Распространение миллиметровых и субмиллиметровых волн.
Особенностью распространения ММВ и СММВ является их сильное поглощение в атмосферных осадках. Так, на =1 см при ливне интенсивностью 100 мм/ч поглощение составляет 20 дБ/км, а на =1 мм — 40 дБ/км. Такое же интенсивное поглощение наблюдается при ливне и в диапазоне СММВ.
Туман также оказывает влияние на распространение волн миллиметрового и субмиллиметрового диапазонов. Для ММВ при сильном тумане поглощение изменяется от 1 дБ/км при =1 см до 40 дБ/км при =1 мм. Для СММВ поглощение еще больше — приблизительно 100 дБ/км.
ММВ и СММВ испытывают также молекулярное поглощение при оптически прозрачной атмосфере. Молекулярное поглощение обусловлено поглощением в кислороде воздуха и в парах воды. Поглощение в парах воды зависит от температуры и относительной влажности воздуха.
ММВ и СММВ поглощаются неравномерно. Молекулярное поглощение зависит от длины волны. Поэтому из данных диапазонов частот в системах тропосферной связи можно использовать только частоты, лежащие в так называемых «окнах прозрачности». Для ММВ имеются три окна прозрачности в области волн: = 8,6 мм ( = 0,06 дБ/км); = 3 мм ( = 0,25 дБ/км); = 1,2 мм ( = 0,6 дБ/км). В диапазоне СММВ для практического использования можно выделить только два окна прозрачности в области волн: = 0,87 мм ( = 8 дБ/км); = 0,73 мм ( = 16 дБ/км).
Использование ММВ и СММВ для организации тропосферной и радиорелейной связи можно рекомендовать только для районов, где атмосферные осадки выпадают редко. Волны данных диапазонов используются также в радиолокации и волноводной технике.
Занятие 11
Содержание: Фидеры.
Задание к практическому занятию:
1. Составить логическую схему базы знаний по содержанию блока.
2. Составить терминологический словарь.
3. Выполнить все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа к практическому занятию.
Практическое занятие (деловая игра)
Цели: 1. Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.
2. Уметь изложить свою точку зрения по вопросам обработки, хранения и передачи информации.
Участники: Студенты распределены на 3 подгруппы:
1-я подгруппа – заказчики (задающие вопросы);
2-я подгруппа – специалисты (отвечающие на вопросы);
3-я подгруппа – экспертная группа (оценивающие правильность формулировки вопросов и ответов на них).
Время: 90 минут.
1. Подготовительный этап (домашняя работа):
1. Подготовить материл по ранее выданной на текущее занятие (в конце предыдущего занятия) преподавателем теме:
- составить план блока;
- составить терминологический словарь: выписать встречаемые в тексте блока термины и дать им расшифровку;
2. По содержанию блока составить до десяти вопросов.
3. Быть готовыми ответить на вопросы по рассматриваемой теме. Уметь оценить вопросы и ответы участников будучи в подгруппе экспертов.
4. Оформить домашнюю работу в виде отчета.