Тема 12. Человек как биологическое и социальное явление

I. Самостоятельная работа студентов (10 часов)
Задание 1 по работе с учебником
Изучите текст главы №8 «Человек как предмет естественнонаучного познания» поосновному учебнику [1]. По материалам главы подготовьте доклад.
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: антропогенез, индивид, личность, здоровье, творчество, эмоция, стресс.
Тесты (контрольные задания для самопроверки)
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ)
1.1. Органические вещества, обладающие способностью убивать микробов: 1. антигены. 2. антистатики. 3. антибиотики. 4. антитела. 5. гормоны.
1.2. Антропогенным фактором является: 1. интенсивное ультрафиолетовое излучение. 2. повышенная влажность воздуха. 3. промышленные загрязнения. 4. сезонные колебания температуры.
1.3. Новая наука о здоровье души и тела называется: 1. валеология. 2. евгеника. 3. биофизика. 4. синергетика.
1.4. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это: 1. отсутствие болезней. 2. отсутствие патологий. 3. способность организма сохранять гомеостатическое равновесие. 4. состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
1.5. Реакции человека на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувственности и переживаний, называются: 1. эмоциями. 2. аффектами. 3. страстями. 4. стрессом.
1.6. Состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку: 1. стресс. 2. эмоция. 3. страсть. 4. аффект.
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов)
2.1. Необратимые процессы, ведущие к гибели организма, обусловленные полной зависимостью от алкоголя: 1. гастрит, язва и рак желудка. 2. жировое перерождение сердца. 3. разрушение нервных клеток головного мозга. 4. цирроз печени. 5. усиление способности организма быстро приспосабливаться к колебаниям температуры.
2.1. Будучи биологическим видом по своему происхождению, строению и функционированию организма, человек отличается от всех других существ на Земле 1. членораздельной речью. 2. воздействием на окружающую среду. 2. двигательная активность. 3. изготовлением и использованием орудий труда. 4. рациональным питанием.
2.2. Воздействие никотина на организм человека проявляется в: 1. нарушении обмена веществ. 2. разрушении зубов. 3. снижении половых функций. 4. ухудшении кровообращения мозга. 5. отсутствие наследственных заболеваний. 6. устойчивости к заболеваниям.
2.3. Факторы риска, связанные с образом жизни и отрицательно влияющие на здоровье человека: 1. курение, употребление алкоголя. 2. неправильное питание. 3. одиночество, низкий образовательный и культурный уровень. 4. употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами. 5. благоприятная атмосфера в семье. 6. хорошие материально-бытовые условия.
2.4. Факторы, укрепляющие здоровье человека: 1. загрязнение окружающей среды. 2. двигательная активность. 3. инфекционные заболевания. 4. рациональное питание. 5. режим труда и отдыха. 6. недостаток питания и дефицит воды.
2.5. Кровь в организме человека осуществляет: 1. гуморальную регуляцию. 2. передачу нервных импульсов. 3. постоянство внутренней среды организма. 4. терморегуляцию. 5. транспорт питательных веществ и кислорода.
2.6. Известные виды адаптации человека к условиям среды обитания: 1. психическая. 2. географическая. 3. физиологическая. 4. физическая. 5. экологическая.
2.7. Дифференциация групп крови основывается на наличии в эритроцитах человека антигенов: 1. А. 2. В. 3. D. 4. Е. 5. С.
2.8. Эмоции сопровождаются: 1. активацией нервной системы. 2. выделением гормонов или других биологически активных веществ. 3. выразительными движениями: жестами, мимикой, интонацией и т.д. 4. наследственными заболеваниями. 5. отсутствием выразительных движений.
2.9. Основные компоненты трудовой деятельности человека: 1. географический. 2. физический. 3. механический. 4. химический. 5. психический.
2.10. По морфологическим особенностям человек наиболее близок к человекообразным обезьянам: 1. орангутану. 2. бонобо. 3. горилле. 4. гиббону. 5. шимпанзе.
2.11. Стресс как состояние напряжения человека: 1. возникает под влиянием сильных воздействий. 2. иногда запускает биологическую программу - агрессивность. 3. оказывает отрицательное действие. 4. оказывает положительное действие. 5. передается по наследству.
2.12. Положительное значение стресса может проявляться в: 1. исчезновении наследственных заболевании 2. мобилизации возможностей человека 3. агрессивности 4. облегчении протекания многих соматических заболеваний 5. повышении устойчивости к отрицательным воздействиям
2.13. Наиболее известные вирусные заболевания человека: 1. сифилис. 2. грипп. 3. столбняк. 4. клещевой энцефалит. 5. оспа. 6. коклюш.
2.14. Наиболее известные заболевания человека, бактериальной природы: 1. гонорея. 2. тиф. 3. туберкулез. 4. холера. 5. грипп. 6. оспа.
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова)
6.1. Переживания, в которых проявляется отношения человека к окружающему миру и к самому себе ___.
6.2. Приспособление организма человека к природным климатическим условиям среды ___.
6.3. Тяжелое инфекционное заболевания вирусной природы, связанное с поражением иммунной системы человека ___.
6.4. Способность человека выполнять определенный вид и объем работы ___.
II. Практическое занятие (2 часа)
1. Заслушивание докладов.
2. Разбор определений основных понятий.
3. Опрос студентов по заданиям практикума.
4. Промежуточный контроль №4 по темам (тема 9. Особенности биологического уровня организации материи, тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика, тема 11. Эволюция живых систем. Учение о биосфере, тема 12. Человек как биологическое и социальное явление).
Темы докладов
1. Проблема антропогенеза.
2. Биологическое и социальное в онтогенезе человека.
3. Человек: индивид и личность.
4. Экология и здоровье человека.




После изучения Тема 12.«Человек как биологическое и социальное явление» студент должен:

иметь представление:

· о человеке как биологическом и социальном явление.

знать:

· этапы эволюции человека;

· понятие универсальный эволюционизм.

уметь:

· отличать биологические признаки человека от социальных признаков.

Заключение

Заключительное занятие
1. Краткий обзор пройденного материала по схеме-конспекту «Структура учебной дисциплины «Естественнонаучная картина мира».
2. Подведение итогов, подсчет итогового балла по текущей успеваемости студента, заполнение Рейтинг-листа.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. – 271 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник . – Новосибирск: ЮКЕА, 1997.- 832 с.

Дополнительная литература:

1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. – 4-е изд., стереотип. –СПб., М.: Лань, 2004. – 224 с.

2. Иванов А.И. Основы современного естествознания: Учебное пособие. – Волгоград.: Волгоградский гос. университет, 2000. – 228с.

3. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – М.: ЛОГОС, 2001. – 368с.

4. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания. Учебник. – 2-е изд. – М.:Дашков и К*, 2005. – 692с.

5. Философия современного естествознания: Учебное пособие / Под. общ. ред. С.А. Лебедева. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304с.

6. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций- М.: ВЛАДОС, 2000. – 512с.

Наши рекомендации