Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры

Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры

Вопросы семинарского занятия

1. Наука как форма знания и социальный институт.

2. Различие и единство естественнонаучного и социально-гуманитарного типов культуры и знания.

3. Предмет и структура естественнонаучного знания. Понятие современного естествознания. Естественнонаучная картина мира.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Критерии научности знания.

2. Структура науки.

3. Научное и вненаучное знание.

4. Объект и предмет естествознания.

5. Природа как объект естествознания.

6. Понятие научной картины мира.

Литература

Основная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1998 – Гл.2.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Тема I, II.

3. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I, II.

4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I.

5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

6. Философия и методология науки. – М., 1996.

Дополнительная:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

3. Добров Г.М. Наука о науке. – Киев, 1989.

4. Дышлевый П.С.,Яценко К.В. Что такое общая картина мира? – М., 1989.

5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.

6. Кузнецов В.И, Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

7. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. – М., 1992.

8. Структура и развитие науки. – М., 1979.

9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. – № 10.

10.Федоров В.М.Синтетические тенденции в современном естествознании. – М., 1979.

11.Философские проблемы естествознания. – М., 1979.

Тема II. Научные методы в естествознании

Вопросы семинарского занятия

1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

2. Методы эмпирического познания: эксперимент, наблюдение, измерение.

3. Методы теоретического познания: абстрагирование и обобщение, формализация и идеализация, индукция и дедукция.

4. Единые методы эмпирического и теоретического познания: анализ и синтез, сравнение и аналогия, моделирование.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Различие и единство методов естественнонаучного и гуманитарного познания.

2. Формы научного познания: проблема, факты, гипотеза, теория.

3. Структура и функции естественнонаучной теории.

4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

5. Историко-генетический метод.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 3.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Гл. 3.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. I.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – Ст. «абстрагирование», «идеализация», «анализ», «синтез», «индукция», «дедукция», «формализация», «моделирование», «измерение», «наблюдение», «эксперимент», «аналогия».

Дополнительная:

1. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. – М., 1987.

2. Кочергин А.Н. Формы и методы научного познания. – М., 1990.

3. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. – 1995. - № 4.

4. Назаров И.В. Методология геологического исследования. – М., 1982.

5. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

6. Философия и методология науки. – М., 1996.

Тема III. Исторические типы естествознания

Вопросы семинарского занятия

1. Проблема исторического анализа естествознания. Понятие исторического типа рациональности. Исторические типы научной рациональности. Картина мира и научная парадигма.

2. Донаучное (преднаучное) естествознание:

а) основные черты преднаучного типа рациональности;

б) натурфилософия Древности: учение о первоначалах, пифагореизм, атомистика;

в) естествознание в границах религии. Средневековая алхимия и астрология.

г) геоцентризм картины мира.

3. Классическое научное естествознание:

а) научная революция 16-17вв. и становление естествознания;

б) классическое, постклассическое научное естествознание и типы рациональности;

в) механистическая картина мира.

г) идеалы и нормы, основные принципы классического естествознания.

д) трансформация классического естествознания во второй половине XIX века.

4. Постклассическое естествознание.

а) революция в естествознании на рубеже 19-20вв.;

б) основные принципы современного (постклассического) естествознания;

в) современное естественнонаучное понимание реальности: макромир, мегамир и микромир;

г) формализация и математизация в системе современного естествознания;

д) дифференциация и интеграция в системе современного естествознания.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Роль Н. Коперника в становлении научного естествознания.

2. Г. Галилей как основоположник механистического естествознания.

3. Создание И. Ньютоном механики.

4. Диалектизация естествознания в XIX веке.

5. Создание М. Фарадеем и Дж. Максвеллом теории электромагнитного поля и его значение в развитии естествознания.

6. Принцип антропности и роль средств познания в современном естествознании.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 3.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Гл. 3.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. I.

4. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 2.

5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Разд. I. – Гл. 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Дополнительная:

1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. – 1989. - № 3.

2. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

3. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники до середины XV века. – М., 1993.

4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. – М., 1993.

5. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870-1917гг. – М., 1988.

6. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. //Вопросы философии. – 1991. – № 6.

7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIIIвв.) – М., 1987.

8. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.

9. Кара-Мурза С.Т. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. – 1990. - № 9.

10. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху Античности. – М., 1990

11. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

12. Федоров В.М. Синтетические тенденции в современном естествознании. – М., 1979.

Вопросы семинарского занятия

1. Современная физика: особенности, проблемы, перспективы.

2. Основные принципы современной физики.

3. Релятивистская концепция.

4. Квантовая концепция.

5. Концепция строения материи.

6. Концепция взаимодействия. Типы физического взаимодействия.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Физическая картина мира.

2. Классическая и современная физика.

3. Специфика физической реальности.

4. Динамические и статистические законы.

5. Законы сохранения.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 5.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 8, 9, 10, 11, 12, 13.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. III.

4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Разд. II. – Гл. 9, 10.

Дополнительная:

1. Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. – 1996. - № 1.

2. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы: Частицы, поля, заряды. – М., 1988.

3. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. – М., 1973.

4. Лопаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. – 1996. - № 1.

5. Марков М.А. О природе материи. – М., 1971.

6. Мякишев Т.Я. Динамические и статистические закономерности. – М., 1973.

7. Новиков И.Д. Куда течет река времени. – М., 1990.

8. Панченко А.И. Философия. Физика. Микромир. – М., 1988.

9. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1966.

Вопросы семинарского занятия

1. Место химии в структуре современного естествознания. Становление и развитие химии.

2. Концепция химического элемента.

3. Концепция структуры химических соединений.

4. Концепция химических процессов.

5. Эволюционная химия.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Становление и развитие химии.

2. Основные законы химии.

3. Атомно-молекулярное учение в химии.

4. Электронная теория в химии.

5. Химия и биология.

6. Химическая картина мира.

Литература

Обязательная:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 17, 18.

2. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. VI.

3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 11.

Дополнительная:

1. Васильева Т.С., Орлов В.В. Химическая форма материи. – М., 1983.

2. Данцев А.П. Философия и химия. – Ростов-на-Дону, 1991.

3. Кузнецов В.И., Идлис К.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Ответы на вопросы. – М., 1997.

5. Соловьев Ю.И., Курашев В.И. Химия на перекрестке наук. – М., 1989.

6. Фигуровский Н.А. История химии. – М., 1979.

Вопросы семинарского занятия

1. Место биологии в системе современного естествознания, этапы ее становления и основные черты.

2. Концепция живого: сущность, происхождения, структура.

3. Концепция эволюции.

4. Концепция биосферы.

5. Концепция экологии и этология.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Теории происхождения жизни.

2. Генетические основы современного учения о живом.

3. Молекулярно-биологическое учение о живой природе.

4. Концепция коэволюции.

5. Типы поведения и формы сообществ высших животных.

6. Подтверждение теории эволюции.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 7, 8, 9.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 19, 20, 21.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. V.

4. Рузавин Г.Н. Концепция современного естествознания. - М., 1999. – Гл. 10, 11, 12.

5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Разд. III.

Дополнительная:

1. Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. – Пермь, 1993.

2. Бернал Дж. Возникновение жизни. – М., 1969.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

4. Вилли К., Детье В. Биология. – М., 1975.

5. Грин Н., Стаут, Тейлор Д. Биология. – В 3-х т. – М., 1993.

6. Дубинин Н.П. Очерки о генетике. – М., 1985.

7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: Общие закономерности. – М., 1996.

8. Колчинский Э.И. Эволюция биосферы. – Л., 1990.

9. Моисеев Н.Н. Алгоритмы эволюции. – М., 1986.

10. Одум Ю. Экология. – В 2-х т. – М., 1986.

11.Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. – М., 1960.

12.Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. – М., 1994.

13.Рьюз М. Философия биологии. – М., 1997.

14.Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Воронцов Н.Н. Краткий очерк теории эволюции. – М., 1969.

15.Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? – М., 1972.

16.Югай Г.А. Общая теория жизни. – М., 1985.

Вопросы семинарского занятия

1. Место космологии и геологии в системе современного естествознания.

2. Идея моделей Вселенной.

3. Концепция Большого взрыва.

4. Геологическая история Земли и ее геологическое строение.

5. Литосфера как абиотическая основа жизни.

6. Географическая оболочка земли.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Космологические парадоксы.

2. Образование галактик, звезд и Солнечной системы.

