Тест «Биологический уровень организации материи»
Уровни организации живого
1. Проявление свойств и функций веществ, входящих в состав живых организмов, осуществляется на _________ уровне организации жизни..
а) тканевом; б) клеточном; в) молекулярном; г) организменном.
2. Взаимодействие различных видов живых организмов протекают на ___________ уровне организации живого.
а) видовом; б) организменном; в) популяционном; г) биоценотическом.
3. Процессы полового размножения живых организмов протекает на ___________ уровне организации живого.
а) клеточном; б) молекулярном; в) организменном; г) популяционном
4. Процесс биосинтеза белка осуществляется на ___________ уровне организации живого.
а) тканевом; б) клеточном; в) молекулярном; г) организменном.
5. Процессы видообразования в природе протекают на ___________ уровне организации живого.
а) организменном; в) биоценотическом;
б) популяционном; г) биосферном.
6. Взаимоотношения организмов внутри вида осуществляются на ___________ уровне организации живого.
а) биосферном; в) биоценотическом;
б) организменном; г) популяционно-видовом.
2. Цитология
1. К прокариотам относятся:
а) растения и бактерии; в) животные;
б) грибы и бактерии; г) бактерии и циано-бактерии.
2. К эукариотам относятся:
а) бактерии и грибы; в) бактерии, растения и грибы;
б) цианобактерии и животные; г) грибы, растения и животные.
3. Единица строения и жизнедеятельности живого организма - это:
а) молекула; б) атом; в) клетка; г) ткань.
4. Силовыми станциями клетки являются:
а) митохондрии; б) рибосомы; в) лизосомы; г) ядра.
5. Плазматическая мембрана клетки состоит:
а) только из белков; в) из белков и липидов;
б) только из липидов; г) из лепидоов и углеводов.
6. Первичная структура ДНК - это последовательность:
а) нуклеотидов; б) моносахаридов; в) аминокислот; в) карбоновых кислот.
7. Глюкоза является структурным элементом:
а) белков; б) нуклеиновых кислот; в) целлюлозы; г) жиров.
8. Аминокислоты являются структурным элементом:
а) белков; б) жиров; в) нуклеиновых кислот; г) целлюлозы; д) крахмала.
9. Фосфорная кислота входит в состав:
а) белков; б) АТФ; в) жиров; г) крахмала.
10. Первичная структура белка - это последовательность:
а) нуклеотидов; б) карбоновых кислот; в) моносахаридов; г) аминокислот.
11. Жиры состоят из:
а) глицерина и глюкозы; в) глицерина и высших жирных кислот;
б) аминокислот и глицерина; г) глюкозы и высших жирных кислот.
12. К полисахаридам относится:
а) глюкоза; б) сахароза; в) крахмал; г) дезоксирибоза.
13. В состав нуклеиновых кислот входят:
а) азотистые основания и сахар; в) аминокислоты;
б) карбоновые кислоты и глицерин; г) фосфорная кислота и глицерин
14. Функции белков в клетке:
а) ферментативная и информационная;
б) транспортная и терморегуляторная;
в) информационная и строительная;
г) транспортная и строительная.
15. Перенос информации о структуре белка на рибосому осуществляется:
а) ДНК; б) т - РНК; в) и - РНК; г) р – РНК.
16. Хранение и передачу наследственной информации осуществляют молекулы:
а) и - ДНК; б) белка; в) ДНК; г) т – РНК.
17. Перенос аминокислот на рибосомы осуществляется:
а) и - РНК; б) молекулами АТФ; в) т - РНК; г) ДНК.
18. Плазматическая мембрана клетки:
а) хранит наследственную информацию;
б) обеспечивает транспорт аминокислот к месту синтеза белка;
в) обеспечивает избирательный транспорт веществ в клетку;
г) участвует в расщеплении белков.
19. В митохондриях происходит:
а) формирование первичной структуры белка;
б) формирование третичной структуры белка;
в) клеточное дыхание с запасанием энергии;
г) накопление синтезированных клеткой веществ.
20. На мембране гранулярной (шероховатой) эндоплазматической сети происходит синтез:
а) АТФ; б) углеводов; в) липидов; г) белков.
21. Рибосомы участвуют в синтезе:
а) АТФ; б) углеводов; в) липидов; г) белков.
22. Аденин образует комплементарную связь с:
а) аденином; б) гуанином; в) тимином; г) цитозином.
23. Урацил образует комплементарную связь с:
а) аденином; б) гуанином; в) тимином; г) цитозином.
