Институт естественных наук и математики
Институт естественных наук и математики
Б2.Б4. Естественнонаучная картина
Мира
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
Практикум
(на правах рукописи)
Содержание
Введение…..……………………………………………………… | ||
Введение в учебную дисциплину……………………………... | ||
Раздел 1. Предмет и методы естествознания | ||
Тема 1. | Естественнонаучная и гуманитарная культуры ……… | |
Раздел 2. Структура мира и теория мира в классическом естествознании | ||
Тема 2. | Классическая картина мира ………….......................... | |
Тема 3. | Термодинамика..……………………………................. | |
Раздел 3. Теория мира в неклассическом естествознании | ||
Тема 4. | Неклассическая НКМ. Теория относительности …..... | |
Тема 5. | Становление неклассической парадигмы в квантовой механике ………………………………………………... | |
Раздел 4. Космология и элементарные частицы в естественнонаучной картине мира | ||
Тема 6. | Мегамир. Эволюция Вселенной ……………………… | |
Тема 7. | Микромир. Элементарные частицы ………………….. | |
Раздел 5. Земля как планета | ||
Тема 8. | Химия и геология в современном естествознании ....... | |
Раздел 6. Учение о биосфере и путь от биологического к социальному | ||
Тема 9. | Особенности биологического уровня организации материи …………………………………………………….. | |
Тема 10. | Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика ... | |
Тема 11. | Эволюция живых систем. Учение о биосфере ...…....... | |
Тема 12. | Человек как биологическое и социальное явление ....... | |
Заключение…………………………………………………….... | ||
Рекомендуемая литература……………………………………. |
Введение
Практикум содержит различного типа задания, направленные на закрепление, углубление и систематизацию изложенного в учебном пособии теоретического материала, и формирование у студентов необходимых знаний и умений по учебной дисциплине «Естественнонаучная картина мира».
После работы с Практикумом студенты должны:
знать: понятийный аппарат учебной дисциплины (основные термины и их определения); предмет естествознания; основные физические картины мира: классическая, неклассическая и современная; современные концепции пространства и времени, движения, материи, их взаимосвязи и об эволюции этих понятий в процессе развития представлений о научной картине мира; основные идеи квантовой механики, современные космологические представления о Вселенной; структурные уровни организации материи, структурные уровни живой природы и основные этапы эволюции биосферы, организмов и популяций; роль человека в эволюции Земли и формирование ноосферы – сферы разума.
уметь:применять фундаментальные идеи современного естествознания на практике, при анализе конкретных общенаучных, гуманитарных и других проблем и процессов.
В соответствии с Программой учебной дисциплины изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» предусматривает проведение четырех текущих контролей успеваемости студентов по учебной дисциплине по окончании изучения ее основных разделов или части крупных разделов и подготовку студентом одного (или нескольких) докладов.
По темам докладов в Практикуме приведен один литературный источник. Студент должен подобрать дополнительные источники. Доклады зачитываются студентами на практических занятиях в качестве дополнительного материала к теоретическому материалу учебной дисциплины «Естественнонаучная картина мира». Они должны быть написаны понятным языком, короткими и интересными для слушателей.
По окончании изучения учебной дисциплины проводится экзамен. Итоговая оценка по учебной дисциплине «Естественнонаучная картина мира» определяется по результатам текущей успеваемости студента на практических занятиях по учебной дисциплине, текущего контроля по разделам учебной дисциплины и итоговой аттестации студента на экзамене в соответствии с принятой в институте рейтинговой системой оценки успеваемости студентов и Рейтинг - листом студента по учебной дисциплине «Естественнонаучная картина мира».