3. Астрономия и космонавтика.

4. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая.

5. Теория тепловой смерти Вселенной.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 4.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 14, 15.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. III. - § 4.

4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 12, 13, 14.

Дополнительная:

1. Арнольд А.И. Теория катастроф. – М., 1990.

2. Бесконечность и Вселенная. – М., 1969.

3. Вайнберг С. Первые три минуты. – М., 1981.

4. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., 1980.

5. Гангус А.А. Тайна земных катастроф. – М., 1985.

6. Жарков В.Н. Внутреннее строение Земли и климат. – М., 1983.

7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

8. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. –2-е изд. – М., 1983.

9. Основы конструктивной географии. – М., 1986.

10.Раст Х. Вулканы и вулканизм. – М., 1982.

11.Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. – М., 1995.

12.Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. – М., 1982.

13.Сифр М. В безднах Земли. – М., 1982.

14.Трофименко А.П. Вселенная: творение или развитие. – М., 1987.

15.Хаин В.Е., Сеславинский К.Б. Историческая геотектоника. – М., 1991.

16.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1973.

Вопросы семинарского занятия

1. Место кибернетики и синергетики в системе современного естествознания.

2. Понятие кибернетики и кибернетическое моделирование.

3. Синергетика как научная теория и способ мировидения.

4. Синергетическая картина эволюции Вселенной.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. ЭВМ и персональные компьютеры.

2. Основные понятия синергетики.

3. Идея самоорганизации природы.

4. Диссипативные системы и особенности их познания.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 6.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Тема 16.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд.III. - § 4.

4. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 13, 14.

5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 15.

Дополнительная:

1. Винер Н. Кибернетика. – М., 1968.

2. Жуков Н.И. Философские основания кибернетики. – М., 1985.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

4. Рузавин Г.И. Системный подход и единство научного знания // Единство научного знания. – М., 1988.

5. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.

6. Хакен Г. Информация и самоорганизация. – М., 1991.

Вопросы семинарского занятия

1. Человек как объект естественнонаучного познания.

2. Концепция происхождения человека. Основные этапы антропогенеза.

3. Мозг и психика.

4. Биоритмы и здоровье.

5. Естественнонаучные основания эмоций и творчества.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Биоэтика и поведение человека.

2. Холотропная модель сознания.

3. Человек и ноосфера.

4. Космические циклы и эволюция человека.

5. Природные факторы, определяющие работоспособность человека.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 10, 11.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 22, 23,24.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. VI.

4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 22, 23, 24, 25, 26, 27.

Дополнительная:

1. Баан М. Генетическая эволюция человека. – М., 1982.

2. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1982.

3. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. – М., 1992.

4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

5. Карпенко М. Вселенная разумная. – М., 1992.

6. Моисеев Н.Н. Пути к сознанию. – М., 1992.

7. Рогинский Я.Я. Проблема антропогенеза. – М., 1969.

8. Сергеев Б. Как мозг учился думать. – М., 1995.

9. Сергеев Б. Тайны памяти. – М., 1995.

10.Симонов П.В. Созидающий мозг. – М., 1993.

11.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1973.

12.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924.

Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры

Вопросы семинарского занятия

1. Наука как форма знания и социальный институт.

2. Различие и единство естественнонаучного и социально-гуманитарного типов культуры и знания.

3. Предмет и структура естественнонаучного знания. Понятие современного естествознания. Естественнонаучная картина мира.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Критерии научности знания.

2. Структура науки.

3. Научное и вненаучное знание.

4. Объект и предмет естествознания.

5. Природа как объект естествознания.

6. Понятие научной картины мира.

Литература

Основная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1998 – Гл.2.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Тема I, II.

3. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I, II.

4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I.

5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

6. Философия и методология науки. – М., 1996.

Дополнительная:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

3. Добров Г.М. Наука о науке. – Киев, 1989.

4. Дышлевый П.С.,Яценко К.В. Что такое общая картина мира? – М., 1989.

5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.

6. Кузнецов В.И, Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

7. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. – М., 1992.

8. Структура и развитие науки. – М., 1979.

9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. – № 10.

10.Федоров В.М.Синтетические тенденции в современном естествознании. – М., 1979.

11.Философские проблемы естествознания. – М., 1979.

Наши рекомендации