |
тушки 3. Магнитопроводы и катушки | дения (что сопровождается большим | | |
стянуты болтами, другие болты соединя- | ослаблением возбуждения и увеличени- | | |
ют угольники 2, между которыми зажат | ем тока), ток проходит через якорные | | |
пакет железа магнитопроводов 1. К раме | обмотки и выводит их из строя. | | |
вагона индуктивный шунт прикрепляют | Чтобы исключить это явление, в шун- | | |
с помощью четырех изоляторов 5. Для | тирующую цепь вводят элемент с боль- | | |
включения шунта в цепь служат выводы | шим индуктивным сопротивлением в | | |
4. От механических повреждений шунт | виде шунта (его индуктивное сопротив- | | |
защищен каркасом из стальных стерж- | ление приблизительно равно индуктив- | | |
ней, закрепленным на раме вагона. | ному сопротивлению обмоток возбуж- | | |
Существует ошибочное мнение, что | дения). | | |
индуктивный шунт нужен для увеличе- | Включение индуктивного шунта в цепь | | |
ния скорости. Это не так. | якорей тяговых двигателей при торможе- | Рис. 2.26. Датчик тока возбуждения ДТ-011 |
Разгон происходит из-за того, что па- | нии с независимым возбуждением вызы- | |
раллельно обмоткам возбуждения | вает замедление нарастания тока в слу- | пряжения на резисторе прямо пропор- |
включается шунтирующая цепь, имею- | чае короткого замыкания в силовой цепи. | ционально величине тока, протекающе- |
щая определенное сопротивление (для | Таким образом, в режиме ослабления | го по проводнику, установленному в ок- |
каждого типа ТЭД индивидуальное), и | возбуждения обеспечивается защита | не датчика тока. |
индуктивный шунт. | двигателя. Помимо защиты двигателя | У датчика тока ДТ-010 имеются все |
Происходит увеличение тока якоря, | это облегчает условия отключения быст- | четыре вывода обмоток, а у ДТ-011 - |
ток в обмотках возбуждения в этот мо- | родействующего контактора КЗ. | только два вывода, другие два вывода |
мент остается прежним. Тем самым | | соединены при изготовлении и заизоли- |
увеличивается потокосцепление и про- | Назначение датчиков тока | рованы. |
сходит разгон. По мере разгона ток яко- | | Принцип действия датчиков тока ос- |
ря, обмоток возбуждения и шунтирую- | Датчики тока предназначены для фор- | нован на использовании свойства дрос- |
щей цепи уменьшается. | мирования электрического сигнала, | селей с сердечником из ферромагнит- |
Невозможно сделать сопротивление | пропорционального силе тока. На элек- | ного материала менять свое сопротив- |
шунтирующей цепи равной 0, так как | тропоездах применяются датчик тока | ление при подмагничивании. При этом |
при этом произойдет размагничивание | якоря ДТ-010 и датчик тока возбужде- | ток рабочей обмотки дросселя пропор- |
электрической машины (ток якоря будет | ния ДТ-011 (рис. 2.26), предназначен- | ционален постоянному току подмагни- |
несоизмеримо больше тока обмотки воз- | ные для формирования электрического | чивания. |
буждения), что вызовет круговой огонь | сигнала, пропорционального току яко- | |
по коллектору. ТЭД выйдет из строя. | ря или току возбуждения тяговых дви- | Разрядники |
При этом сопротивление шунтирующей | гателей соответственно. | Назначение и принцип действия |
цепи ограничено минимальным коэффи- | Датчики тока ДТ-010, ДТ-011 | |
циентом ослабления. Для каждого типа | Датчики имеют практически одинако- | Разрядники предназначены для защи- |
ТЭД этот коэффициент определен. | вую конструкцию и различаются между | ты электрооборудования электропоезда |
При резком изменении напряжения в | собой только схемой соединения обмо- | от перенапряжений, которые возникают |
контактной сети или при отрыве полоза | ток. | в контактной сети при мощных атмо- |
