Вентильные тяговые двигатели

Электромагнитная система вентильного тягового двигателя подобна синхронной машине. На статоре расположена равномерно распределенная якорная обмотка и на роторе (вращающейся части) обмотка возбуждения постоянного тока, питаемая через специальные контактные кольца и щетки. По принципу действия вентильный двигатель подобен машине постоянного тока, в которой электромеханический коллектор заменен системой управляемых вентилей. Рассмотрим работу такой системы от общего к частному. Принципиальная схема электропривода с тяговыми вентильными двигателями показана на рис. 9.1.

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.1. Принципиальная схема электропривода с тяговыми вентильными двигателями: Ср – сглаживающий реактор; 1 – трансформатор; 2 – тиристорный коммутатор; 3 – статорная обмотка; 4 – роторная обмотка; 5 – измеритель положения ротора; 6 – устройство управления тиристорами

Так как по обмоткам якоря необходимо пропускать постоянный ток, применяют два тиристорных коммутатора. Допустим, необходимо пропустить постоянный ток по фазе С и В, тогда в первый полупериод будут работать тиристоры Т1 и Т2, во второй Т3 и Т4. Обмотка возбуждения получает питание через мостовую схему выпрямления. Определено, что необходимо пропускать ток по соответствующим ветвям якорной обмотки. Это утверждение – первый шаг к обоснованию принципа работы вентильного двигателя. Для простоты рассмотрим работу вентильного двигателя с использованием лишь одного тиристорного коммутатора, считая, что ток уже выпрямлен (рис. 9.2).

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.2. Схема вентильного двигателя с явно выраженным звеном постоянного тока

Допустим, ток протекал вначале по обмоткам А и В в направлении от А к В. Чтобы детально рассмотреть принцип работы коммутатора и образования вращающего момента, необходимо одновременно рисовать два рисунка, одним поясняя первый аспект, вторым иллюстрируя диаграмму замыкания тиристоров (рис. 9.3).

Взаимодействуя между собой магнитный поток статора Фс и ротора Фр, который направлен, как показано на рисунке образуют вращающий момент в соответствии с обычным правилом, как для двигателей постоянного тока (вытеснение проводника с током из магнитного поля). Вращающий момент направлен по стрелке. Для обеспечения протекания тока должны быть замкнуты тиристоры Т1 и Т4.

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.3. Диаграмма замыкания тиристоров

Предположим, что ток протекает по фазам А и В в направлении от А к В.

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.4. Принцип получения вращающегося поля

Если после поворота ротора на определенный угол (» 30°) переключить ток с фазы В на фазу С, то Фс повернется на 60° и соответственно на такой же угол повернется ротор двигателя. При этом замкнутся тиристоры Т1 и Т6. После поворота на 60° фаза А отключается от сети, и ток начинает протекать по фазе В и С. Далее процесс продолжается аналогично. Для обеспечения дальнейшего вращения переключается ток с фазы С на фазу А, и ток протекает по тиристорам Т3 и Т2.

При указанном способе формирования магнитодвижущей силы мдс идеализированная форма токов (допустим для фазы А будет иметь вид, показанный на рис. 9.6).

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.5. Принцип получения вращающегося поля (продолжение)

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.6. Идеализированная форма фазного тока

Пользуясь таблицей замыкания тиристоров, можно составить такую же диаграмму для всех токов. Для идеального случая такая диаграмма составляться не будет. Достаточно для одной фазы. А для реального распределения токов диаграмма представлена ниже. Но с начало, несколько слов о наводимой в обмотках эдс. В обмотках наводится две эдс от двух источников:

1) эдс от тока, протекающего по обмоткам статора Вентильные тяговые двигатели - student2.ru Вентильные тяговые двигатели - student2.ru , Вентильные тяговые двигатели - student2.ru , Вентильные тяговые двигатели - student2.ru , Вентильные тяговые двигатели - student2.ru , Вентильные тяговые двигатели - student2.ru , Вентильные тяговые двигатели - student2.ru (первая буква, откуда вытекает ток, вторая куда втекает). Все они сдвинуты относительно друг друга на 60°;

2) эдс возникающая в обмотках статора при вращении ротора Вентильные тяговые двигатели - student2.ru , Вентильные тяговые двигатели - student2.ru , Вентильные тяговые двигатели - student2.ru .

Проиллюстрируем это диаграммой (рис. 9.7).

Огибающая суммарная эдс характеризуется средним значением Еср. В реальных условиях, коммутация отличается от мгновенной в точке которая изображена выше.

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.7. Эдс вентильного двигателя

Вынесем еА, еВ, еС на отдельную диаграмму (рис. 9.8) и покажем коммутацию эдс с фазы на фазу, а так же диаграмму изменения токов в условиях, когда коммутация осуществляется не мгновенно.

Вентильные тяговые двигатели - student2.ru

Рис. 9.8. Зависимость фазных токов и эдс от времени

Момент включения фазы, вступающей в работу, должен иметь опережение на угол Вентильные тяговые двигатели - student2.ru ( Вентильные тяговые двигатели - student2.ru -угол опережения) относительно момента выравнивания эдс коммутирующей секции (фазы). Только при этом условии будут нормально открываться и закрываться тиристоры. Причем Вентильные тяговые двигатели - student2.ru т. е. коммутация должна оканчиваться раньше, чем сравняются эдс коммутирующих фаз, (ротор повернется на угол Вентильные тяговые двигатели - student2.ru ). Период перехода тока (или изменения направления) (по аналогии) называется периодом коммутации и характеризуется углом Вентильные тяговые двигатели - student2.ru . Так как тиристоры имеют определенный разброс параметров, то необходим некоторый запас по времени для их нормальной коммутации. Этот запас называют углом запаса и обозначают как Вентильные тяговые двигатели - student2.ru .

По своим характеристикам вентильные тяговые двигатели аналогичны двигателям постоянного тока, поэтому их иногда называют в литературе безколлекторными двигателями постоянного тока.

Асинхронные двигатели

Физический процесс образования намагничивающей силы в асинхронных двигателях в общем аналогичен процессу в вентильном двигателе, но отличается от него тем, что ток идет сразу по трем фазам, правда, в двух фазах ток в половину меньше, чем в одной. В тяговом электромашиностроении преимущественное применение нашли двигатели с короткозамкнутым ротором. Конструктивное исполнение машины будет рассмотрено несколько позднее, а пока остановимся на образовании намагничивающей силы и форм фазных токов и напряжений.

Наши рекомендации