Введение в учебную дисциплину
Вводное занятие |
1. Знакомство с Программой, основным учебным пособием и Практикумом по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания». |
2. Составление схемы-конспекта «Структура учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». |
3. Знакомство с Рейтинг - листом студента по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» и способом формирования итоговой оценки по дисциплине. |
Раздел 1. Предмет и методы естествознания
Раздел 2. Структура мира и теория мира в
Классическом естествознании
Тема 3. Термодинамика
I. Самостоятельная работа студентов (6 часов) | ||||||||||||||||||||
Задание 1 по работе с учебником | ||||||||||||||||||||
Изучить тему «2.3.2. Синергетика – теория самоорганизации» по основному учебнику [1]. По материалам темы составить краткий конспект, в котором необходимо обосновать появление науки синергетики. | ||||||||||||||||||||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||||||||||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: термодинамика, абсолютная температура, количество теплоты, равновесное состояние, неравновесное состояние, равновесный процесс, неравновесный процесс, первое начало термодинамики, второе начало термодинамики, энтропия, закон возрастания энтропии, хаос, синергетика, точка бифуркации. | ||||||||||||||||||||
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||||||||||
Выберите верное утверждение и обоснуйте его: А) Соотношение динамических и статистических законов: 1. статистические законы более полно и глубоко отражают объективные связи в природе, так как они учитывают реально существующую в мире случайность. 2. наиболее фундаментальными являются динамические законы в силу своей строгости и однозначности. 3. статистические законы – это промежуточный этап, позволяющий описать поведение совокупности микрообъектов, но не дающий возможности точно описать поведение отдельных микрообъектов. 4. динамические законы являются основными, первичными, а статистические законы являются следствием ограниченности наших способностей познания мира. | ||||||||||||||||||||
Б) Соотношение динамических и статистических теорий: 1. сначала возникает приближенная статистическая теория, которая по мере уточнения превращается в строгую динамическую теорию. 2. все фундаментальные динамические теории содержат в качестве своего приближения соответствующие статистические теории. 3. все фундаментальные статистические теории содержат в качестве своего приближения соответствующие динамические теории при условии, что можно пренебречь случайностью 4. динамические теории – это наиболее глубокие, наиболее общие формы описания всех физических закономерностей. | ||||||||||||||||||||
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||||||||||
Выберите динамические теории (статистическая механика, общая теория относительности, релятивистская механика, классическая механика, электронная теория, специальная теория относительности, электродинамика Максвелла, термодинамика неравновесных процессов, квантовая механика, кинетическая теория газов, равновесная термодинамика, классическая электродинамика, теория гравитации). | ||||||||||||||||||||
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||||||||||
Заполните таблицу, вписав поведение энтропии (увеличение, уменьшение, неизменность) для каждого процесса. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | ||||||||||||||||||||
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ) | ||||||||||||||||||||
1.1. | Синергетика это: | 1. теория самоорганизации. 2. теория малой гравитации. 3. теория большой гравитации. 4. раздел электродинамики. | ||||||||||||||||||
1.2. | Абсолютная температура может быть: | 1. положительной. 2. отрицательной. 3. и положительной, и отрицательной. | ||||||||||||||||||
1.3. | Энтропия связана с: | 1. координатами. 2. гравитацией. 3. беспорядком. | ||||||||||||||||||
1.4. | Абсолютная температура это температура по шкале: | 1. Цельсия. 2. Кельвина. 3. Фаренгейта. 4. времени. | ||||||||||||||||||
1.5. | Неравновесное состояние это состояние системы, в котором: | 1. давление и температура в разных частях системы одинаковы. 2. давление и температура в разных частях системы разные. 3. давление равно температуре. 4. температура равна давлению. | ||||||||||||||||||
1.6. | Для макротел первое начало термодинамики выполняется: | 1. только для равновесных процессов. 2. только для неравновесных процессов. 3. всегда. 4. никогда. | ||||||||||||||||||
1.7. | Важность закона возрастания энтропии: | 1. выделяет направление времени. 2. определяет время процесса. 3. определяет энергию процесса. 4. определяет температуры процесса. | ||||||||||||||||||
