Тема: Естествознание как единая наука о природе
План
1. Естествознание, структура и закономерности развития.
2. Основные стадии познания природы.
3. Естественнонаучная картина мира.
4. Особенности современного естествознания.
Темы докладов
1. Роль естествознания в формировании общества.
2. Роль естествознания в формировании мировоззрения.
3. Естествознание в аспекте научно-технической революции.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Подберите основные категории к понятию «естествознание».
Задание 2.Подберите афоризмы, изречения, в которых определяется понятие «природа».
Задание 3.Законспектируйте параграф «Особенности современного естествознания» из учебного пособия № 12.Т. 2. С. 29 - 35 и из других источников.
Задание 4.Прокомментируйте высказывания:
«Природа предшествует человеку, человек предшествует естествознанию» (В.Гейзенберг).
«Природа снова и снова оказывается гораздо богаче наших представлений о ней, а бесчисленные «сюрпризы», которые она преподносит исследователям, делают её изучение захватывающе интересным» (В.А. Ам-барцумян).
«Первый шаг - создание из обыденной жизни картины мира - дело чистой науки» (М. Планк - физик XX в.).
«Человек стремиться каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной» (А. Эйнштейн).
Задание 5.Составить таблицу новых научных направлений естествознания и их результатов, например:
Новое научное направление | Основные результаты |
Астрофизика | Изучение эволюции небесных тел и процессов, происходящих в них |
Теория относительности | Представление о взаимовлиянии пространства и времени с материей и взаимопереходе материи и энергии |
Синергетика | Открытие механизма эволюции неживых систем и модель рождения материи |
Этология | Поведение животных и соотношение инстинкта и научения |
Контрольные вопросы
1. Что такое естествознание, и в чём его отличие от других областей науки?
2. Каково место естествознания в культуре?
3. В чём отличие естествознания от гуманитарного и технического знания, а также от математики?
4. Что является объектом изучения в естественных, гуманитарных и социальных науках?
5. Что является предметом изучения естествознания?
6. Что такое гуманизация и гуманитаризация естествознания, и в чём они выражаются?
7. Какова структура естествознания?
8. В какой последовательности вы стали бы преподавать естественные науки и почему?
9. Каковы общие закономерности развития естествознания?
10. Каковы основные этапы развития естествознания?
11. В чём заключаются особенности современного естествознания?
12. Какова роль естествознания в жизни общества?
13. Какова роль естествознания в формировании мировоззрения?
14. Что такое научная и естественнонаучная картины мира?
15. Каковы современные тенденции в формировании естественнонаучной картины мира?
16. В чём смысл понятия «научная революция»?
17. Что такое научно-техническая революция?
18. Чем отличается научно-техническая революция от социально-политической и научных революций?
Основные понятия и термины
Естествознание, природа, неорганическая природа, органическая природа, структура естествознания, разделы естествознания, астрономия, космология, космогония, физика, химия, биология, синкретизм, синкретическая стадия познания природы, натурфилософия, научная картина мира, естественнонаучная картина мира, специальные научные картины мира, научная революция, научно-техническая революция, система, самоорганизация, эволюционизм, универсализация науки, фрагментаризация науки, дифференциация науки, интеграция науки.
Тест «Естествознание – наука о природе»
1. Естествознание - это:
а) отрасль научного познания; в) сфера социальных отношений; б) отрасль социальных отношений; г) культура быта.
2.Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:
а) биологии; в) химии;
б) физике; г) географии.
3.Научная революция - это:
а) коренная перестройка промышленного производства;
б) преобразование государственных и административных структур;
в) глубинные преобразования способов мышления;
г) бунт научных работников против условий работы и оплаты труда.
4. Естествознание – это:
а) форма материальной культуры;
б) форма духовной культуры;
в) гуманитарная культура;
г) математическая дисциплина.
5. Объектом естествознания является:
а) наука; б) человек; в) природа; г) общество.
6. Какая наука изучает общие свойства материи и формы её движения?
а) астрономия; б) физика; в) химия; г) биология.
7. Какая наука изучает вещества их состав и свойства?
а) астрономия; б) физика; в) химия; г) биология.
4. Какой раздел естествознания изучает живую природу?
а) астрономия; б) физика; в) химия; г) биология.
5. Какая стадия развития естествознания представляет собой общее нерасчленённое представление об окружающем мире как о целом объекте?
а) синтетическая стадия; в) синкретическая стадия;
б) аналитическая стадия; г) интегрально-дифференциальная стадия.
10. На какой стадии развития происходит рождение универсальных теорий и концепций?
а) синтетическая стадия; в) синкретическая стадия;
б) аналитическая стадия; г) интегрально-дифференциальная стадия.
11. На какой стадии развития преобладают эмпирические знания над теоретическими?
а) синтетическая стадия; в) синкретическая стадия;
б) аналитическая стадия; г) интегрально-дифференциальная стадия.
ЗАНЯТИЕ 3 - 4