Тема: Учение о биосфере Земли
1. Понятие биосферы. Развитие учения о биосфере.
2. Учение о ноосфере Т. де Шардена.
3. Биогеохимическая концепция биосферы В.И. Вернадского, ее принципиальные положения.
4. Строение и границы биосферы. Функции живого вещества.
5. Понятие и особенности техносферы. Ноосфера в концепции В.И. Вернадского.
6. Современные представления о биосфере.
Рекомендуемая литература
1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций: учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных направлений и специальностей. – СПб.: Лань; М.: Омега–Л, 2004.
2. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 2000.
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособиедля студентов вузов по гуманитарным специальностям. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов по гуманитарным специальностям. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2012.
Семинарское занятие 12
Тема: Космизм как явление культуры и науки
1. Космизм как явление культуры и элемент современных научных воззрений.
2. Гелиобиологическая концепция А.Л. Чижевского. Разработка теории аэроионификации и её практическое применение в народном хозяйстве.
3. «Космическая философия» К.Э. Циолковского.
4. Л.Н. Гумилев и его концепция этногенеза.
5. Антропный принцип в современной науке.
Рекомендуемая литература
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2009.
2. Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. – М., 2000.
3. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. – М., 2001.
4. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. – М., 2000.
5. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 2000.
Примеры итоговых тестовых заданий по курсу
«Современная естественнонаучная картина мира»
1. Сциентизм – это идеология в основе которой лежит...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Фундаментальными физическими видами взаимодействий являются (не менее 2):
а) гравитационное;
б) сильное;
в) слабое;
г) химическое.
3. Правильная последовательность эр в геологической истории Земли:
а) кайнозойская________
б) архейская___________
в) палеозойская________
г) протерозойская______
д) мезозойская_________
4. Соответствие между фамилиями ученых и их идеями:
Законы распределения наследственных признаков | Ч. Дарвин |
Эволюция путем случайных изменений, подвергающихся естественному отбору | Ж. Ламарк |
Эволюция путем наследования приобретенных признаков | Г. Мендель |
5. Совокупность внешних признаков организма – это …
а) архетип;
б) геном;
в) генотип;
г) фенотип.
6. Неотъемлемым элементом научного познания действительности является ______________________________проверка гипотез, теорий, моделей.
7. Основу специальной теории относительности составляют постулаты:
а) скорость света в вакууме постоянна и не зависит от движения источника и приемника света;
б) все физические процессы во всех инерциальных системах отсчёта протекают одинаково;
в) скорость света зависит от выбора системы отсчета;
г) все механические процессы во всех инерциальных системах отсчёта протекают одинаково.
8. Правильная последовательность иерархии уровней живой материи (от высшего к низшему):
а) биоценоз_______
б) биосфера_______
в) клетка_________
г) организм______
9. Основная функция продуцентов в биосфере –
а) превращение простых органических веществ в сложные, в т.ч. белки;
б) преобразование солнечной энергии в химическую в процессе фотосинтеза, превращение неорганических веществ в простые органические;
в) разложение мертвого органического вещества до простых органических и неорганических веществ, доступных для последующего вовлечения в биогеохимические циклы химических элементов в биосфере.
10. Изучив историю 80 стран народов за 2 500 лет, А.Л. Чижевский показал, что общественная возбудимость (революции, войны и т.д.) в годы максимума солнечной активности...
а) не зависит от активности Солнца;
б) возрастает;
в) падает;
г) не меняется.
11. Первое издание Красной книги вышло в свет в...
а) 1922 г.
б) 1945 г.
в) 1963 г.
г) 2000 г.
Реферат к курсу
«Естественнонаучная картина мира»
Реферат – (от лат. refero — докладываю, сообщаю, доношу, излагаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Также это доклад на заданную тему по определенным источникам. Обычно целью реферата является демонстрация знаний студентов по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.
Реферат, как и любой документ, пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами.
Выбор темы реферата
Тема реферата выбирается из предлагаемого списка и должна быть интересной студенту. Тема не должна повторяться в пределах учебной группы. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 5-7 источников.
Содержание и структура реферата
Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:
1. Определить и выделить проблему
2. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему
3. Провести обзор выбранной литературы
4. Логично изложить материал