Раздел 6. Учение о биосфере и путь от биологического
К социальному
Тема 9. Особенности биологического уровня организации
Материи
I. Самостоятельная работа студентов (10 часов) | ||||||||||||
Задание 1 по работе с учебником | ||||||||||||
Изучите текст главы №6 «Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики(пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4)» по основному учебнику [1]. По материалам главы подготовить доклад по одной из тем выступления. | ||||||||||||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: жизнь, свойства живых систем, прокариоты, эукариоты, бактерии, вирусы, структурные уровни организации материи, клетка, строение клетки, митоз. | ||||||||||||
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
Составьте схему-конспект «Свойства живых систем». | ||||||||||||
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
Заполните таблицу, вписав структурные уровни организации живого, и кратко охарактеризуйте каждый:
| ||||||||||||
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
Составьте схему-конспект «Иерархия живых систем». | ||||||||||||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | ||||||||||||
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ) | ||||||||||||
1.1. | Мельчайшая структурная единица на биологическом уровне организации материи: | 1. белок. 2. молекула ДНК. 3. клетка. 4. органелла. 5. организм. | ||||||||||
1.2. | Универсальный субстрат жизни, характеризующийся структурным и функциональным разнообразием: | 1. белки. 2. липиды. 3. нуклеиновые кислоты. 4. органические кислоты. 5. углеводы. | ||||||||||
1.3. | Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах: | 1. карбонат кальция. 2. нитрат аммония. 3. вода. 4. углекислый газ. 5. хлорид натрия. | ||||||||||
1.4. | Одним из уровней организации живых систем является: | 1. молекулярно-генетический. 2. географический. 3. химический. 4. физический. | ||||||||||
1.5. | Основные типы питания живых организмов, это автотрофный и: | 1. миксотрофный. 2. фототрофный. 3. гетеротрофный. 4. хемотрофный. | ||||||||||
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов) | ||||||||||||
2.1. | Свойства живых организмов: | 1. дискретность. 2. наследственность и изменчивость. 3. обмен веществ и энергии. 4. закрытость. | ||||||||||
2.2. | Уровни организации живых систем: | 1. географический. 2. молекулярно-генетический. 3. онтогенетический. 4. физический. 5. химический. | ||||||||||
2.3. | Онтогенетический уровень организации живого включает подуровни: | 1. клеточный. 2. организменный. 3. молекулярный. 4. тканевый. 5. популяционный. | ||||||||||
2.4. | Элементарной неделимой единицей жизни на земле являются: | 1. индивид. 2. вид. 3. особь. 4. популяция. 5. клетка. | ||||||||||
2.5. | Живым организмам свойственны способы размножения: | 1. ассимиляция 2. биосинтез 3. гаметогенез 4. бесполое 5. половое | ||||||||||
2.6. | Основные царства клеточных организмов: | 1. архебактерии. 2. грибы. 3. животные. 4. настоящие бактерии. 5. растения. 6. вирусы. | ||||||||||
2.7. | Надцарства живых организмов (по организации ядерного аппарата): | 1. прокариоты - доядерные. 3. вирусы и фаги. 4. клеточные. 2. эукариоты - ядерные. 5. неклеточные. | ||||||||||
2.8. | Империи живых организмов: | 1. вирусы. 2. прокариоты. 3 клеточные. 4. неклеточные. 5. эукариоты. | ||||||||||
2.9. | Общие свойства вирусов: | 1. не имеют клеточного строения. 2 способны размножаться только в клетках. 3 имеют все мембранные структуры. 4. представляют субмикроскопические образования из белка и нуклеиновой кислоты. | ||||||||||
2.10. | Общие свойства вирусов: | 1. имеют мембранные структуры. 4. внутриклеточные паразиты. 3. не имеют клеточного строения. 4. поражают только человека. | ||||||||||
2.11 | Свойства живых организмов: | 1. раздражимость. 2. самовоспроизведение. 3. саморегуляция. 4. способность к росту и развитию. 5. закрытость. | ||||||||||
2.12. | Уровни организации живых систем: | 1. биоценотический. 2. географический. 3. физический. 4. популяционно-видовой. 5. химический. | ||||||||||
3. Тесты на соответствие | ||||||||||||
3.1. | Соответствие: 1. Вирусы. 2. Прокариоты. 3. Эукариоты. | 1. Клетки, не имеющие ядра. 2. Неклеточные формы жизни. 3. Клетки, имеющие ядро. | ||||||||||
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно») | ||||||||||||
4.1. | Характерные свойства живых организмов – раздражимость. | |||||||||||
4.2. | Существуют две империи живых организмов. | |||||||||||
4.3. | Клетки прокариоты не имеют ядер. | |||||||||||
4.4. | Вирусы – это клеточные формы жизни. | |||||||||||
5. Тесты на упорядочение | ||||||||||||
5.1. | Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему): | 1. популяция 2. вид 3. биогеоценоз 4. клетка | ||||||||||
5.2. | Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему): | 1. биоценоз 2. биогеоценоз 3. популяция 4. биосфера | ||||||||||
5.3. | Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от низшего к высшему): | 1. биогеоценозы 2. популяции 3. организмы 4. клетки | ||||||||||
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | ||||||||||||
6.1. | Представление о структурности органического мира (структурно- функциональные объединения составляющих элементов) … организации живого. | |||||||||||
6.2. | Способ деления клеток в результате которого диплоидный набор хромосом уменьшается вдвое и становится гаплоидным ... . | |||||||||||
6.3. | Основной способ деления клеток в результате которого из одной клетки образуются две идентичные исходной дочерние клетки ... . | |||||||||||
6.4. | Свойство организмов воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни ... . | |||||||||||
6.5. | Наименьшей единицей организации (структуры и функции) живых организмов является .... | |||||||||||
II. Практическое занятие (2 часа) | ||||||||||||
1. | Заслушивание докладов. | |||||||||||
2. | Разбор определений основных понятий. | |||||||||||
3. | Опрос студентов по заданиям практикума. | |||||||||||
4. | Промежуточный контроль №3 по темам (тема 6. Мегамир. Эволюция Вселенной, тема 7. Микромир. Элементарные частицы, тема 8. Химия и геология в современном естествознании). | |||||||||||
Темы докладов | ||||||||||||
1. | Предмет биологии. Ее структура и этапы развития. | |||||||||||
2. | Разнообразие жизни на Земле. | |||||||||||
3. | Сущность живого, его основные признаки. | |||||||||||
4. | Структурные уровни живого. | |||||||||||
5. | Клетка как элементарная единица живого. |
После изучения Тема 10.«Особенности биологического уровня организации материи» студент должен:
иметь представление:
· об особенностях биологического уровня организации материи;
знать:
· свойства живых систем;
· структурные уровни организации живого;
· строение клетки.