1.8. | В равновесном состоянии энтропия: | 1. увеличивается. 2. уменьшается. 3. остается постоянной. 4. может меняться любым образом. | ||||||||||||||||||
1.9. | Прибор, который измеряет энтропию называется: | 1. энтропометр. 2. термометр. 3. датчик энтропии. 4. нет такого прибора. | ||||||||||||||||||
1.10. | «Стрела» времени связана с: | 1. необратимостью времени. 2. безграничностью времени. 3. бесконечностью времени. 4. изотропностью времени. 5. относительностью времени. | ||||||||||||||||||
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов) | ||||||||||||||||||||
2.1. | Состояние системы в термодинамике определяется: | 1. давлением. 2. объемом. 3. температурой. 4. скоростями элементов системы. 5. координатами элементов системы. | ||||||||||||||||||
2.2. | Если состояние системы равновесное, то: | 1. температура во всех местах одинаковая. 2. давление во всех местах одинаковое. 3. температура может быть различной. 4. давление может быть различным. | ||||||||||||||||||
2.3. | Если состояние системы неравновесное, то: | 1. температура во всех местах одинаковая. 2. давление во всех местах одинаковое. 3. температура может быть различной. 4. давление может быть различным. | ||||||||||||||||||
2.4. | Минимально возможная температура в природе: | 1. – 273 oС. 2. – 273 oК. 3. 0 oС. 4. 0 oК. 5. любая температура возможна. | ||||||||||||||||||
2.5. | Необходимыми условиями самоорганизации являются: | 1. самоорганизующиеся системы должны быть неравновесными. 2. системы, в которых происходит самоорганизация, нелинейны. 3. системы должны быть линейными. 4. самоорганизующиеся системы должны быть изолированными. | ||||||||||||||||||
2.6. | Определения, соответствующие понятию «самоорганизация»: | 1. самопроизвольный переход от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. 2. превращение хаоса в порядок. 3. переход к состоянию с более высоким значением энтропии. 4. стремление к разрушению спонтанно возникшей упорядоченности. | ||||||||||||||||||
2.7. | Ведущими идеями современной естественнонаучной картины мира являются: | 1. универсальный эволюционизм. 2. фрагментарность. 3. комплементарность. 4. самоорганизация. | ||||||||||||||||||
2.8. | В точке бифуркации: | 1. плавно осуществляется переход в новое устойчивое состояние. 2. система выбирает определенный путь развития, который требует минимальной энергии. 3. неоднозначен выбор пути дальнейшего развития. 4. система достигает критического состояния, переход из которого осуществляется скачком. | ||||||||||||||||||
2.9. | Синергетика является: | 1. междисциплинарным научным направлением 2. теорией самоорганизации. 3. прикладной наукой. 4. лженаукой. | ||||||||||||||||||
2.10. | Самоорганизующимися системами являются: | 1. популяция. 2. планета Земля. 3. равновесная система. 4. замкнутый реактор, в котором происходит процесс. | ||||||||||||||||||
3. Тесты на соответствие (Соответствие понятия формуле) | ||||||||||||||||||||
3.1. | 1. Первое начало термодинамики. 2. Второе начало термодинамики для равновесных процессов. 3. Второе начало термодинамики для неравновесных процессов. 4. Абсолютная температура. | 1. 3. 2. 4. | ||||||||||||||||||
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно») | ||||||||||||||||||||
4.1. | При увеличении температуры энтропия возрастает. | |||||||||||||||||||
4.2. | Энтропия – мера порядка. | |||||||||||||||||||
4.3. | В равновесном состоянии энтропия максимальна. | |||||||||||||||||||
4.4. | В замкнутой системе энтропия может убывать. | |||||||||||||||||||
4.5. | Закон возрастания энтропии определяет ход времени. | |||||||||||||||||||
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | ||||||||||||||||||||
6.1. | Температура – одна из функций состояния в ___. | |||||||||||||||||||
6.2. | Давление – одна из функций состояния в ___. | |||||||||||||||||||
6.3. | Энтропия – мера ___. | |||||||||||||||||||
6.4. | При неравновесных процессах энтропия ___. | |||||||||||||||||||
6.5. | Закон возрастания энтропии ___ направление времени. | |||||||||||||||||||
II. Практическое занятие (2 часа) | ||||||||||||||||||||
1. | Заслушивание докладов | |||||||||||||||||||
2. | Разбор определений основных понятий | |||||||||||||||||||
3. | Опрос студентов по заданиям практикума | |||||||||||||||||||
Темы докладов | ||||||||||||||||||||
1. | Принцип локально равновесия для неравновесных процессов. | |||||||||||||||||||
2. | Стационарные неравновесные состояния и принцип Ле Шателье. | |||||||||||||||||||
3. | Беспорядок и хаос в больших системах. | |||||||||||||||||||
4. | Пороговый характер самоорганизации и представление о теории катастроф. |
После изучения Темы 3 «Термодинамика»студент должен:
иметь представление об:
· термодинамике, как науке описывающей макроскопические системы;
· синергетике, как науке описывающей процессы самоорганизации.
