Тема 11. Эволюция живых систем. Учение о биосфере

I. Самостоятельная работа студентов (10 часов)
Задание 1 по работе с учебником
Изучите текст главы №7 «Биосфера. Ноосфера. Человек» основного учебника [1].По материалам главы подготовьте доклад по одной из тем выступления.
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: эволюция, адаптация, естественный отбор, дивергенция, вид, популяция, синтетическая теория эволюции, микроэволюция, макроэволюция.
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Основные факторы эволюции по Ч. Дарвину»   Тема 11. Эволюция живых систем. Учение о биосфере - student2.ru
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Синтетическая теория эволюции». Тема 11. Эволюция живых систем. Учение о биосфере - student2.ru    
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций
Выберите основные положения синтетической теории эволюции (ведущим движущим фактором эволюции является естественный отбор: материалом для эволюции служат мутации; микроэволюция идет лишь путем макроэволюции; наименьшая эволюционная единица – вид; наименьшая эволюционная единица – популяция; эволюция в основном носит дивергентный характер; всякое обусловленное средой изменение включается в арсенал наследственности и служит материалом для эволюции; основная закономерность эволюции - изначальная целесообразность; макроэволюция идет лишь путем микроэволюции; эволюция носит постепенный и длительный характер; наименьшая эволюционная единица – особь).  
Задание 6 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Элементы биосферы, по В.И. Вернадскому»  
 
 
  Тема 11. Эволюция живых систем. Учение о биосфере - student2.ru

Тесты (контрольные задания для самопроверки)
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ)
1.1. Эволюция биосферы прошла через три фундаментальные точки бифуркации: появление Разума, зарождение техногенной цивилизации, первая точка бифуркации – это: 1. появление гетеротрофов. 2. зарождение эукариотов. 3. появление живого из неживого. 4. возникновение развитой нервной системы.
1.2. Совокупность всех живых организмов, населяющих нашу планету, В.И.Вернадский назвал: 1. живым веществом. 2. биогенным веществом. 3. косным веществом. 4. биокосным веществом.
1.3. Все адаптации у живых организмов возникают в ходе эволюции в результате: 1. действия мутационного процесса. 2. миграций. 3. естественного отбора. 4. регуляции своей жизнедеятельности.
1.4. Видов животных и растений идентифицированных на планете Земля около: 1. 1 000 000. 2. 2 000 000. 3. 3 000 000. 4. 4 000 000.
1.5. Процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды обитания: 1. акклиматизация. 2. адаптация. 3. жизнеспособность. 4. предадаптация.
1.6. Прекращение обмена генами между популяциями близкородственных видов является генетической (им): 1. грузом. 2. дрейфом. 3. миграцией. 4. изоляцией. 5. регуляцией.
1.7. Генетическая сущность естественного отбора заключается в: 1. неслучайной изменчивости отдельных генотипов. 2. случайном выживании отдельных генотипов. 3. случайном участии отдельных генотипов в размножении. 4. неслучайном “избирательном” выживании отдельных генотипов.
1..8. Основными факторами эволюции по Ч. Дарвину являются наследственность, естественный отбор и … . 1. самовоспроизведение. 2. изменчивость. 3. конвариантная редупликация. 4. популяционные волны.
1.9. Фактор микроэволюции, который обязательно приводит к нарушению свободы скрещивания и генетической разобщенности организмов одного вида: 1. популяционные волны. 2. естественный отбор. 3. борьба за существование. 4. изоляция.
1.10. Синтетическая теория эволюции структурно состоит из теорий микро- и макроэволюций. Теория микроэволюции изучает: 1. эволюционные изменения, происходящие в генофондах популяций за сравнительно небольшой период времени. 2. эволюцию семейств. 3. возникновение жизни на Земле. 4. происхождение человека.
1.11. Одним из элементов биосферы, по В.И. Вернадскому, является косное вещество, это вещество созданное: 1. в процессе жизнедеятельности организмов. 2. при совместном действии организмов и абиогенных процессов. 3. без участия жизни, без наличия живых организмов. 4. в космическом пространстве.
1.12. Участие человека в процессе круговорота веществ, когда производительные силы участвуют в обмене веществом, энергией, информацией с биосферой, превращает биосферу в: 1. литосферу 2. гидросферу 3. ноосферу 4. сферу Дайсона
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов)
2.1. Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений 1. гетерозис. 2. естественный отбор. 3. передача генетической информации. 4. искусственный отбор. 5. самосохранение.
2.2. Абиотическая (неживая) часть экосистемы представлена: 1. вирусами. 2. водой. 3. воздухом. 4. микробами. 5. неорганическими солями.
2.3. Основные среды жизни на Земле: 1. водная. 2. живые организмы. 3. наземно-воздушная. 4. почва. 5. воздушная.
2.4. Популяция: 1. выступает во времени и в пространстве как определенное единство. 2. реально существует в природе. 3. способна изменяться в течение поколений. 4. не способна изменяться в течение поколений. 5. реально не существует в природе.
2.5 Отбор, благоприятствующий сохранению оптимального генофонда: 1. движущий. 2. дестабилизирующий. 3. естественный. 4. половой.
2.6. Биологическая эволюция это процесс: 1. индивидуального развития организмов. 2. размножения клеток. 3. исторического изменения живого. 4. исторического развития органического мира. 5. роста и развития осoбей.
2.7. Основные положения синтетической теории эволюции: 1. ведущим движущим фактором эволюции является естественный отбор. 2. материалом для эволюции служат мутации. 3. микроэволюция идет лишь путем макроэволюции. 4. наименьшая эволюционная единица - вид.
2.8. Основные формы борьбы за существование: 1. передача генетической информации. 2. самосохранение. 3. внутривидовая. 4. межвидовая. 5. с факторами внешней среды.
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно»)
4.1 Конкуренция среди организмов возможна за жизненное пространство.
4.2. Конкуренция среди организмов возможна за паразита.
4.3. Вид состоит из нескольких популяций.
4.4. Макроэволюция длительный процесс.
4.5. Микроэволюция длительный процесс.
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова)
6.1. Основная (начальная) систематическая (таксономическая) единица ... .
6.2. Макроэволюция идет путем …
6.3. Микроэволюция происходит внутри ….
II. Практическое занятие (2 часа)
Заслушивание докладов
Разбор определений основных понятий
Опрос студентов по заданиям практикума
Темы докладов
Биосфера.
Человек и биосфера.
Окружающая среда, ее компоненты.
Ноосфера. Учение В.Вернадского о ноосфере.
Взаимосвязь космоса и живой природы.




После изучения Тема 11.«Эволюция живых систем. Учение о биосфере» студент должен:

иметь представление:

· об эволюции живых систем.

знать:

· понятие биосфера;

· понятие ноосфера;

· этапы эволюции жизни.

уметь:

· выделять основные элементы биосферы.

Наши рекомендации