токоприемника от контактного провода | Датчик состоит из двух кольцевых | сферных электрических разрядах. Кро- |
и последующем касании возникают | магнитопроводов с рабочими обмотка- | ме того, эти аппараты предохраняют |
чрезмерно большие броски тока в тяго- | ми. Рабочие обмотки включены через | оборудование от коммутационных пе- |
вых двигателях, что опасно для якор- | резистор на ток напряжением 127 В с | ренапряжений, возникающих при рабо- |
ных обмоток и коллекторов. | частотой 50 Гц. Среднее значение на- | те электрооборудования моторных и |
В силовой схеме тяговых двигателей обмотки возбуждения включены после | Технические характеристики разрядников РМВУ-3,3 и РВКУ-3,3 А01 |
якорей. Обладая большим индуктивным | | РМВУ-3,3 РВКУ-3,3 АО1 |
сопротивлением, обмотки препятству- | Номинальное напряжение, кВ.......... | ............. 3,3 3,3 |
ют резкому изменению тока в переход- | Максимальное допустимое напряжение | , кВ 4,2 4,0 |
ных процессах. Это условие выполняет- | Пробивное напряжение | |
ся только в режиме полного возбужде- | при частоте 50 Гц, кВ......................... | 6,7 - 7,4 5,3 - 6,0 |
ния. При ослабленном возбуждении та- | Импульсное пробивное напряжение | |
кого защитного буфера нет, поскольку | при предразрядном времени 2-20 мкс, кВ...... 12,5 7,5-8,5 |
обмотки возбуждения зашунтированы | Остающееся напряжение | |
активным сопротивлением, которое не | при импульсном токе 3000 А, кВ ....... | .............. 12 10 |
может ограничить резкие колебания то- | Ток проводимости | |
ка. Лавинообразно нарастающий ток ус- | при напряжении 4000 В, мкА ........... | 70-130 165-220 |
тремляется по пути наименьшего со- | Масса кг | 22 5 30 |
| | |
|
| | | | | |
прицепных вагонов. Эти перенапряже- | товыми дисками и днищем. Искровые | металлическое ограждение. Для пре- |
ния могут достигать весьма опасных | промежутки 11 зашунтированы резис- | дотвращения взрыва в днище 1 разряд- |
величин при отключении токов корот- | торами 14 большого сопротивления. Так | ника имеется предохранительное уст- |
кого замыкания, отключении электри- | как вилит гигроскопичен и в случае ув- | ройство - клапан 13. При давлении бо- |
ческих цепей, переключениях контак- | лажнения теряет электрические свойст- | лее 5 атм клапан срабатывает и газы вы- |
торов и др. На крыше каждого моторно- | ва, корпус разрядника уплотнен резино- | ходят в атмосферу. |
го вагона установлены два разрядника. | выми кольцевыми прокладками 8 и 12. | Для контроля числа срабатываний |
На электропоездах устанавливают | Разрядник работает следующим обра- | разрядника имеется регистратор, кото- |
униполярные вилитовые разрядники | зом. При резком повышении напряже- | рый автоматически заменяет плавкие |
РМВУ-3,3 и РВКУ-З.ЗА01. Их работа | ния в контактной сети до 7,5 - 9 кВ со- | вставки, перегорающие при срабатыва- |
основана на свойстве вилита (смеси | противление дисков 6 уменьшается, ис- | нии разрядника. Регистратор включен в |
карборунда, графита и глины) резко | кровые промежутки 11 пробиваются, и | цепь разрядника, при его срабатывании |
уменьшать свое сопротивление при | волна перенапряжения уходит в "зем- | через резистор регистратора протекает |
увеличении приложенного напряжения. | лю". Электрическая дуга в искровых | импульсный ток, пережигающий плав- |
Разрядник РМВУ-3,3 | промежутках под действием магнитно- | кую вставку регистратора. После этого |
В фарфоровом корпусе 4 (рис. 2.27.) | го поля постоянных магнитов 10 растя- | под действием заводной пружины на |
разрядника расположены два вилитовых | гивается и гаснет. Искровые промежут- | место сгоревшей вставки устанавлива- |