знать:
· закон сохранения энергии для макротел (первое начало термодинамики);
· закон возрастания энтропии.
уметь:
· отличать равновесный процесс от неравновесного процесса.
В квантовой механике
I. Самостоятельная работа студентов (6 часов) | ||
Задание 1 по работе с учебником | ||
Изучить тему «3.2. Микромир: концепции современной физики» по основному учебнику [1]. По материалам темы приготовить доклад. | ||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: квант, энергия кванта, фотон, атом, соотношения неопределенностей для координаты и импульса, соотношение неопределенности для энергии и времени, корпускулярно-волновой дуализм, электромагнитная волна, принцип дополнительности. | ||
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
Выберите утверждения характеризующие суть принципа дополнительности: порядок и хаос – противоположные сущности и не связаны друг с другом; механика Ньютона и релятивистская механика соотносятся друг с другом по принципу дополнительности; для полного описания объекта требуется набор дополняющих друг друга характеристик; можно с одинаково высокой точностью определить все дополняющие друг друга характеристики; принцип дополнительности сформулирован для описания микромира и используется только в микромире. | ||
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
Разделите свойства света на корпускулярные и волновые (излучается порциями (квантами); поглощается порциями (квантами); дискретность; дифракция; интерференция; фотоэффект, поляризация, давление), заполнив схему-конспект: | ||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | ||
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ) | ||
1.1. | Состояние системы в квантовой механике определяется: | 1. координатами элементов системы 2. скоростями элементов системы 3. волновой функцией – пси-функцией 4. температурой 5. энергией |
1.2. | Квантовые свойства света были открыты: | 1. Ландау в середине 20 века. 2. Луи де Бройлем в 20-е годы 29 века. 3. Эйнштейном в начале 20 века. 4. Майкельсоном в конце 19 века. 5. Ньютоном в конце 18 века. |
1.3. | Волновые свойства корпускул были экспериментально продемонстрированы в опытах по: | 1. дифракции электронов. 2. радиоактивности. 3. рассеянию электронов. 4. фотоэффекту. |
1.4. | Корпускулярные свойства электромагнитных волн можно обнаружить в опытах по: | 1. дифракции света. 2. интерференции света. 3. поляризации света. 4. фотоэффекту. 5. преломлению света. |
1.5. | Эйнштейн в 1922 году получил нобелевскую премию за создание: | 1. общей теории относительности. 2. специальной теории относительности. 3. теории фотоэффекта. 4. теории Большого Взрыва. |
1.6. | Положение электрона в атоме нельзя точно определить, потому что: | 1. электрон – волна, размазанная по всему атому. 2. он двигается слишком быстро. 3. он слишком мал, и его нельзя разглядеть. 4. электрон и ядро атома неразделимы. |
1.7. | Положение соответствующее квантовой механике: | 1. в квантовой механике при рассмотрении природы микрочастиц используют понятие о корпускулярно-волновом дуализме. 2. все характеристики микрочастиц могут быть предсказаны одновременно строго и однозначно. 3. квантовая механика – динамической теорией. 4. квантовая механика описывает микромир как движение корпускул. |
1.8. | Физический смысл соотношения неопределенностей: | 1. физическая реальность микромира не зависит от прибора, с помощью которого ведется исследование. 2. две дополняющие друг друга характеристики объекта могут быть определены одновременно с высокой точностью. 3. любые характеристики микрообъекта могут быть определены одновременно с высокой точностью. 4. невозможно одновременно одинаково точно определить две дополняющие друг друга характеристики. |
1.9. | Соотношения неопределенностей утверждает: | 1. очень точное определение координаты частицы приводит к менее точному измерению ее импульса. 2. точность измерения энергии микрочастицы не зависит от длительности измерения. 3. можно одновременно определить и координату, и импульс с высокой точностью. 4. более точное измерение энергии требует более короткого времени. |
1.10 | Согласно принципу дополнительности: | 1. соотношение между хаосом и порядком в процессе самоорганизации материи является одним из примеров действия принципа дополнительности. 2. порядок и хаос – противоположные сущности не связаны друг с другом. 3. механика Ньютона и релятивистская механика соотносятся друг с другом по принципу дополнительности. 4. согласно принципу дополнительности классическая механика является приближением общей теории относительности в слабых полях гравитации и при низких скоростях движения. |