24. РНК отличается от ДНК тем, что в её состав входит урацил, вместо:
а) аденина; б) гуанина; в) тимина; г) цитозина.
25. Комплементарными являются основания:
а) аденин - гуанин; в) аденин - цитозин;
б) аденин - тимин; г) цитозин – тимин.
26.Основные положения клеточной теории сформулировали в 1838-1839 годах:
а) А. Левенгук, Р. Броун; в) Т. Шванн, М. Шлейден;
б) М. Шлейден, Р. Броун; г) Т. Шванн, Р. Вихров.
27. Термин «клетка» ввёл в науку в 1665 году:
а) Т. Шванн; б) А. Левенгук; в) Р. Броун; г) Р. Гук; д) М. Шлейден.
Обмен веществ
1. Организмы, живущие за счёт неорганического источника углерода:
а) автотрофы; б) гетеротрофы; в) хемотрофы; г) фототрофы.
2. Организмы, живущие за счёт органического источника углерода:
а) автотрофы; б) гетеротрофы; в) хемотрофы; г) фототрофы.
3.Организмы, синтезирующие все необходимые им органические вещества за счёт энергии света:
а) автотрофы; б) гетеротрофы; в) хемотрофы; г) фототрофы.
4. Организмы, синтезирующие все необходимые им органические вещества за счёт химической энергии:
а) автотрофы; б) гетеротрофы; в) хемотрофы; г) фототрофы.
5.Наибольшей энергоёмкостью обладают:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) углеводы.
6. Диссимиляция - это процесс:
а) синтеза органических веществ; в) запаса питательных веществ;
б) распад органических веществ; г) поступления питательных веществ.
7. Синтез молекул АТФ происходит в процессе:
а) гликолиза; б) трансляции; в) транскрипции; г) гидролиза.
8. Синтез молекул АТФ происходит в процессе:
а) синтеза ДНК; в) синтеза РНК и ДНК;
б) гидролиза крахмала; г) биологического окисления.
9.К ассимиляционным процессам относится процесс:
а) синтез липидов; в) брожение;
б) биологическое окисление; г) расщепление глюкозы.
10.К энергетическому обмену относится процесс:
а) фотосинтез; в) биосинтез белка;
б) гидролиз жиров; г) активирование аминокислот.
11.При фотосинтезе кислород выделяется из:
а) АТФ; б) углекислого газа; в) воды; г) глюкозы.
12.К пластическому обмену относится:
а) гликолиз; в) синтез глюкозы;
б) биологическое окисление; г) гидролиз белков.
13.Процесс синтеза белка на рибосомах называется:
а) трансляцией; б) репликацией; в) транскрипцией; г) дубликацией.
14.На подготовительном этапе энергетического обмена энергия:
а) поглощается в виде тепла; в) запасается в молекулах АТФ;
б) выделяется в виде тепла; г) выделяется за счёт расщепления АТФ.
15.Молекулы АТФ в процессе энергетического обмена:
а) синтезируются в количестве 36; в) расходуются в количестве 36;
б) синтезируются в количестве 38; г) расходуются в количестве 38.
16.Кислородный этап энергетического обмена (процесс дыхания) происходит в:
а) рибосомах; б) цитоплазме; в) хлоропластах; г) митохондриях.
17.Бескислородный этап энергетического обмена (гликолиз) происходит в:
а) рибосомах; б) цитоплазме; в) хлоропластах; г) митохондриях.
18.Молекулы АТФ в процессе гликолиза - бескислородного этапа энергетического обмена:
а) синтезируются в количестве 2; в) расходуются в количестве 2;
б) синтезируются в количестве 36; г) расходуются в количестве 36.
19.Молекулы АТФ в процессе биологического окисления (дыхания) - кислородного этапа энергетического обмена:
а) синтезируются в количестве 2; в) расходуются в количестве 2;
б) синтезируются в количестве 36; г) расходуются в количестве 36.
20.К энергетическому обмену относится процесс:
а) синтез АТФ за счёт энергии расщепления веществ;
б) синтез АТФ за счёт энергии солнечного света;
в) расщепление АТФ и синтез веществ;
г) расщепление АТФ и накопление энергии клеткой.
21.Источником кислорода в фотосинтезе является:
а) вода; б) глюкоза; в) хлорофилл; г) углекислый газ.
22.Процесс синтеза молекул РНК на ДНК называется:
а) трансляция; б) дубликация; в) репликация; г) транскрипция.
4. Размножение и развитие организмов
1. Процесс индивидуального развития организма называется:
а) филогенез; б) онтогенез; в) органогенез; г) мейоз.
