Тема 12. Человек как биологическое и социальное явление
I. Самостоятельная работа студентов (10 часов) | ||
Задание 1 по работе с учебником | ||
Изучите текст главы №8 «Человек как предмет естественнонаучного познания» поосновному учебнику [1]. По материалам главы подготовьте доклад. | ||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: антропогенез, индивид, личность, здоровье, творчество, эмоция, стресс. | ||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | ||
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ) | ||
1.1. | Органические вещества, обладающие способностью убивать микробов: | 1. антигены. 2. антистатики. 3. антибиотики. 4. антитела. 5. гормоны. |
1.2. | Антропогенным фактором является: | 1. интенсивное ультрафиолетовое излучение. 2. повышенная влажность воздуха. 3. промышленные загрязнения. 4. сезонные колебания температуры. |
1.3. | Новая наука о здоровье души и тела называется: | 1. валеология. 2. евгеника. 3. биофизика. 4. синергетика. |
1.4. | По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это: | 1. отсутствие болезней. 2. отсутствие патологий. 3. способность организма сохранять гомеостатическое равновесие. 4. состояние полного физического, духовного и социального благополучия. |
1.5. | Реакции человека на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувственности и переживаний, называются: | 1. эмоциями. 2. аффектами. 3. страстями. 4. стрессом. |
1.6. | Состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку: | 1. стресс. 2. эмоция. 3. страсть. 4. аффект. |
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов) | ||
2.1. | Необратимые процессы, ведущие к гибели организма, обусловленные полной зависимостью от алкоголя: | 1. гастрит, язва и рак желудка. 2. жировое перерождение сердца. 3. разрушение нервных клеток головного мозга. 4. цирроз печени. 5. усиление способности организма быстро приспосабливаться к колебаниям температуры. |
2.1. | Будучи биологическим видом по своему происхождению, строению и функционированию организма, человек отличается от всех других существ на Земле | 1. членораздельной речью. 2. воздействием на окружающую среду. 2. двигательная активность. 3. изготовлением и использованием орудий труда. 4. рациональным питанием. |
2.2. | Воздействие никотина на организм человека проявляется в: | 1. нарушении обмена веществ. 2. разрушении зубов. 3. снижении половых функций. 4. ухудшении кровообращения мозга. 5. отсутствие наследственных заболеваний. 6. устойчивости к заболеваниям. |
2.3. | Факторы риска, связанные с образом жизни и отрицательно влияющие на здоровье человека: | 1. курение, употребление алкоголя. 2. неправильное питание. 3. одиночество, низкий образовательный и культурный уровень. 4. употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами. 5. благоприятная атмосфера в семье. 6. хорошие материально-бытовые условия. |
2.4. | Факторы, укрепляющие здоровье человека: | 1. загрязнение окружающей среды. 2. двигательная активность. 3. инфекционные заболевания. 4. рациональное питание. 5. режим труда и отдыха. 6. недостаток питания и дефицит воды. |
2.5. | Кровь в организме человека осуществляет: | 1. гуморальную регуляцию. 2. передачу нервных импульсов. 3. постоянство внутренней среды организма. 4. терморегуляцию. 5. транспорт питательных веществ и кислорода. |
2.6. | Известные виды адаптации человека к условиям среды обитания: | 1. психическая. 2. географическая. 3. физиологическая. 4. физическая. 5. экологическая. |
2.7. | Дифференциация групп крови основывается на наличии в эритроцитах человека антигенов: | 1. А. 2. В. 3. D. 4. Е. 5. С. |
2.8. | Эмоции сопровождаются: | 1. активацией нервной системы. 2. выделением гормонов или других биологически активных веществ. 3. выразительными движениями: жестами, мимикой, интонацией и т.д. 4. наследственными заболеваниями. 5. отсутствием выразительных движений. |
2.9. | Основные компоненты трудовой деятельности человека: | 1. географический. 2. физический. 3. механический. 4. химический. 5. психический. |
2.10. | По морфологическим особенностям человек наиболее близок к человекообразным обезьянам: | 1. орангутану. 2. бонобо. 3. горилле. 4. гиббону. 5. шимпанзе. |
2.11. | Стресс как состояние напряжения человека: | 1. возникает под влиянием сильных воздействий. 2. иногда запускает биологическую программу - агрессивность. 3. оказывает отрицательное действие. 4. оказывает положительное действие. 5. передается по наследству. |
2.12. | Положительное значение стресса может проявляться в: | 1. исчезновении наследственных заболевании 2. мобилизации возможностей человека 3. агрессивности 4. облегчении протекания многих соматических заболеваний 5. повышении устойчивости к отрицательным воздействиям |
2.13. | Наиболее известные вирусные заболевания человека: | 1. сифилис. 2. грипп. 3. столбняк. 4. клещевой энцефалит. 5. оспа. 6. коклюш. |
2.14. | Наиболее известные заболевания человека, бактериальной природы: | 1. гонорея. 2. тиф. 3. туберкулез. 4. холера. 5. грипп. 6. оспа. |
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | ||
6.1. | Переживания, в которых проявляется отношения человека к окружающему миру и к самому себе ___. | |
6.2. | Приспособление организма человека к природным климатическим условиям среды ___. | |
6.3. | Тяжелое инфекционное заболевания вирусной природы, связанное с поражением иммунной системы человека ___. | |
6.4. | Способность человека выполнять определенный вид и объем работы ___. | |
II. Практическое занятие (2 часа) | ||
1. | Заслушивание докладов. | |
2. | Разбор определений основных понятий. | |
3. | Опрос студентов по заданиям практикума. | |
4. | Промежуточный контроль №4 по темам (тема 9. Особенности биологического уровня организации материи, тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика, тема 11. Эволюция живых систем. Учение о биосфере, тема 12. Человек как биологическое и социальное явление). | |
Темы докладов | ||
1. | Проблема антропогенеза. | |
2. | Биологическое и социальное в онтогенезе человека. | |
3. | Человек: индивид и личность. | |
4. | Экология и здоровье человека. |
После изучения Тема 12.«Человек как биологическое и социальное явление» студент должен:
иметь представление:
· о человеке как биологическом и социальном явление.
знать:
· этапы эволюции человека;
· понятие универсальный эволюционизм.
уметь:
· отличать биологические признаки человека от социальных признаков.
Заключение
Заключительное занятие |
1. Краткий обзор пройденного материала по схеме-конспекту «Структура учебной дисциплины «Естественнонаучная картина мира». |
2. Подведение итогов, подсчет итогового балла по текущей успеваемости студента, заполнение Рейтинг-листа. |
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник . – Новосибирск: ЮКЕА, 1997.- 832 с.
Дополнительная литература:
1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. – 4-е изд., стереотип. –СПб., М.: Лань, 2004. – 224 с.
2. Иванов А.И. Основы современного естествознания: Учебное пособие. – Волгоград.: Волгоградский гос. университет, 2000. – 228с.
3. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – М.: ЛОГОС, 2001. – 368с.
4. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания. Учебник. – 2-е изд. – М.:Дашков и К*, 2005. – 692с.
5. Философия современного естествознания: Учебное пособие / Под. общ. ред. С.А. Лебедева. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304с.
6. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций- М.: ВЛАДОС, 2000. – 512с.