Наука, научные методы и т.д.

  1. Теория вероятностей используется в математическом аппарате…

квантовой механики классической механики

теории строения А.М. Бутлерова молекулярно-кинетической теории

  1. Укажите высказывания, которые верно характеризуют состояние молекул в химических превращениях.

В реагирующих молекулах происходит перестройка химических связей – рвутся одни и образуются другие.

В химических реакциях молекулы не изменяют свой состав.

В химических процессах молекулы одних веществ превращаются в молекулы других.

Электронное строение реагирующих молекул остается неизменным.

  1. Установите соответствие между особенностями атома углерода и вытекающими из них свойствами органических молекул:

1) способность атомов углерода связываться друг с другом различными способами

2) образование лабильных относительно непрочных связей с кислородом, азотом, серой, фосфором

3) способность образовывать высокомолекулярные соединения

- образование надмолекулярных структур, которые определяют функциональную активность биополимеров

- многообразие органических молекул

- образование функциональных групп, обусловливающих химическую активность органических молекул

- высокая прочность связей в органических молекулах, приводящая к малой химической активности

  1. Суть гипотезы Луи де Бройля состоит в том, что…

корпускулярно-волновой дуализм присущ только световым явлениям

любые частицы вещественной материи наряду с корпускулярными обладают также и волновыми свойствами

квантовый объект – это или частица, или волна

корпускулярно-волновой дуализм носит универсальный характер

  1. Для увеличения скорости реакции 2H2 (г) + O2 (г) → 2H2O (ж) следует …

уменьшить концентрацию O2 снизить температуру

уменьшить концентрацию H2 увеличить концентрацию O2

Систематизированные знания в их совокупности – это научная(-ый)... .

а) факт, б) метод в) гипотеза, г) теория

  1. Предметом изучения химии являются…

а) химические элементы и их соединения

б) свойства химических элементов и соединений, их превращения

в) химический состав живых организмов

г) тела и их движение, превращения


  1. Выберите верный принцип этики научных исследований

а) На научные открытия не существует права собственности… б) На научные открытия нужно и должно устанавливать права собственности в) Научные исследования принадлежат государству, в котором они были проведены г) На научные исследования не существует права собственности…



  1. Укажите суждения, которые являются верными

а) Каждая фундаментальная теория имеет определенные границы применимости; б) Фундаментальные теории не имеют границ применимости в) Динамические теории… точнее и глубже описывают объективную реальность г) статистические теории… точнее и глубже описывают объективную реальность

  1. Укажите суждение, которое является верным

а) Закон становится фундаментальным, когда он включает в себя несколько теорий с доказательствами

б) Закон становится фундаментальным, когда он абсолютно точно и без ограничений отражает действительность;

в) Закон становится фундаментальным, когда он включает в себя несколько теорий без доказательств

г) Закон становится фундаментальным, когда он весьма точно но с ограничениями отражает действительность

  1. Примером дифференциации науки является?

а) алхимия б) физика плазмы в) биология г) астрономия

  1. Согласно представлениям Ньютона относительное время задается как:

а) последовательность событий б) вместилище событий в) форма движения материи г) способ движения материи

  1. Выберите верное суждение: естествознание можно представить в виде иерархической лестницы, в основании которой находится:

а) химия б) физика в) биология г) алхимия

  1. Согласно взглядам Аристотеля время есть

а) последовательность событий б) вместилище событий в) форма движения материи г) способ движения материи

  1. Современная научная картина мира представляет пространство и время как:

а) Форму существования материи б) Две неделимые сущности в) Единую форму существования движения материи

г) Движение и взаимодействие материи

  1. Отличительными признаками лженауки является:

а) Фальсифицируемость б) Отсутствие фальсифицируемости в) Обилие недоказанных гипотез г) Фальсифицируемость и обилие недоказанных гипотез



  1. Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
    1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира

1)Измерение, 2) эксперимент, 3) наблюдение.

  1. Структурной единицей, сохраняющейся в химических превращениях, является

а) молекула б) атом в) электрон г) протон.

  1. Фундаментальные положения квантовой механики: соотношения неопределенностей и принцип дополнительности, составляют основу ________ картины мира.

а) натурфилософской, б) неклассической, в) электромагнитной г) механической

  1. Научным методом называется

а) способ организации средств познания б) систематизированные знания в их совокупности в) решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности г) обобщение и выделение предметов по их общим признакам

  1. Для естественных наук характерно

а) высокая степень объективности б) высокая степень субъективности в) низкая степень объективности

г) низкая степень субъективности

  1. Укажите верные формулировки для научных методов познания:

а) Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены вмешательством наблюдателя. б) Анализ - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. в) Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях г) Аналогия - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.