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов) | ||
2.1. | Квант электромагнитного поля это: | 1. фотон. 2. гравитон. 3. глюон. 4. электрон. 5. квант света. |
2.2. | Проявления волновых свойств материи можно обнаружить в явлениях: | 1. дифракции. 2. интерференции. 3. поляризации. 4. дискретности. 5. инерциальности. |
2.3. | Корпускулярные свойства материи проявляются через: | 1. дискретность. 2. квантованность. 3. интерференцию. 4. непрерывность. |
2.4. | Сущность корпускулярно-волнового дуализма: | 1. в одних явлениях материя проявляет волновые качества в других корпускулярные. 2. волновые и корпускулярные свойства материи являются взаимодополняющими. 3. вещество и поле не имеют ничего общего. 4. вещество и поле неразличимы. |
2.5. | Корпускулярные свойства света проявляются в том, что: | 1. свет излучается порциями ( квантами света). 2. свет излучается квантовано, но поглощается непрерывно. 3. свет может излучаться как непрерывно, так и квантовано. 4. свет поглощается порциями (квантами света). 5. свет может поглощаться как непрерывно, так и квантовано. |
2.6. | Волновые свойства электромагнитных волн можно обнаружить в опытах по: | 1. интерференции света. 2. фотоэффекту. 3. преломлению света. 4. дифракции света. |
2.7. | Положения соответствующие квантовой механике: | 1. квантовая механика является статистической теорией. 2. все характеристики микрочастиц могут быть измерены одновременно строго и однозначно. 3. квантовая механика – динамической теорией. 4. квантовая механика описывает микромир на основе теории вероятности. |
2.8. | Утверждения, которые следует из соотношения неопределенностей: | 1. очень точное определение координаты частицы приводит к менее точному измерению ее импульса. 2. точность измерения энергии микрочастицы не зависит от длительности измерения. 3. можно одновременно определить и координату, и импульс с высокой точностью. 4. более точное измерение энергии требует более длительного времени. |
2.9. | Верное высказывание, характеризующее физический смысл соотношения неопределенностей: | 1. невозможно одновременно одинаково точно определить две дополняющие друг друга характеристики. 2. физическая реальность микромира не зависит от прибора, с помощью которого ведется исследование. 3. две дополняющие друг друга характеристики объекта могут быть определены одновременно с высокой точностью. 4. любые характеристики микрообъекта могут быть определены одновременно с высокой точностью. |
2.10 | Утверждения, демонстрирующее универсальность принципа дополнительности и соответствующее его сути: | 1. механика Ньютона и релятивистская механика соотносятся друг с другом по принципу дополнительности. 2. соотношение между хаосом и порядком в процессе самоорганизации материи является одним из примеров действия принципа дополнительности. 3. порядок и хаос – две взаимодополняющие сущности связаны друг с другом. 4. классическая механика является приближением общей теории относительности в слабых полях гравитации и при низких скоростях движения. |
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно») | ||
4.1. | Квантовая механика исследует микромир. | |
4.2. | Квант – это неделимая порция энергии. | |
4.3. | Элементарные частицы обладают только корпускулярными свойствами. | |
4.4. | Элементарные частицы обладают корпускулярными и волновыми свойствами. | |
4.5. | Модель атома Н. Бора противоречила классической физики. | |
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | ||
6.1. | Волновая функция описывает состояние системы в ___механике. | |
6.2. | Масса квантов света равна ___. | |
6.3. | Микрочастицам присущи как корпускулярные, так и ___ свойства. | |
6.4. | Фотоны - это кванты ___ поля. | |
6.5. | В квантовой механике при описании микрочастиц используют понятие о ___ дуализме. | |
II. Практическое занятие (2 часа) | ||
1. | Заслушивание докладов. | |
2. | Разбор определений основных понятий. | |
3. | Опрос студентов по заданиям практикума. | |
Темы докладов | ||
1. | Фундаментальные открытия в области физики конца XIX – начала ХХ вв. | |
2. | Рождение и развитие представления о квантах. | |
3. | Теория атома Н. Бора. | |
4. | Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике. | |
5. | Вероятностное понимание микромира. |
После изучения Темы 5. «Становление неклассической парадигмы в квантовой механике» студент должен:
иметь представление:
· о роли идей атомистики и корпускулярно-волнового дуализма в современном естествознании.
