Механические и рабочие характеристики асинхронных электродвигателей
Механической характеристикой АД является зависимость скорости вращения ротора ω2 или скольжения s в функции механического вращающего момента электромагнитного происхождения М при неизменном напряжении сети.
Выражение для электромагнитного вращающего момента АД
(3.11)
где хk - реактивное сопротивление двигателя (Ом), хk = x1 + x2;
г'2 и х'2 - приведенные к статору, соответственно, активное и реактивное сопротивления фазы ротора (Ом);
s – скольжение;
ω1 - скорость вращения магнитного поля статора (с-1);
г1 - активное сопротивление фазы статора (Ом);
U1Ф - фазное напряжение сети (В).
Выражение (3.11) представляет собой аналитическую качественную зависимость естественной механической характеристики АД (рис.3.3, а), которую можно изобразить кривыми ω(М) - s(М) и s(М) при неизменных параметрах и величине напряжения сети. Искусственные механические характеристики АД получаются изменением параметров r1, r2, x1, x2 и величины напряжения U1Ф и частоты f1.
Рис. 3.3Механическая и рабочие характеристики асинхронного двигателя
На графиках (рис. 3.3, а) механических характеристик АД имеются характерные точки его основных режимов возможной работы: точка [М = 0; ω1 = ω2] определяет РХХ; точка [МН;ωН] - РНР; точка [МК; ωК] - режим критического (максимального) вращающего момента и точка [МПН; ω2 = 0] -режим пуска РКЗ. В каталогах на АД приводятся данные последних режимов в виде значений МК/МН и МПН/МН.
К рабочим характеристикам (рис. 3.3, б) АД относятся зависимости мощности потребления активной энергии Р, вращающего электромагнитного момента М, скорости ω2, тока в статоре I1, КПД двигателя η, его коэффициента мощности cos и скольжения s в функции механической нагрузки на валу со стороны рабочей машины Р2 при неизменных напряжении сети U1, частоте f1и сопротивлениях обмоток двигателя.
Рабочие характеристики АД в рабочей зоне от РХХ до РНР приведены на рис.3.3, б. Так как Р2= РM =ω2M, то зависимость ω2(Р2) подобна механической характеристике ω2(М). График s(Р) определяется нагрузкой Р2 и поведением скорости ω2:
Поведение функции I1(Р) зависит от размагничивающего действия тока ротора I2 и скольжения
Коэффициент мощности АД зависит от нагрузки не линейно и его зависимость определяется соотношением активной Р1 и реактивной Q1 мощностей потребления энергии сети:
(3.12)
Электрическая мощность потребления активной энергии Р1 и вращающий момент М зависят от нагрузки через ток статора I1. Так как
(3.13)
и (3.14)
то
Существенно нелинейная, даже по сравнению с соs φ , зависимость КПД от нагрузки P2 наблюдается из-за неравномерности влияния суммарных потерь мощности ΣΔР в машине: при малых нагрузках в ней преобладают магнитные потери мощности, которые зависят только от напряжения сети и являются практически постоянными; при значительных нагрузках начинают, кроме того, сказываться электрические и механические потери мощности, которые прямо зависят от нагрузки и являются переменными. Так как КПД может быть представлен равенством
(3.15),
то при малых нагрузках справедлива символическая запись:
а при значительных:
Пример. Анализ асинхронных электродвигательных устройств индивидуальных приводов систем рабочих механизмов по каталожным данным и выбор технических средств и мероприятий для их нормальной работы
Пусть необходимо определить параметры заданного электродвига-тельного устройства (ЭДУ) по каталожным данным, построить его естественную механическую характеристику и выбрать технические средства и мероприятия для рационального использования ЭДУ в приводах 20 одинаковых насосных агрегатов.
Исходные данные:
Цеховая сеть имеет напряжение 220/380 В промышленной частоты f = 50 Гц, а помещение цеха относится к пыльным категории П-1. Расстояние от распределительного пункта (РП) до электронасосных агрегатов не превышает 50м .
Каталожные данные ЭДУ:
Число пар полюсов 2р = 4
Мощность на валу двигателя РH .................................28кВт
Скольжение критическое Sк…………………………15%
Скольжение sH ................................................…………3.35 %
Коэффициент полезного действия ηH..........................90.00%
Коэффициент мощности cos φH....................................0.89
Отношение пускового тока К1 = IП/IH .........................5.5
Отношение пускового момента βП = МП Н /МН............1.2
Отношение критического момента βК = МК/МН..........2.1
Напряжение сети UH......................................………….220/380 В
Частота электрическая f1H ....................................…….50 Гц
Двигатель имеет защищенное исполнение и выполнен в чугунном корпусе с лапами, а активное сопротивление фазы его статора при температуре 20°С r1 = 0.08 Ом. Ротор оснащен короткозамкнутой обмоткой.
Расчет параметров
Число пар полюсов
(4.1)
Скорость вращения (с-1) магнитного поля статора
(4.2)
Скорость вращения (с-1) ротора двигателя
(4.3)
Частота колебаний (Гц) ЭДС и тока в роторной обмотке
(4.4)
Номинальный момент на валу двигателя (Н*м):
(4.5)
Для определения номинальных механических потерь (Вт) двигателя воспользуемся универсальными зависимостями механических потерь [см. 1] Пусть pM = 0.004,тогда
(4.6)
а момент электромагнитного происхождения (Н • м)
(4.7)
Электромагнитный момент ЭДУ МH по величине больше момента на валу за счет механических потерь энергии внутри двигателя.
Пусковой начальный момент (Н • м)
(4.8)
Максимальный (критический) момент (Н • м)
(4.9)
Активная мощность потребления энергии из сети при номинальной нагрузке ЭДУ (Вт)
(4.10)
Номинальная величина электромагнитной мощности (Вт), создаваемая в рабочем зазоре ЭДУ
(4.11)
Мощность электромагнитных потерь (Вт) в роторе
(4.12)
Мощность потерь энергии (Вт) в обмотке и железе статора ЭДУ с учетом потерь рассеяния в рабочем воздушном зазоре
(4.13)
Диаграмма мощностей преобразования энергии в ЭДУ при номинальной нагрузке МH представлена на рис. 4.1. Из нее видно, что наибольшее количество энергии теряется в статоре двигателя, а сравнительно незначительное количество расходуется на покрытие потерь в подшипниковых опорах и на трение о воздух.
Рис4.1Диаграмма потерь мощности в асинхронном двигателе.