  1. Укажите верные формулировки для научных методов познания:

а) Анализ - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены вмешательством наблюдателя.

б) Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый.

в) Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях

г) Синтез - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части

  1. Укажите верные формулировки для научных методов познания

а) Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены вмешательством наблюдателя.

б) Синтез - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый.

в) Аналогия - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях

г) Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части

  1. Укажите верные формулировки для научных методов познания

а) Анализ - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены вмешательством наблюдателя.

б) Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путём обобщения данных наблюдения и эксперимента – способ умозаключения от частного к общему.

в) Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета

г) Эксперимент - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части

  1. Укажите верные формулировки для научных методов познания

а) Анализ - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены вмешательством наблюдателя.

б) Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путём обобщения данных наблюдения и эксперимента – способ умозаключения от частного к общему.

в) Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам – следствиям (от общего – к частному

г) Эксперимент - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части

  1. ________- это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета

а) аналогия, б) синтез, в) измерение, г) дедукция

  1. _______- метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путём обобщения данных наблюдения и эксперимента – способ умозаключения от частного к общему

а) наблюдение, б) индукция, в) сравнение, г) эксперимент

  1. Положение «материя состоит из дисперсного вещества» характерно для:

а) механической картины мира, б) классической механики,

в) исследовательской программы Левкиппа-Демокрита г) квантовой механики

  1. Способом существования материи является

а) движение б) движение и взаимодействие в) взаимодействие г) движение и превращение

  1. Всякий процесс изменения, всякое взаимодействие, развертывающее в пространстве и времени называется

а) движением б) взаимодействием в) покоем г) превращением

  1. Взаимодействия, которое имеет универсальный характер, выступает всегда в виде сил притяжения, является самым слабым на ядерных расстояниях, называется

а) слабым, б) электростатическим, в) гравитационным, г) универсальным.

  1. Симметрии, выражающие свойства пространства и времени, относятся к _______ формам симметрии

а) пространственным, б) геометрическим, в) линейным, г) простым.

  1. Свойства пространства не зависят от тел и их движения, находящихся в нем. Это положение лежит в основе

а) классической механики Ньютона в) теории относительности Эйнштейна

б) исследовательской программы Левкиппа-Демокрита г) принципа относительности Галилея

  1. Принцип относительности Галилея заключается в том, что

а) законы динамики инвариантны относительно наблюдения событий в различных инерциальных системах отсчета;

б) во всех инерциальных системах отсчета законы классической механики остаются неизменными.

в) законы динамики инвариантны относительно наблюдения событий в определенной инерциальной системе отсчета;

г) в определенной инерциальной системе отсчета законы классической механики остаются неизменными

  1. Мир с кривизной пространственно-временного континуума описывает

а) общая теория относительности б) теория относительности Галилея

в) классическая механика Ньютона г) квантовая механика

  1. В точке бифукации система

а) становится иррациональной, б) случайно выбирает путь нового развития

б) характеризуется повышенной устойчивостью г) характеризуется пониженной устойчивостью

  1. Согласно космологическим представлениям Аристотеля

вселенная шарообразна, конечна, неоднородна и неизменна

«открытая Вселенная» – расширение Вселенной носит необратимый характер

«закрытая Вселенная» – расширение сменится сжатием, вплоть до возврата в исходное сингулярное состояние

  1. Установите соответствие между научной картиной мира и формой материи, представления о которой в ней возникли:

1) механическая а) поле

2) современная б) физический вакуум

в) вещество

  1. В химических превращениях молекулы

а) не сохраняются, б) сохраняются, в) распадаются на атомы, г) распадаются на ионы.

  1. К структурным единицам материи на уровне макромира относятся…

а) жидкость, б) молекулы, в) вещество г) планеты

  1. Согласно закону сохранения энергии, энергия падающего на Землю тела преобразуется в …

а) тепловую б) механическую в) химическую г) электрическую

  1. В точках бифуркации поведение системы…

а) характеризуется повышенной устойчивостью в) становится неопределенным

б) определяется динамическими закономерностями г) связано только с количественными изменениями ее

характеристик

  1. Укажите высказывания, которые верно характеризуют состояние молекул в химических превращениях.

а) В реагирующих молекулах происходит перестройка химических связей – рвутся одни и образуются другие.

б)В химических реакциях молекулы не изменяют свой состав.