диска 6, два блока 11 искровых унипо- | ки расположены в нижней части корпу- | ется новая вставка. Регистратор имеет |
лярных промежутков, дугогасительное | са, а к контактному болту 9 подключен | цифровой указатель и рассчитан на де- |
устройство, монтажные детали и пружи- | плюсовой кабель, поэтому дуга выдува- | вять срабатываний аппарата. |
на 7. Днище 1 и основание 2 корпуса | ется в верхнюю полость камеры раз- | Разрядник РВКУ-З.ЗА01 |
герметично соединены с корпусом 4 за- | рядника. | В фарфоровой крышке 2 (рис. 2.28) |
ливочной массой 3. Вилитовые диски | После того как напряжение в контакт- | разрядника расположены все его эле- |
диаметром 130 мм покрыты с боковых | ной сети восстановится до нормальной | менты: блок искровых промежутков 8, |
сторон изоляционной обмаз-кой, предо- | величины, сопротивление вилитовых | блок нелинейных резисторов 7, днище t |
храняющей аппарат от разрядов. От бо- | дисков повышается до 140 - 160 Ом, а | с противовзрывным предохранителем |
ковых перемещений вилитовые диски | сила тока снижается до 25 - 30 А. | Блок искровых промежутков имеет две |
удерживают фетровые прокладки 5. | В момент срабатывания внутри раз- | дугогасительные камеры с крышками |
Дугогасительное устройство разряд- | рядника резко поднимается давление. | на одной из которых укреплены кольце- |
ника состоит из двух постоянных маг- | Поэтому в целях безопасности оба рас- | вые электроды. На наружной поверхнос- |
нитов 10, расположенных между вили- | положенных на крыше аппарата имеют | ти блоков находятся катушки 9, в кото- |
|
рых при протекании по ним тока созда- | После гашения дуги разрядник снова | На стойке разъединителя размещены |
ется магнитное поле. Для улучшения | готов к действию. | два последовательно соединенных ре- |
характеристики разрядника искровые | | зистора сопротивлением 51 кОм каж- |
промежутки шунтированы конденсато- | Главный разъединитель | дый. Через них разряжается конденса- |
ром и резисторами. Чтобы защитить | Назначение | тор фильтра после заземления силовой |
фарфор крышки от термического воз- | | цепи. |
действия электрической дуги, между | При осмотре и ремонте тяговых дви- | |
элементами разрядника и крышкой уста- | гателей и высоковольтной аппаратуры | Плавкие предохранители |
новлена картонная прокладка 10. Как од- | требуется обязательно заземлить сило- | Назначение |
но целое с днищем разрядника выполне- | вую схему. Для этого служит главный | |
но устройство, предохраняющее разряд- | разъединитель, который установлен в | Плавкие предохранители служат для |
ник от взрыва, представляющее собой | подвагонном ящике с реостатным сило- | защиты цепей высокого и низкого на- |
латунную диафрагму 4 толщиной 0,8 | вым контроллером моторного вагона. | пряжений электропоездов от перегру- |
мм. Оно исключает повышение давле- | Переключают разъединитель вручную | зок и токов короткого замыкания. Вре- |
ния внутри корпуса при срабатывании | при обесточенной цепи (при опущен- | мя выключения цепи предохранителем |
разрядника. Аппарат герметизирован | ных токоприемниках). | складывается из времени плавления |
уплотнениями 5 из озономорозостойкой | Главный разъединитель Р-9А (ГР-1Б) | вставки и времени гашения дуги. На |
резины. Он имеет выводы для присоеди- | Устройство представляет собой одно- | электропоездах применяют предохра- |
нения к токоведущим и заземляющим | полюсный переключатель ножевого ти- | нители ПКПС-3, ВПК-006, ВПБ-6, ПР- |
кабелям и регистратор срабатывания. | па с клиновидными контактами. Разъе- | 2, ПК-30, ПКЖ 106-3-20-20У2. |
Принцип работы разрядника заключа- | динитель имеет два положения: в верх- | Плавкие предохранители ПКПС-3, |
