Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры
Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры
Вопросы семинарского занятия
1. Наука как форма знания и социальный институт.
2. Различие и единство естественнонаучного и социально-гуманитарного типов культуры и знания.
3. Предмет и структура естественнонаучного знания. Понятие современного естествознания. Естественнонаучная картина мира.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Критерии научности знания.
2. Структура науки.
3. Научное и вненаучное знание.
4. Объект и предмет естествознания.
5. Природа как объект естествознания.
6. Понятие научной картины мира.
Литература
Основная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1998 – Гл.2.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Тема I, II.
3. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I, II.
4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I.
5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.
6. Философия и методология науки. – М., 1996.
Дополнительная:
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
3. Добров Г.М. Наука о науке. – Киев, 1989.
4. Дышлевый П.С.,Яценко К.В. Что такое общая картина мира? – М., 1989.
5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.
6. Кузнецов В.И, Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
7. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. – М., 1992.
8. Структура и развитие науки. – М., 1979.
9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. – № 10.
10.Федоров В.М.Синтетические тенденции в современном естествознании. – М., 1979.
11.Философские проблемы естествознания. – М., 1979.
Тема II. Научные методы в естествознании
Вопросы семинарского занятия
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы.
2. Методы эмпирического познания: эксперимент, наблюдение, измерение.
3. Методы теоретического познания: абстрагирование и обобщение, формализация и идеализация, индукция и дедукция.
4. Единые методы эмпирического и теоретического познания: анализ и синтез, сравнение и аналогия, моделирование.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Различие и единство методов естественнонаучного и гуманитарного познания.
2. Формы научного познания: проблема, факты, гипотеза, теория.
3. Структура и функции естественнонаучной теории.
4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
5. Историко-генетический метод.
Литература
Обязательная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 3.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Гл. 3.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. I.
4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – Ст. «абстрагирование», «идеализация», «анализ», «синтез», «индукция», «дедукция», «формализация», «моделирование», «измерение», «наблюдение», «эксперимент», «аналогия».
Дополнительная:
1. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. – М., 1987.
2. Кочергин А.Н. Формы и методы научного познания. – М., 1990.
3. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. – 1995. - № 4.
4. Назаров И.В. Методология геологического исследования. – М., 1982.
5. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.
6. Философия и методология науки. – М., 1996.
Тема III. Исторические типы естествознания
Вопросы семинарского занятия
1. Проблема исторического анализа естествознания. Понятие исторического типа рациональности. Исторические типы научной рациональности. Картина мира и научная парадигма.
2. Донаучное (преднаучное) естествознание:
а) основные черты преднаучного типа рациональности;
б) натурфилософия Древности: учение о первоначалах, пифагореизм, атомистика;
в) естествознание в границах религии. Средневековая алхимия и астрология.
г) геоцентризм картины мира.
3. Классическое научное естествознание:
а) научная революция 16-17вв. и становление естествознания;
б) классическое, постклассическое научное естествознание и типы рациональности;
в) механистическая картина мира.
г) идеалы и нормы, основные принципы классического естествознания.
д) трансформация классического естествознания во второй половине XIX века.
4. Постклассическое естествознание.
а) революция в естествознании на рубеже 19-20вв.;
б) основные принципы современного (постклассического) естествознания;
в) современное естественнонаучное понимание реальности: макромир, мегамир и микромир;
г) формализация и математизация в системе современного естествознания;
д) дифференциация и интеграция в системе современного естествознания.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Роль Н. Коперника в становлении научного естествознания.
2. Г. Галилей как основоположник механистического естествознания.
3. Создание И. Ньютоном механики.
4. Диалектизация естествознания в XIX веке.
5. Создание М. Фарадеем и Дж. Максвеллом теории электромагнитного поля и его значение в развитии естествознания.
6. Принцип антропности и роль средств познания в современном естествознании.
Литература
Обязательная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 3.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Гл. 3.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. I.
4. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 2.
5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Разд. I. – Гл. 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Дополнительная:
1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. – 1989. - № 3.
2. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
3. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники до середины XV века. – М., 1993.
4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. – М., 1993.
5. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870-1917гг. – М., 1988.
6. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. //Вопросы философии. – 1991. – № 6.
7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIIIвв.) – М., 1987.
8. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.
9. Кара-Мурза С.Т. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. – 1990. - № 9.
10. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху Античности. – М., 1990
11. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.
12. Федоров В.М. Синтетические тенденции в современном естествознании. – М., 1979.
Вопросы семинарского занятия
1. Современная физика: особенности, проблемы, перспективы.
2. Основные принципы современной физики.
3. Релятивистская концепция.
4. Квантовая концепция.
5. Концепция строения материи.
6. Концепция взаимодействия. Типы физического взаимодействия.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Физическая картина мира.
2. Классическая и современная физика.
3. Специфика физической реальности.
4. Динамические и статистические законы.
5. Законы сохранения.
Литература
Обязательная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 5.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 8, 9, 10, 11, 12, 13.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. III.
4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Разд. II. – Гл. 9, 10.
Дополнительная:
1. Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. – 1996. - № 1.
2. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы: Частицы, поля, заряды. – М., 1988.
3. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. – М., 1973.
4. Лопаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. – 1996. - № 1.
5. Марков М.А. О природе материи. – М., 1971.
6. Мякишев Т.Я. Динамические и статистические закономерности. – М., 1973.
7. Новиков И.Д. Куда течет река времени. – М., 1990.
8. Панченко А.И. Философия. Физика. Микромир. – М., 1988.
9. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1966.
Вопросы семинарского занятия
1. Место химии в структуре современного естествознания. Становление и развитие химии.
2. Концепция химического элемента.
3. Концепция структуры химических соединений.
4. Концепция химических процессов.
5. Эволюционная химия.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Становление и развитие химии.
2. Основные законы химии.
3. Атомно-молекулярное учение в химии.
4. Электронная теория в химии.
5. Химия и биология.
6. Химическая картина мира.
Литература
Обязательная:
1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 17, 18.
2. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. VI.
3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 11.
Дополнительная:
1. Васильева Т.С., Орлов В.В. Химическая форма материи. – М., 1983.
2. Данцев А.П. Философия и химия. – Ростов-на-Дону, 1991.
3. Кузнецов В.И., Идлис К.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Ответы на вопросы. – М., 1997.
5. Соловьев Ю.И., Курашев В.И. Химия на перекрестке наук. – М., 1989.
6. Фигуровский Н.А. История химии. – М., 1979.
Вопросы семинарского занятия
1. Место биологии в системе современного естествознания, этапы ее становления и основные черты.
2. Концепция живого: сущность, происхождения, структура.
3. Концепция эволюции.
4. Концепция биосферы.
5. Концепция экологии и этология.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Теории происхождения жизни.
2. Генетические основы современного учения о живом.
3. Молекулярно-биологическое учение о живой природе.
4. Концепция коэволюции.
5. Типы поведения и формы сообществ высших животных.
6. Подтверждение теории эволюции.
Литература
Обязательная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 7, 8, 9.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 19, 20, 21.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. V.
4. Рузавин Г.Н. Концепция современного естествознания. - М., 1999. – Гл. 10, 11, 12.
5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Разд. III.
Дополнительная:
1. Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. – Пермь, 1993.
2. Бернал Дж. Возникновение жизни. – М., 1969.
3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.
4. Вилли К., Детье В. Биология. – М., 1975.
5. Грин Н., Стаут, Тейлор Д. Биология. – В 3-х т. – М., 1993.
6. Дубинин Н.П. Очерки о генетике. – М., 1985.
7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: Общие закономерности. – М., 1996.
8. Колчинский Э.И. Эволюция биосферы. – Л., 1990.
9. Моисеев Н.Н. Алгоритмы эволюции. – М., 1986.
10. Одум Ю. Экология. – В 2-х т. – М., 1986.
11.Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. – М., 1960.
12.Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. – М., 1994.
13.Рьюз М. Философия биологии. – М., 1997.
14.Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Воронцов Н.Н. Краткий очерк теории эволюции. – М., 1969.
15.Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? – М., 1972.
16.Югай Г.А. Общая теория жизни. – М., 1985.
Вопросы семинарского занятия
1. Место космологии и геологии в системе современного естествознания.
2. Идея моделей Вселенной.
3. Концепция Большого взрыва.
4. Геологическая история Земли и ее геологическое строение.
5. Литосфера как абиотическая основа жизни.
6. Географическая оболочка земли.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Космологические парадоксы.
2. Образование галактик, звезд и Солнечной системы.