в)В химических процессах молекулы одних веществ превращаются в молекулы других.

г) Электронное строение реагирующих молекул остается неизменным.

  1. Установите соответствие между особенностями атома углерода и вытекающими из них свойствами органических молекул:

1) способность атомов углерода связываться друг с другом различными способами

2) образование лабильных относительно непрочных связей с кислородом, азотом, серой, фосфором

3) способность образовывать высокомолекулярные соединения

а) образование надмолекулярных структур, которые определяют функциональную активность биополимеров

б) многообразие органических молекул

в) образование функциональных групп, обусловливающих химическую активность органических молекул

высокая прочность связей в органических молекулах, приводящая к малой химической активности

  1. Превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и строения, изучает...

а)химия б)физика в)биология г) астрономия

  1. Согласно современным данным, возраст Вселенной приблизительно равен…

а)4,6 миллиарда лет б)1,9 миллиарда лет в)13,7 миллиарда лет г) 690 миллионов лет

  1. Процессы самоорганизации происходят:

а) только в живых системах б) вдали от состояния равновесия в) в открытых системах

г) в равновесных изолированных системах

  1. Установите соответствие между соотношением плотностей материи Вселенной и сценарием ее эволюции:

1) реальная плотность материи Вселенной меньше критической

2) реальная плотность материи Вселенной больше критической

«закрытая Вселенная» – расширение сменится сжатием, вплоть до возврата в исходное сингулярное состояние

расширение Вселенной не прекратится, но скорость расширения будет стремиться к нулю

«открытая Вселенная» – расширение Вселенной носит необратимый характер

  1. Химическая эволюция на ранней Земле протекала в условиях …

атмосферы восстановительного типа и присутствия паров воды

наличия озонового слоя и вулканической деятельности

атмосферы окислительного типа и электрических разрядов

наличия в атмосфере кислорода и обилия солнечной энергии

  1. Задачей учебного курса «Концепции современного естествознания» является…

формирование у студентов представления об универсальности природных закономерностей

формирование научного мировоззрения

углублённое изучение биологии, физики и химии

осознание противоречия между естествознанием и гуманитарным блоком наук

  1. Способность атомов углерода связываться с атомами азота, кислорода, серы с образованием функциональных групп определяет:

многообразие органических соединений многообразие неорганических соединений

химическую активность органических соединений химическую активность неорганических соединений

  1. Самая низкокачественная форма энергии

а) тепловая при низкой температуре б) тепловая при высокой температуре в) кинетическая при постоянной температуре

г) кинетическая при низкой температуре

  1. Движение Луны вокруг Земли связано с проявлением …

электромагнетизма гравитации слабого взаимодействия сильного взаимодействия

  1. Установите соответствие между симметрией пространства–времени и вытекающим из нее законом сохранения физической величины:

1) изотропность пространства закон сохранения энергии

2) однородность пространства закон сохранения импульса

закон сохранения момента импульса

  1. Согласно концепции Ньютона, пространство и время – это…

внешние условия бытия, в которые помещена материя и которые сохранились бы, если бы даже материя исчезла

лишь способы нашего восприятия, наши ощущения

два разных способа описания одной и той же реальной сущности, и друг без друга они не существуют

не самостоятельные сущности, а формы существования материальных объектов

  1. Согласно принципу относительности Галилея,…

в инерциальных системах отсчета абсолютно все физические процессы идут одинаково

все инерциальные системы отсчета физически эквивалентны

все системы отсчета и инерциальные, и неинерциальные физически эквивалентны

в инерциальных системах отсчета все механические процессы идут одинаково

  1. Эмпирическим доказательством общей теории относительности явилось…

ускорение времени в гравитационном поле постоянство скорости света

отклонение световых лучей вблизи Солнца красное смещение в спектрах удаленных галактик

Резонансы отличаются от других групп элементарных частиц тем, что имеют…

бесконечно большое время жизни нулевой электрический заряд

очень малое время жизни нулевую массу

  1. Этическую неприемлемость концепции детерминированного движения атомов античный философ Эпикур выразил словами:

смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не существует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем

истинно только всё то, что мы наблюдаем чувствами или воспринимаем умом посредством постижения

и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось

лучше уж следовать мифу о богах, чем быть рабом физиков; миф дает надежду умилостивить богов, а судьба заключает в себе неумолимую необходимость

  1. Сущность принципа дополнительности, сформулированного Н.Бором, сводится к признанию того, что две дополнительных друг к другу системы понятий не могут быть использованы при описании одного и того же объекта

для полного понимания природы микрообъекта необходимо проведение дополняющих друг друга экспериментов.