2. Вегетативное размножение является разновидностью размножения:
а) полового; б) бесполого; в) спорового.
3. Для соматических клеток характерен тип деления:
а) мейоз; б) митоз; в) амитоз; г) митоз и мейоз.
4. Тип деления клеток, при котором не изменяется набор хромосом, называется:
а) мейозом; б) митозом; в) редукционным делением; г) амитозом.
5. Удвоение ДНК происходит в:
а) профазе; б) метафазе; в) интерфазе; г) телофазе; д) анафазе.
6. Хромосомный набор зиготы:
а) гаплоидный; б) диплоидный; в) тетраплоидный.
7. В результате мейоза образуются:
а) клетки печени; в) эпителиальные клетки;
б) половые клетки животных; г) верны все ответы.
8. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:
а) мейоза; б) оплодотворения; в) митоза; г) дробления.
9. Яйцеклетка в отличие от зиготы:
а) более крупная; в) неподвижна;
б) подвижна; г) содержит гаплоидный набор хромосом.
10. Общим для яйцеклетки и сперматозоида млекопитающих является:
а) диплоидный набор хромосом; в) подвижность;
б) гаплоидный набор хромосом; г) ни один ответ не верен.
11. Оплодотворение, при котором обязательно слияние двух гамет, происходящих от разных особей, - это:
а) изогамия; б) гетерогамия; в) оогамия; г) сингамия; д) верны все ответы.
12. В результате митоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:
а) n; б) 2 n; в) 4 n; г) 2 n или 4 n.
13.В результате мейоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:
а) n; б) 2 n; в) 4 n; г) 2 n или 4 n.
14.Последовательность стадий зародышевого развития у хордовых животных:
а) гаструла, бластула, нейрула, органогенез;
б) нейрула, гаструла, бластула, органогенез;
в) бластула, гаструла, нейрула, органогенез;
г) бластула, нейрула, органогенез, гаструла.
15.Онтогенезом называется:
а) история происхождения вида;
б) процесс возникновения жизни на Земле;
в) индивидуальное развитие организма от рождения до смерти;
г) индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти.
Генетика
1. Геном называется:
а) молекула ДНК;
б) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении нескольких молекул белка;
в) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы белка;
г) участок молекулы РНК, несущий информацию о данном признаке.
2. Генотип - это:
а) совокупность всех генов популяции;
б) совокупность всех генов организма;
в) гаплоидный набор хромосом;
г) совокупность всех генов и признаков организма.
3.Фенотип - это:
а) совокупность всех внешних признаков организма;
б) совокупность всех внутренних признаков организма;
в) совокупность всех как внешних, так и внутренних признаков организма;
г) совокупность всех генов организма.
4.Совокупность генов популяции называется:
а) генотипом; б) геномом; в) генофондом; г) фенотипом.
5.К фенотипу организма не относятся:
а) поведенческие особенности; в) психологический склад;
б) физиология; г) хромосомный набор.
6.Геном человека - это:
а) нуклеотидная последовательность участков отдельных генов;
б) совокупность всех генов и межгенных участков ДНК;
в) полимерная цепь конкретной ДНК;
г) ДНК.
7. Единица наследственной информации живого организма - это:
а) аллель; б) хромосома; в) рибосома; в) ген.
8.У человека хромосом:
а) 36; б) 38; в) 46; г) 48.
9. Двадцать третья пара хромосом, определяющая пол, у мужчин - это:
а) XX; б) XY; в) YY; г) YZ.
10.Наследование - это:
а) обучение потомства необходимым навыкам выживания;
б) усвоение привычек жизнедеятельности организма;
в) передача генетической информации от одного поколения организмов к другому;
г) свойство живого организма существовать в различных формах.
11.Первым клонированным животным считается:
а) мышка Машка; б) овца Долли; в) овца Полли;
г) мышка Кумулина; д) мышка Долли.
12.Аутосомы:
а) встречаются только у самцов; в) различаются у самцов и самок;
б) встречаются только у самок; г) одинаковы у самцов и самок.
.
ЗАНЯТИЕ 11
Тема: Эволюционное учение
План
1. Додарвиновский период развития эволюционных учений.
2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
3. Современное эволюционное учение.
4. Основные этапы развития живой природы.
5. Эволюция биологического разнообразия.
6. Многообразие живого мира Земли и проблемы его сохранения.
Темы докладов
1. Развитие жизни в архейской эре.
2. Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.
3. Развитие жизни в мезозойской эре.
4. Развитие жизни в кайнозойской эре.
