Тема 11. Эволюция живых систем. Учение о биосфере
I. Самостоятельная работа студентов (10 часов) | |||
Задание 1 по работе с учебником | |||
Изучите текст главы №7 «Биосфера. Ноосфера. Человек» основного учебника [1].По материалам главы подготовьте доклад по одной из тем выступления. | |||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: эволюция, адаптация, естественный отбор, дивергенция, вид, популяция, синтетическая теория эволюции, микроэволюция, макроэволюция. | |||
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
Составьте схему-конспект «Основные факторы эволюции по Ч. Дарвину» | |||
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
Составьте схему-конспект «Синтетическая теория эволюции». | |||
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
Выберите основные положения синтетической теории эволюции (ведущим движущим фактором эволюции является естественный отбор: материалом для эволюции служат мутации; микроэволюция идет лишь путем макроэволюции; наименьшая эволюционная единица – вид; наименьшая эволюционная единица – популяция; эволюция в основном носит дивергентный характер; всякое обусловленное средой изменение включается в арсенал наследственности и служит материалом для эволюции; основная закономерность эволюции - изначальная целесообразность; макроэволюция идет лишь путем микроэволюции; эволюция носит постепенный и длительный характер; наименьшая эволюционная единица – особь). | |||
Задание 6 по работе с учебником и конспектом лекций | |||
Составьте схему-конспект «Элементы биосферы, по В.И. Вернадскому» | |||
| |||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | |||
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ) | |||
1.1. | Эволюция биосферы прошла через три фундаментальные точки бифуркации: появление Разума, зарождение техногенной цивилизации, первая точка бифуркации – это: | 1. появление гетеротрофов. 2. зарождение эукариотов. 3. появление живого из неживого. 4. возникновение развитой нервной системы. | |
1.2. | Совокупность всех живых организмов, населяющих нашу планету, В.И.Вернадский назвал: | 1. живым веществом. 2. биогенным веществом. 3. косным веществом. 4. биокосным веществом. | |
1.3. | Все адаптации у живых организмов возникают в ходе эволюции в результате: | 1. действия мутационного процесса. 2. миграций. 3. естественного отбора. 4. регуляции своей жизнедеятельности. | |
1.4. | Видов животных и растений идентифицированных на планете Земля около: | 1. 1 000 000. 2. 2 000 000. 3. 3 000 000. 4. 4 000 000. | |
1.5. | Процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды обитания: | 1. акклиматизация. 2. адаптация. 3. жизнеспособность. 4. предадаптация. | |
1.6. | Прекращение обмена генами между популяциями близкородственных видов является генетической (им): | 1. грузом. 2. дрейфом. 3. миграцией. 4. изоляцией. 5. регуляцией. | |
1.7. | Генетическая сущность естественного отбора заключается в: | 1. неслучайной изменчивости отдельных генотипов. 2. случайном выживании отдельных генотипов. 3. случайном участии отдельных генотипов в размножении. 4. неслучайном “избирательном” выживании отдельных генотипов. | |
1..8. | Основными факторами эволюции по Ч. Дарвину являются наследственность, естественный отбор и … . | 1. самовоспроизведение. 2. изменчивость. 3. конвариантная редупликация. 4. популяционные волны. | |
1.9. | Фактор микроэволюции, который обязательно приводит к нарушению свободы скрещивания и генетической разобщенности организмов одного вида: | 1. популяционные волны. 2. естественный отбор. 3. борьба за существование. 4. изоляция. | |
1.10. | Синтетическая теория эволюции структурно состоит из теорий микро- и макроэволюций. Теория микроэволюции изучает: | 1. эволюционные изменения, происходящие в генофондах популяций за сравнительно небольшой период времени. 2. эволюцию семейств. 3. возникновение жизни на Земле. 4. происхождение человека. | |
1.11. | Одним из элементов биосферы, по В.И. Вернадскому, является косное вещество, это вещество созданное: | 1. в процессе жизнедеятельности организмов. 2. при совместном действии организмов и абиогенных процессов. 3. без участия жизни, без наличия живых организмов. 4. в космическом пространстве. | |
1.12. | Участие человека в процессе круговорота веществ, когда производительные силы участвуют в обмене веществом, энергией, информацией с биосферой, превращает биосферу в: | 1. литосферу 2. гидросферу 3. ноосферу 4. сферу Дайсона | |
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов) | |||
2.1. | Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений | 1. гетерозис. 2. естественный отбор. 3. передача генетической информации. 4. искусственный отбор. 5. самосохранение. | |
2.2. | Абиотическая (неживая) часть экосистемы представлена: | 1. вирусами. 2. водой. 3. воздухом. 4. микробами. 5. неорганическими солями. | |
2.3. | Основные среды жизни на Земле: | 1. водная. 2. живые организмы. 3. наземно-воздушная. 4. почва. 5. воздушная. | |
2.4. | Популяция: | 1. выступает во времени и в пространстве как определенное единство. 2. реально существует в природе. 3. способна изменяться в течение поколений. 4. не способна изменяться в течение поколений. 5. реально не существует в природе. | |
2.5 | Отбор, благоприятствующий сохранению оптимального генофонда: | 1. движущий. 2. дестабилизирующий. 3. естественный. 4. половой. | |
2.6. | Биологическая эволюция это процесс: | 1. индивидуального развития организмов. 2. размножения клеток. 3. исторического изменения живого. 4. исторического развития органического мира. 5. роста и развития осoбей. | |
2.7. | Основные положения синтетической теории эволюции: | 1. ведущим движущим фактором эволюции является естественный отбор. 2. материалом для эволюции служат мутации. 3. микроэволюция идет лишь путем макроэволюции. 4. наименьшая эволюционная единица - вид. | |
2.8. | Основные формы борьбы за существование: | 1. передача генетической информации. 2. самосохранение. 3. внутривидовая. 4. межвидовая. 5. с факторами внешней среды. | |
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно») | |||
4.1 | Конкуренция среди организмов возможна за жизненное пространство. | ||
4.2. | Конкуренция среди организмов возможна за паразита. | ||
4.3. | Вид состоит из нескольких популяций. | ||
4.4. | Макроэволюция длительный процесс. | ||
4.5. | Микроэволюция длительный процесс. | ||
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | |||
6.1. | Основная (начальная) систематическая (таксономическая) единица ... . | ||
6.2. | Макроэволюция идет путем … | ||
6.3. | Микроэволюция происходит внутри …. | ||
II. Практическое занятие (2 часа) | |||
Заслушивание докладов | |||
Разбор определений основных понятий | |||
Опрос студентов по заданиям практикума | |||
Темы докладов | |||
Биосфера. | |||
Человек и биосфера. | |||
Окружающая среда, ее компоненты. | |||
Ноосфера. Учение В.Вернадского о ноосфере. | |||
Взаимосвязь космоса и живой природы. |
После изучения Тема 11.«Эволюция живых систем. Учение о биосфере» студент должен:
иметь представление:
· об эволюции живых систем.
знать:
· понятие биосфера;
· понятие ноосфера;
· этапы эволюции жизни.
уметь:
· выделять основные элементы биосферы.