знать:
· понятие кванта электромагнитного поля;
· сущность корпускулярно-волнового дуализма.
уметь:
· объяснять результаты опытов Резерфорда по рассеянию a-частиц.
К социальному
Материи
I. Самостоятельная работа студентов (10 часов) | ||||||||||||
Задание 1 по работе с учебником | ||||||||||||
Изучите текст главы №6 «Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики(пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4)» по основному учебнику [1]. По материалам главы подготовить доклад по одной из тем выступления. | ||||||||||||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: жизнь, свойства живых систем, прокариоты, эукариоты, бактерии, вирусы, структурные уровни организации материи, клетка, строение клетки, митоз. | ||||||||||||
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
Составьте схему-конспект «Свойства живых систем». | ||||||||||||
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
Заполните таблицу, вписав структурные уровни организации живого, и кратко охарактеризуйте каждый:
| ||||||||||||
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций | ||||||||||||
Составьте схему-конспект «Иерархия живых систем». | ||||||||||||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | ||||||||||||
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ) | ||||||||||||
1.1. | Мельчайшая структурная единица на биологическом уровне организации материи: | 1. белок. 2. молекула ДНК. 3. клетка. 4. органелла. 5. организм. | ||||||||||
1.2. | Универсальный субстрат жизни, характеризующийся структурным и функциональным разнообразием: | 1. белки. 2. липиды. 3. нуклеиновые кислоты. 4. органические кислоты. 5. углеводы. | ||||||||||
1.3. | Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах: | 1. карбонат кальция. 2. нитрат аммония. 3. вода. 4. углекислый газ. 5. хлорид натрия. | ||||||||||
1.4. | Одним из уровней организации живых систем является: | 1. молекулярно-генетический. 2. географический. 3. химический. 4. физический. | ||||||||||
1.5. | Основные типы питания живых организмов, это автотрофный и: | 1. миксотрофный. 2. фототрофный. 3. гетеротрофный. 4. хемотрофный. | ||||||||||
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов) | ||||||||||||
2.1. | Свойства живых организмов: | 1. дискретность. 2. наследственность и изменчивость. 3. обмен веществ и энергии. 4. закрытость. | ||||||||||
2.2. | Уровни организации живых систем: | 1. географический. 2. молекулярно-генетический. 3. онтогенетический. 4. физический. 5. химический. | ||||||||||
2.3. | Онтогенетический уровень организации живого включает подуровни: | 1. клеточный. 2. организменный. 3. молекулярный. 4. тканевый. 5. популяционный. | ||||||||||
2.4. | Элементарной неделимой единицей жизни на земле являются: | 1. индивид. 2. вид. 3. особь. 4. популяция. 5. клетка. | ||||||||||
2.5. | Живым организмам свойственны способы размножения: | 1. ассимиляция 2. биосинтез 3. гаметогенез 4. бесполое 5. половое | ||||||||||
2.6. | Основные царства клеточных организмов: | 1. архебактерии. 2. грибы. 3. животные. 4. настоящие бактерии. 5. растения. 6. вирусы. | ||||||||||
2.7. | Надцарства живых организмов (по организации ядерного аппарата): | 1. прокариоты - доядерные. 3. вирусы и фаги. 4. клеточные. 2. эукариоты - ядерные. 5. неклеточные. | ||||||||||
2.8. | Империи живых организмов: | 1. вирусы. 2. прокариоты. 3 клеточные. 4. неклеточные. 5. эукариоты. | ||||||||||
2.9. | Общие свойства вирусов: | 1. не имеют клеточного строения. 2 способны размножаться только в клетках. 3 имеют все мембранные структуры. 4. представляют субмикроскопические образования из белка и нуклеиновой кислоты. | ||||||||||
2.10. | Общие свойства вирусов: | 1. имеют мембранные структуры. 4. внутриклеточные паразиты. 3. не имеют клеточного строения. 4. поражают только человека. | ||||||||||
2.11 | Свойства живых организмов: | 1. раздражимость. 2. самовоспроизведение. 3. саморегуляция. 4. способность к росту и развитию. 5. закрытость. | ||||||||||