ется в том, что при появлении опасного | нем положении цепь токоприемника со- | ВПК-006, ВПБ-6, ПР-2, ПК-30, ПКЖ |
перенапряжения искровые промежутки | единена с силовой цепью тяговых дви- | 106-3-20-20У2 |
пробиваются и протекающий через раз- | гателей и высоковольтными цепями | Предохранитель ПКПС-3 состоит из |
рядник импульсный ток вследствие не- | вспомогательных машин и отопления, в | патрона 1 (рис. 2.29), выполненного из |
линейности резисторов не приводит к | нижнем положении силовая цепь зазем- | стеклянной или фарфоровой трубки, за- |
опасному для электрооборудования по- | лена. Через стенку подвагонного ящика | полненной чистым кварцевым песком |
вышению напряжения. Возникшая | проходит вал, связанный через изоля- | 5, и также заполненного кварцевым пе- |
между разрядниками электрическая ду- | тор с ножом разъединителя. С наруж- | ском шамотного сердечника 2, на кото- |
га гасится в дугогасительных камерах. | ной стороны ящика на валу имеется го- | рый намотана плавкая вставка 4, состо- |
|
Рис. 2.29. Предохранитель ПКПС-3: 1 - патрон; 2 - сердечник; 3 - оловянные шарики; 4 - плавкая вставка; 5 - наполнитель (кварцевый песок); 6 | | раничивающих, пусковых, пускотор- |
указательная проволока; 7 - текстолитовая шайба; 8 | пружина указателя срабатывания; 9 - колпачок; 10 - | мозных, демпферных резисторов и ре- |
крышка колпачка; 11 - указатель срабатывания; 12 - асбоцементная прокладка; 13 - цементная заливка | зисторов ослабления возбуждения. Он |
| | состоит из непосредственно резистор- |
ящая из четырех медных посеребрен- | ные конструкции без наполнителя, в па- | ного элемента (спирали), ребристых ке- |
ных проволок с напаянными на них | тронах (трубках) 4 (рис. 2.30, б) которых | рамических изоляторов, желобчатого |
оловянными шариками 3. В одном из | установлена плавкая вставка 3. На втул- | металлического держателя и выводов. |
латунных колпачков 9 установлен ука- | ки патронов 7 предохранителей, рассчи- | Резисторный элемент 1 представляет |
затель срабатывания 11. | танных на силу тока до 60 А, навинчи- | собой ленту высокого электрического |
Высоковольтный предохранитель | вают латунные втулки 1 (выполняющие | сопротивления, свернутую в виде спи- |
ВПК-006 состоит из заполненного | роль контактов). В предохранителях до | рали. Спираль установлена в пазах ке- |
кварцевым наполнителем патрона, | 200 А (рис. 2.30, а) контактами служат | рамических изоляторов 2, расположен- |
вставленного в контакты, закрепленные | медные контакты 1, к которым с помо- | ных на противоположных сторонах же- |
на изоляторах. Эти предохранители | щью винтов прикреплены плавкие | лобчатого держателя 3. К концам спира- |
расположены в подвагонном ящике мо- | вставки 3. Перезарядка предохраните- | ли припаяны выводы 4. Для предохра- |
торного вагона. Отключение тока ко- | лей должна производиться только плав- | нения изоляторов от выпадения вслед- |
роткого замыкания происходит за счет | кими вставками, специально предназна- | ствие вибрации на держателе дополни- |
интенсивной деионизации между пес- | ченными для предохранителей ПР-2. | тельно установлены два желоба. |
чинками наполнителя электрической | Несколько другие по конструкции пре- | |
дуги, возникающей при сгорании плав- | дохранители с плавкими вставками | Резистор токоограничивающий |
кой вставки. | ВПБ-6 и предохранители трубчатые | РТ-45 |
Рабочее положение предохранителя | ПК-30 также состоят из патрона и плав- | Назначение и устройство |
вертикальное, положение указателя | кой вставки. | |
срабатывания - вниз. | | Резистор предназначен для ограниче- |