5. Гипотеза Геи-Земли (Джеймс Лавлок, Линн Маргулис).
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Изучить литературу о Ч. Дарвине и его учении, подготовить ответ на вопрос «Что я знаю о Чарльзе Дарвине».
Задание 2.Составить таблицу«Эволюция живой природы» (6. С. 264 - 268).
Контрольные вопросы
1. Что такое эволюция? В чём заключается сущность эволюционной идеи?
2. Что такое теория эволюции?
3. Каковы основные черты метафизических воззрений на развитие органического мира, существовавшие в додарвиновский период?
4. Кто и когда создал первую эволюционную теорию? Перечислите основные предпосылки создания этой теории.
5. За счёт чего идёт эволюция, по Ж.-Б. Ламарку? Какие положительные черты теории Ж.-Б. Ламарка вы знаете? Назовите заблуждения Ж.-Б. Ламарка в его теории эволюции.
6. Сформулируйте основные принципы учения Ч. Дарвина об эволюции.
7. Каковы основные положения учения Ч. Дарвина?
8. Что является движущей силой эволюции, по Ч. Дарвину?
9. Как действует естественный отбор?
10.Чем отличается синтетическая теория эволюции от дарвиновской?
11.Перечислите основные факторы и движущие силы эволюции.
12.Что такое микроэволюция?
13.Что такое макроэволюция?
14.Чем отличается макроэволюция от микроэволюции?
15.Можно ли наблюдать микроэволюцию в течение жизни человека?
16.Что такое элементарные эволюционные факторы? Назовите их.
17.Что такое палеонтология?
18.Почему именно палеонтология даёт важнейшие доказательства процесса эволюции на нашей планете?
19.Когда и как возникли первые живые организмы?
20.Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру, палеозойскую эру, мезозойскую эру?
21.Когда появились первые наземные организмы?
22.Как назывались первые наземные растения, и какие отличительные особенности они имели?
23. Почему вымерли динозавры?
24.Охарактеризуйте сущность концепции коэволюции.
25.В чём сходства и отличия растений и животных?
Основные понятия и термины
Эволюция, развитие органического мира, эволюционная теория, современное эволюционное учение, синтетическая теория эволюции, учение Дарвина, антидарвинизм, ламаркизм, микроэволюция, макроэволюция, коэволюция, естественный отбор, движущая сила эволюции, борьба за существование, адаптация, факторы эволюции, вид, видообразование, конвергенция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, многообразие живых организмов, биологическое разнообразие.
Тест «Эволюционное учение»
1. Первое систематическое описание более 500 видов животных дал:
а) Аристотель; б) Линней; в) Ламарк; г) Гумбольдт.
2.Ж. Кювье полагал, что:
а) на Земле постоянно появляются новые формы жизни;
б) периодически происходят глобальные катастрофы;
в) орган животного изменяется под влиянием окружающей среды, не влияя на изменения других органов;
г) животные существовали на Земле с момента её появления.
3.Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:
а) «Происхождение видов путём естественного отбора»;
б) «Происхождение человека и половой отбор»;
в) «Выражение эмоций у человека и животных»;
г) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
4.Естественный отбор, по Ч. Дарвину, - это:
а) случайный отбор признаков в каждом организме;
б) сохранение и передача полезных признаков следующим поколениям;
в) изменение организмов под влиянием внешней среды;
г)процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других.
5.Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, - это:
а) ген; б) клетка; в) организм; г) популяция; д) биоценоз.
6.Современная теория эволюции сочетает в себе:
а) идеи Ж.Б. Ламарка и Ж.Л. Кювье;
б) идеи Ж.Б. Ламарка и генетику;
в) идеи Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка;
г) идеи Ч. Дарвина и генетику.
7.Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются:
а) градация;
б) присущее всему живому стремление к совершенству;
в) естественный отбор, борьба за существование, наследственность и изменчивость;
г) приобретение каждым организмом в ходе жизни полезных признаков и передача их потомкам.
8. Движущими силами эволюции, по Ж. -Б. Ламарку, НЕ являются:
а) градация;
б) присущее всему живому стремление к совершенству;
в) естественный отбор, борьба за существование, наследственность и изменчивость;
г) приобретение каждым организмом в ходе жизни полезных признаков и передача их потомкам.
9.В современной теории эволюции «волны жизни» - это:
а) волны мирового океана;
б) периодические изменения климата планеты;
в) количественные колебания в численности популяции;
г) увеличение числа близкородственных скрещиваний.
ЗАНЯТИЕ 12
Тема: Эволюция человека
План
1. Проблема появления человека на Земле.