для полного понимания природы микрообъекта необходимы дополнительные теории

для полного описания природы микрообъекта необходимы дополнительные друг другу системы понятий

  1. Сущность принципа дополнительности, сформулированного Н. Бором, сводится к признанию того, что …

полное описание квантового явления с помощью классических понятий возможно только при наличии двух дополнительных друг к другу систем понятий

исчерпывающее описание квантового явления можно провести с помощью одной из нескольких дополнительных систем понятий

две дополнительных друг к другу системы понятий не могут быть использованы при описании одного и того же объекта

квантовая теория не может дать полное описание ни одного явления микромира, требуются дополнительные теории

  1. Основная идея исследовательской программы Левкиппа - Демокрита состоит в том, что

начало всего сущего есть акт творения Всевышнего

начало всего сущего – это неделимые частицы-атомы и пустота

число есть первооснова мира

основой мира являются огонь, вода, земля и воздух

  1. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

- между материей в форме гравитационного поля и геометрическими свойствами пространства – времени невозможно провести чёткую грань

- существуют две формы материи, обладающие противоположными свойствами, – вещество и физическое поле

- все вещества состоят из четырех стихий, смешанных в определённой пропорции.

  1. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

- все процессы в мире можно свести к механическому движению заряженных частиц и изменению создаваемых ими электромагнитных полей

- законы высших форм движения материи невозможно полностью вывести из законов низших форм движения

- все процессы в мире можно свести к механическому перемещению корпускул по их траекториям

  1. Укажите, какие из перечисленных веществ относятся к простым веществам.

КОН СО Н2О О2

  1. Любая научная картина мира отвечает на вопросы о:

взаимосвязи корпускулярных и континуальных свойств материи взаимодействии материальных тел

причинно-следственных связях взаимовлиянии человека и окружающей среды

  1. Согласно теореме, доказанной в 1918 г. Эмми Нётер, …

наличие у системы симметрии приводит к не сохранению определенной величины, характеризующей эту систему

если уравнение, описывающее какой-либо физический закон, инвариантно относительно некоторой формы симметрии, то из данного уравнения следует закон сохранения

наличие у системы симметрии приводит к сохранению определенной величины, характеризующей эту систему

наличие у системы асимметрии приводит к сохранению определенной величины, характеризующей эту систему

  1. Из опыта Майкельсона и Морли следует, что …

свет обладает как корпускулярными, так и волновыми свойствами

свет – это электромагнитная волна

при увеличении скорости тела его масса возрастает

скорость света в вакууме есть величина постоянная

  1. Из специальной теории относительности следует, что …

при приближении скорости тела к скорости света его линейный размер стремится к нулю

линейный размер тела не зависит от скорости его движения

при приближении скорость тела к скорости света его линейный размер становится бесконечно большим

с ростом скорости размер тела сокращается в направлении движения

  1. Общая теория относительности постулирует ...

принцип близкодействия при передаче взаимодействий

одинаковое протекание физических процессов при одних и тех же условиях в инерциальных системах отсчёта

невозможность нарушения причинно-следственных связей

одинаковое протекание физических процессов при одних и тех же условиях в любых системах отсчёта, как инерциальных, так и неинерциальных

  1. Укажите единицы, используемые для измерения расстояний между звездами в пределах Галактики.

парсек световой год Астрономическая единица Километр

  1. Установите соответствие между способами описания состояния системы и научными теориями, в которых они приняты:

1) указание координат и скоростей всех материальных точек системы -квантовая механика

2) задание волновой функции объекта или системы объектов -классическая механика

термодинамика

  1. Направление в научной теории, основной тезис которого утверждает, что любое познание возможно только через опыт, называется…

системностью рационализмом феноменализмом эмпиризмом

  1. Задачей учебного курса «Концепции современного естествознания» является…

формирование у студентов представления об универсальности природных закономерностей

формирование научного мировоззрения

углублённое изучение биологии, физики и химии

осознание противоречия между естествознанием и гуманитарным блоком наук

  1. Установите соответствие между естественнонаучной картиной мира и принятыми в ней представлениями о детерминированности событий в мире:

1) механическая картина мира

2) электромагнитная картина мира

3) современная научная картина мира

-Точный прогноз будущего невозможен; предсказать можно лишь возможные варианты будущего и вероятности их осуществления.

Точное предсказание будущего состояния любого материального объекта невозможно, поскольку требует знания «скрытых параметров», измерить которые существующие приборы не могут.