На электропоездах применяются так- | Резне горный элемент КФ | ния токов короткого замыкания, возни- |
же аналогичные предохранители ПКЖ | | кающих при отключении контакторов |
106-3-20-20У2, устанавливаемые без | Назначение и устройство | защиты и для предварительного усиле- |
металлического каркаса. В низковольт- | | ния или ослабления магнитного поля |
ных цепях используют предохранители | Резисторный элемент КФ (рис. 2.31, а) | при отключении тяги и реостатном тор- |
ПР-2, представляющие собой разбор- | служит для составления блоков токоог- | можении с самовозбуждением. Он |
| | представляет собой блок из шести рези- |
Технические характеристики предохранителя ПКПС-3 | сторных элементов 5 (рис. 2.31, б) типа \j 1 1 \ t^O ^*Т"Т^ЛГТ^Л"Ч^ЛТ ТТТТ TV ТЗ ТТ^ТЯ Y"\CTTTO TJ T/Z^T'fl |
| | | iVvf, рсЦЛЮЛОЖСННЫл а 1ри ряда И уС1а- |
Номинальное напряжение, кВ . | . . .4 | | новленных с помощью сборных держа- |
Номинальный ток, А | . .20 - 32 | | телей 9 между стойками 6. Держатели |
Сопротивление, Ом | . . . 0,028 - 0 039 | | представляют собой стальные шпильки |
Размеры указательной проволоки, мм: | | | с надетыми на них изоляционными |
диаметр | . 0 15 | | трубками 11 и фарфоровыми шайбами |
длина . | . 790 | | 10, обеспечивающими крепление рези- |
| |
|
| | | сборных держателей между стоиками. |
Рис. 2.31. Резистор токоограничивающий Г 1-45: а - резисторный элемент КФ; б - резистор РТ-45; 1 - | резисторный элемент (спираль); 2 - изолятор; 3 - держа- | Держатели представляют собой сталь- |
тель; 4 - вывод; 5 - резисторный элемент КФ в сборе; | 6 - стойка; 7 - соединительная шина; 8 - изолятор подве- | ные шпильки с надетыми на них изоля- |
ски резистора; 9 - держатель; 10 - изолятор держателя; 11 - изоляционная втулка | ционными трубками и фарфоровыми |
| | шайбами, обеспечивающими крепление |
сторов и их изоляцию относительно | | чины сопротивления. На выводах рези- | резисторов и их изоляцию относитель- |
друг друга и относительно стоек. | | стора установлены фиксирующие ско- | но друг друга и относительно стоек. |
Блок резисторных элементов подве- | | бы, исключающие проворачивание на- | Блок резисторных элементов подве- |
шивают к раме вагона на изоляторах 8, | | конечников присоединительных прово- | шивают на изоляторах, обеспечивая ос- |
обеспечивающих основную изоляцию | | дов. Пусковой резистор устанавливают | новную изоляцию резистора относи- |
резистора относительно "массы". | | на изоляторах. | тельно "массы". |
Пусковой резистор РП-43 | | Пускотормозные резисторы | Резисторы демпферные |
| | ПТР-97...ПТР-109 | РД-41 и РД-42 |
Назначение и устройство | | | |
| | Назначение и устройство | Назначение и устройство |
Резистор служит для ограничения си- | | | |
лы тока электродвигателя преобразова- | | Пускотормозные резисторы предназ- | Последовательно соединенные резис- |
теля в режиме пуска. Он состоит из эле- | | начены для ограничения силы тока тя- | торы РД-41 и РД-42 предназначены для |
ментов сопротивления типа КФ, кото- | | говых двигателей в режиме пуска и для | ограничения силы тока якоря двигателя |
рые с помощью шпилек через фарфоро- | | гашения энергии в режиме реостатного | преобразователя при резких изменени- |
вые изоляторы укреплены на металли- | | торможения. | ях напряжения в контактной цепи и ко- |
ческих держателях. Один элемент со- | | Резисторы смонтированы в виде бло- | ротких замыканиях в цепи нагрузки. |
противления снабжен передвижным хо- | | ков из шестнадцати резисторов типов | Резистор РД-41 (рис. 2.32, а) состоит |
мутом для регулировки заданной вели- | | ПТР-97...ПТР-109, соединенных по | из шести резисторных элементов типа |
| | | |