2.12. | Уровни организации живых систем: | 1. биоценотический. 2. географический. 3. физический. 4. популяционно-видовой. 5. химический. | ||||||||||
3. Тесты на соответствие | ||||||||||||
3.1. | Соответствие: 1. Вирусы. 2. Прокариоты. 3. Эукариоты. | 1. Клетки, не имеющие ядра. 2. Неклеточные формы жизни. 3. Клетки, имеющие ядро. | ||||||||||
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно») | ||||||||||||
4.1. | Характерные свойства живых организмов – раздражимость. | |||||||||||
4.2. | Существуют две империи живых организмов. | |||||||||||
4.3. | Клетки прокариоты не имеют ядер. | |||||||||||
4.4. | Вирусы – это клеточные формы жизни. | |||||||||||
5. Тесты на упорядочение | ||||||||||||
5.1. | Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему): | 1. популяция 2. вид 3. биогеоценоз 4. клетка | ||||||||||
5.2. | Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему): | 1. биоценоз 2. биогеоценоз 3. популяция 4. биосфера | ||||||||||
5.3. | Последовательность в структурной иерархии уровней живой материи (от низшего к высшему): | 1. биогеоценозы 2. популяции 3. организмы 4. клетки | ||||||||||
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | ||||||||||||
6.1. | Представление о структурности органического мира (структурно- функциональные объединения составляющих элементов) … организации живого. | |||||||||||
6.2. | Способ деления клеток в результате которого диплоидный набор хромосом уменьшается вдвое и становится гаплоидным ... . | |||||||||||
6.3. | Основной способ деления клеток в результате которого из одной клетки образуются две идентичные исходной дочерние клетки ... . | |||||||||||
6.4. | Свойство организмов воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни ... . | |||||||||||
6.5. | Наименьшей единицей организации (структуры и функции) живых организмов является .... | |||||||||||
II. Практическое занятие (2 часа) | ||||||||||||
1. | Заслушивание докладов. | |||||||||||
2. | Разбор определений основных понятий. | |||||||||||
3. | Опрос студентов по заданиям практикума. | |||||||||||
4. | Промежуточный контроль №3 по темам (тема 6. Мегамир. Эволюция Вселенной, тема 7. Микромир. Элементарные частицы, тема 8. Химия и геология в современном естествознании). | |||||||||||
Темы докладов | ||||||||||||
1. | Предмет биологии. Ее структура и этапы развития. | |||||||||||
2. | Разнообразие жизни на Земле. | |||||||||||
3. | Сущность живого, его основные признаки. | |||||||||||
4. | Структурные уровни живого. | |||||||||||
5. | Клетка как элементарная единица живого. |
После изучения Тема 10.«Особенности биологического уровня организации материи» студент должен:
иметь представление:
· об особенностях биологического уровня организации материи;
знать:
· свойства живых систем;
· структурные уровни организации живого;
· строение клетки.
Заключение
Заключительное занятие |
1. Краткий обзор пройденного материала по схеме-конспекту «Структура учебной дисциплины «Естественнонаучная картина мира». |
2. Подведение итогов, подсчет итогового балла по текущей успеваемости студента, заполнение Рейтинг-листа. |
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник . – Новосибирск: ЮКЕА, 1997.- 832 с.
Дополнительная литература:
1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. – 4-е изд., стереотип. –СПб., М.: Лань, 2004. – 224 с.
2. Иванов А.И. Основы современного естествознания: Учебное пособие. – Волгоград.: Волгоградский гос. университет, 2000. – 228с.
3. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – М.: ЛОГОС, 2001. – 368с.
4. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания. Учебник. – 2-е изд. – М.:Дашков и К*, 2005. – 692с.
5. Философия современного естествознания: Учебное пособие / Под. общ. ред. С.А. Лебедева. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304с.
6. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций- М.: ВЛАДОС, 2000. – 512с.
Институт естественных наук и математики