-Состояние материальной точки в любой момент времени однозначно определяется её положением и скоростью в начальный момент и действующими на неё силами.

-Можно точно рассчитать будущее Вселенной, зная, как в ней сейчас распределены физические поля и порождающие их заряженные частицы.

  1. Абстрактное тело нулевых размеров называется ... .

абсолютной точкой элементарным телом материальной точкой элементарной точкой

  1. Для описания изменения состояния объекта в механической картине мира задается система отсчета. К элементам системы отсчета относят…

тело отсчета систему координат материальную точку прибор для измерения скорости

  1. Установите соответствие между типом фундаментального взаимодействия и областями его действия:

1) Гравитационное

2) Электромагнитное

3) Сильное

-обеспечивают связь электронов с ядрами атомов, атомов в молекулах

-обеспечивает связь протонов и нейтронов в ядрах атомов, удерживает кварки внутри нуклонов

обеспечивает переход между разными типами кварков, определяет распад нейтронов

-отвечает за структуру мегамира, управляет глобальными процессами во Вселенной, ответственно за стабильность звездных систем

  1. Однородность времени, т.е. физическая неразличимость всех моментов времени свободных объектов, связана с законом сохранения …

импульса времени энергии электрического заряда

  1. Согласно утверждениям И.Ньютона, время бывает… .

абсолютное, которое по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью

зависит от направления течения

однородно и непрерывно

прерывно

  1. Согласно специальному принципу относительности, …

только механическими экспериментами, проводимыми внутри системы, нельзя определить, покоится она или движется равномерно и прямолинейно

законы механики инвариантны относительно преобразований Галилея

любые физические процессы инвариантны по отношению к преобразованиям четырехмерных пространственно-временных координат

только механические процессы инвариантны по отношению к преобразованиям четырехмерных пространственно-временных координат

  1. «Черные дыры», предсказанные общей теорией относительности, обладают рядом свойств, а именно:

их светимость периодически меняется от нуля до некоторого максимума

они недоступны для непосредственного наблюдения

они излучают лишь в инфракрасном диапазоне

время на их сфере останавливается

  1. Установите соответствие между объектом и структурным уровнем материи, к которому он принадлежит:

1) трактор -макромир

2) кварк -микромир

3) пульсар -мегамир

миллимир

  1. Образ мышления, проявляющийся в стремлении упростить объяснение всех многообразных явлений и процессов, называется …

витализмом метафизикой релятивизмом редукционизмом

  1. Отклонение физической величины от среднего значения, носящее случайный характер – это …

поляризация флуктуация погрешность бифуркация

  1. Суть гипотезы Луи де Бройля состоит в том, что…

корпускулярно-волновой дуализм присущ только световым явлениям

любые частицы вещественной материи наряду с корпускулярными обладают также и волновыми свойствами

квантовый объект – это или частица, или волна

корпускулярно-волновой дуализм носит универсальный характер

  1. Динамическая теория описывает:

а) не детерминированное поведение систем во время их существования

б) изменения в поведении термодинамических систем

в) строго детерминированное поведение систем во все время их существования

г) изменения в поведении любых систем

  1. Способ деятельности субъекта в любой его форме называется

Методом Фактом Способом существования Субъективной гипотезой

  1. К естественным наукам относятся следующие науки:

физика, химия; физика, математика; биология, философия; биология, астрономия.

  1. Расположите в хронологическом порядке научные картины мира:

Механическая картина мира.

Электромагнитная картина мира.

Неклассическая (квантово-полевая) картина мира.

  1. В современной научной картине мира выделяют следующие формы материи:

вещество, физическое поле, физический вакуум

физическое вещество, поле, вакуум

вещество, поле, вакуум

вещество, электро-магнитное поле, физический вакуум

  1. Модель расширяющейся Вселенной наблюдательно подтверждается

открытием Э. Хабблом пропорциональности между скоростью разбегания галактик и расстоянием до них

Замедление времени проявляется в гравитационном смещении света: чем сильнее тяготение, тем больше увеличивается частота волны и уменьшается ее длина

Положениями А.А. Фридман о том, что мир должен расширяться, причём решающее значение для его поведения имеет средняя плотность вещества

  1. Ньютон впервые теоретически обосновал предположение, что форма Земли соответствует

Эллипсоиду Вогнутой плоскости с куполом Шару Плоскости на трех китах

  1. Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием:

1) Креационизм – создание жизни творцом в определенное время.

2) Панспермия – занесение живого вещества на Землю из космоса.

3) Стационарное состояние – жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно.

Наши рекомендации