| Рис. 2.33. Резистор балластный РП-44: |
| 1 - защитный кожух; 2 - панель; 3 - регулировочный |
| хомут; 4 - резисторный элемент; 5 - держатель; 6 - |
| шпилька; 7 - фиксирующая скоба |
| Аппарат защиты от радиопомех |
| (индуктивно-емкостный фильтр) |
| Назначение и устройство |
| Во время работы электрооборудования |
| поезда возникают сильные радиопоме- |
| хи, вызы-ваемые искрением токоприем- |
| ников, коммутацией тяговых двигате- |
| лей, вспомогательных машин, переклю- |
| чением контакторов и другой аппарату- |
| ры. Индуктивно-емкостный фильтр, со- |
| стоящий из катушки индуктивности и |
| конденсатора, снижает радиопомехи |
| примерно в десять раз. |
| Катушка индуктивности представляет |
| собой высокочастотный дроссель без |
| сердечника. Он включен в силовую схе- |
| му между токоприемником и главным |
| разъединителем, находится под напря- |
| жением контактной сети и вместе с кон- |
| денсатором смонтирован на крыше ва- |
| гона. На электропоезде ЭТ2М применя- |
| ется дроссель типа ДП-32, на осталь- |
| ных - 1ДР.050 (рис. 2.34). |
| Катушка 1 дросселя не изолирована, |
| она навита из алюминиевой шины с воз- |
| душным зазором 3 мм. В зазор уложены |
| прокладки из паронита, зафиксирован- |
| ные стеклолакотканью. Катушка зажата |
| между двумя гетинаксовыми крестови- |
| нами 5, стянутыми шпильками 2. Ни- |
|
| Резистор балластный РП-44 |
КФ, резистор РД-42 (рис. 2.32, б) - из | |
трех элементов КФ, укрепленных на сборных держателях, которые своими | Назначение и устройство |
концами опираются на скобы 4. Держа- | |
тели представляют собой стальные | Резистор предназначен для ограниче- |
шпильки 3 с надетыми на них изоляци- | ния тока в лампе прожектора при раз- |
онными трубками 6 и фарфоровыми | личных режимах работы прожектора. |
шайбами 5, обеспечивающими крепле- | Он представляет собой панель 2 (рис. |
ние резисторов и их изоляцию относи- | 2.33), на которой с помощью шпилек 6 |
тельно друг друга и относительно скоб. | и держателей 5 укреплены резисторные |
Скобы укреплены на опорных изолято- | элементы 4 типа СР. Один элемент ре- |
рах и соединены угольниками 2. Изоля- | зистора снабжен передвижным хому- |
тор обеспечивает основную изоляцию | том 3 для регулировки заданной вели- |
резисторов относительно "массы". Про- | чины сопротивления. На выводах уста- |
вода внешнего монтажа прикреплены к | новлены фиксирующие скобы 7, ис- |
резисторам скобами 7. Соединение | ключающие проворачивание наконеч- |
демпферных резисторов между собой | ников присоединительных проводов. |
выполнено с помощью медных прут- | Балластный резистор устанавливают на |
ков, закрепленных аналогично крепле- | крыше головного вагона на изоляторах |
нию проводов внешнего монтажа. | в защитном кожухе 1. |
жняя крестовина прикреплена к двум армированным изоляторам. Дроссель закреплен на опорных изоляторах. Через наконечник провода и контактный зажим 3 к дросселю присоединяют внешнюю цепь.
Конденсаторный фильтр применяют также двух типов: на электропоезде ЭТ2М - Б-022-У1 (рис. 2.35), на остальных - 1Ф.004. Фильтр, установленный вместе с дросселем на крыше вагона, помещен в закрытый металлический ящик 7. Он представляет собой высоковольтный, герметичный бумажный конденсатор 4 емкостью 1 мкФ, рассчитанный на напряжение 6000 В. От зажима, установленного на изоляторе 2, через резиновую втулку 8 в стенке ящика пропущен жгут 1 силовых проводов, которые подключены к катушке индуктивности (дросселю) и главному разъединителю. К тому же зажиму присоединен один вывод 3 от конденсатора, другой вывод 6 соединен с корпусом ящика, который в свою очередь проводом 5 соединен с общей "массой".