2. Антропология.
3. Этапы антропогенеза.
4. Взаимоотношения человека с природой.
Темы докладов
1. Гипотезы происхождения человека.
2. История развития антропологии.
3. Проблемы цефализации.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Составьте таблицу «Основные стадии эволюции человека (антропогенеза)».
Занятие 2.Подберите материал из дополнительной литературыоб открытиях антропологов на разных континентах Земли.
Контрольные вопросы
1. Что изучает антропология?
2. Когда впервые появились теории о происхождении человека?
3. Кто и на основании чего впервые доказал, что человек произошёл от общих предков с приматами?
4. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных; к классу млекопитающих.
5. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
6. Перечислите особенности строения, присущие только человеку?
7. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?
8. От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?
9. Какие три стадии выделяют в процессе становления человека?
10. В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека?
11. С позиций биогенетического закона докажите животное происхождение человека.
Основные понятия и термины
Антропология, антропогенез, этапы антропогенеза, биогенез, ноогенез, антропоморфоз, гоминид, симиальная теория, тарзиальная гипотеза, рудименты, парапитеки, проконсул, австралопитеки, древнейшие люди, архантропы, древние люди, палеоантропы, неантропы, неандертальцы, кроманьонцы, полицентризм, моноцентризм, цефализация.
Тест «Эволюция человека»
1. Антропогенез – это процесс:
а) эмбрионального развития человека;
б) индивидуального развития человека;
в) постэмбрионального развития и социализации человека;
г) эволюционно-исторического формирования человека как вида.
2. Атавизмы – это признаки, которые у данного вида:
а) имеются у всех представителей;
б) имеются у некоторых представителей;
в) появляются у всех представителей в ходе жизни;
г) появляются у некоторых представителей в ходе жизни.
3. Рудименты – это признаки, которые у данного вида:
а) имеются у всех представителей;
б) имеются у некоторых представителей;
в) появляются у всех представителей в ходе жизни;
г) появляются у некоторых представителей в ходе жизни.
4. Биологическим фактором антропогенеза НЕ является:
а) наследственная изменчивость; в) труд;
б) борьба за существование; г) естественный отбор.
5.Биологические факторы (движущие силы) антропогенеза – это:
а) дрейф генов и социализация;
б) речь, труд, общественный образ жизни;
в) борьба за существование и естественный отбор;
г) возникновение прямохождения и руки как органа труда.
6. Социальные факторы (движущие силы) антропогенеза – это:
а) дрейф генов и социализация;
б) речь, труд, общественный образ жизни;
в) борьба за существование и естественный отбор;
г) возникновение прямохождения и руки как органа труда.
7. К древнейшим людям относится:
а) кроманьонец; в) неандерталец;
б) австралопитек; г) гейдельбергский человек.
8. К древним людям относится:
а) кроманьонец; в) неандерталец;
б) австралопитек; г) гейдельбергский человек.
9. Процесс эволюционно-исторического формирования человека как вида – это:
а) эмбриогенез; в) органогенез;
б) антропогенез; г) онтогенез.
10.К древнейшим людям НЕ относится:
а) питекантроп; в) неандерталец;
б) синантроп; г) гейдельбергский человек.
11.К новым людям относится:
а) кроманьонец; в) неандерталец;
б) питекантроп; г) гейдельбергский человек.
12.Питекантроп и синантроп относятся к:
а) новым людям; в) древним людям;
б) древнейшим людям; г) австралопитекам.
13.Общими предками человека и обезьян-антропоидов были:
а) дриопитеки; б) архантропы; в) палеоантропы; г) австралопитеки.
14.Стадии предшественника человека (протоантропа) в антропогенезе соответствует:
а) дриопитек; б) рамапитек; в) питекантроп; г) австралопитек.
15.Определите правильную последовательность наших предков:
а) разумный – умелый – прямостоящий;
б) прямостоящий – умелый - разумный;
в) умелый - разумный – прямостоящий;
г) умелый – прямостоящий – разумный.
16.Современная обезьяна, наиболее близкая человеку по степени родства, - это:
а) орангутанг; б) горилла; в) шимпанзе; г) бабуин.
17.На основании исследований митохондриальной ДНК, современные генетики доказали, что у всех современных людей:
а) был один общий генетический предок-отец («Адам»);
б) была одна общая генетическая мать («Ева»);
в) библейские Адам и Ева были предками;
г) не было общих предков.
18.Неандерталец – это подвид человека:
а) умелого; б) разумного; в) прямостоящего; г) современного.
ЗАНЯТИЕ 13