3. Астрономия и космонавтика.
4. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая.
5. Теория тепловой смерти Вселенной.
Литература
Обязательная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 4.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 14, 15.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. III. - § 4.
4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 12, 13, 14.
Дополнительная:
1. Арнольд А.И. Теория катастроф. – М., 1990.
2. Бесконечность и Вселенная. – М., 1969.
3. Вайнберг С. Первые три минуты. – М., 1981.
4. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., 1980.
5. Гангус А.А. Тайна земных катастроф. – М., 1985.
6. Жарков В.Н. Внутреннее строение Земли и климат. – М., 1983.
7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
8. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. –2-е изд. – М., 1983.
9. Основы конструктивной географии. – М., 1986.
10.Раст Х. Вулканы и вулканизм. – М., 1982.
11.Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. – М., 1995.
12.Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. – М., 1982.
13.Сифр М. В безднах Земли. – М., 1982.
14.Трофименко А.П. Вселенная: творение или развитие. – М., 1987.
15.Хаин В.Е., Сеславинский К.Б. Историческая геотектоника. – М., 1991.
16.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1973.
Вопросы семинарского занятия
1. Место кибернетики и синергетики в системе современного естествознания.
2. Понятие кибернетики и кибернетическое моделирование.
3. Синергетика как научная теория и способ мировидения.
4. Синергетическая картина эволюции Вселенной.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. ЭВМ и персональные компьютеры.
2. Основные понятия синергетики.
3. Идея самоорганизации природы.
4. Диссипативные системы и особенности их познания.
Литература
Обязательная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 6.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Тема 16.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд.III. - § 4.
4. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 13, 14.
5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 15.
Дополнительная:
1. Винер Н. Кибернетика. – М., 1968.
2. Жуков Н.И. Философские основания кибернетики. – М., 1985.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
4. Рузавин Г.И. Системный подход и единство научного знания // Единство научного знания. – М., 1988.
5. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.
6. Хакен Г. Информация и самоорганизация. – М., 1991.
Вопросы семинарского занятия
1. Человек как объект естественнонаучного познания.
2. Концепция происхождения человека. Основные этапы антропогенеза.
3. Мозг и психика.
4. Биоритмы и здоровье.
5. Естественнонаучные основания эмоций и творчества.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Биоэтика и поведение человека.
2. Холотропная модель сознания.
3. Человек и ноосфера.
4. Космические циклы и эволюция человека.
5. Природные факторы, определяющие работоспособность человека.
Литература
Обязательная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 10, 11.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Темы 22, 23,24.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. VI.
4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 22, 23, 24, 25, 26, 27.
Дополнительная:
1. Баан М. Генетическая эволюция человека. – М., 1982.
2. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1982.
3. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. – М., 1992.
4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.
5. Карпенко М. Вселенная разумная. – М., 1992.
6. Моисеев Н.Н. Пути к сознанию. – М., 1992.
7. Рогинский Я.Я. Проблема антропогенеза. – М., 1969.
8. Сергеев Б. Как мозг учился думать. – М., 1995.
9. Сергеев Б. Тайны памяти. – М., 1995.
10.Симонов П.В. Созидающий мозг. – М., 1993.
11.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1973.
12.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924.
Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры
Вопросы семинарского занятия
1. Наука как форма знания и социальный институт.
2. Различие и единство естественнонаучного и социально-гуманитарного типов культуры и знания.
3. Предмет и структура естественнонаучного знания. Понятие современного естествознания. Естественнонаучная картина мира.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Критерии научности знания.
2. Структура науки.
3. Научное и вненаучное знание.
4. Объект и предмет естествознания.
5. Природа как объект естествознания.
6. Понятие научной картины мира.
Литература
Основная:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1998 – Гл.2.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Тема I, II.
3. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I, II.
4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл.I.
5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.
6. Философия и методология науки. – М., 1996.
Дополнительная:
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
3. Добров Г.М. Наука о науке. – Киев, 1989.
4. Дышлевый П.С.,Яценко К.В. Что такое общая картина мира? – М., 1989.
5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.
6. Кузнецов В.И, Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
7. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. – М., 1992.
8. Структура и развитие науки. – М., 1979.
9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. – № 10.
10.Федоров В.М.Синтетические тенденции в современном естествознании. – М., 1979.
11.Философские проблемы естествознания. – М., 1979.