Вращающий момент асинхронной машины
2.4.1. Вращающий (электромагнитный) момент асинхронной машины
Для вывода формулы этого момента предварительно рассмотрим энергетическую диаграмму асинхронного двигателя (рис.1).
1. Активная потребляемая мощность из сети
2. В статоре имеются потери в обмотках
и магнитные потери Рмг, которые определяются из опыта холостого хода (см. рис.2).
3. Рэм – электромагнитная мощность
,
она электромагнитным путем передается на ротор. В роторе потерями в стали пренебрегаем, т.к. f = (2 - 3)Гц.
4. Потери в обмотке ротора Рэл2 определим ниже. Рмех – механические потери определяем из рис.2. Рдоб – добавочные потери принимаются равными 0,5% от Р1. Рмех - полная механическая мощность.
Мощность на валу
КПД -
М - электромагнитный момент, создаваемый в результате взаимодействия вращающего магнитного поля с током в роторе (предварительное определение). Электромагнитный момент двигателя должен уравновесить момент на валу – М2 и момент холостого хода М = М2 + М0 .
Выразим электромагнитную и полную механическую мощность через электромагнитный момент.
Pэм = M×w1,
где w1 - угловая скорость поля статора.
Pмех = M×w,
где w - угловая скорость ротора.
Потери в обмотке ротора
итак .
Потери в меди (алюминии) обмотки ротора зависят от электромагнитной мощности и скольжения и прямо от параметров не зависят. Для уменьшения этих потерь номинальное скольжение должно быть как можно меньше.
Исходя из этого выражения, получим формулу электромагнитного момента
, откуда (1).
Используя Г-образную схему замещения получим
(2)
Подставив уравнение (2) в уравнение (1) получим
если , тогда
. Зависимость M = f(S)
Зависимость электромагнитного момента от скольжения называется механической характеристикой. Из выражения видно, что электромагнитный момент асинхронного двигателя зависит от U2 квадрата подведенного напряжения, т.е. если U уменьшить на 10%, то момент уменьшится на 19%. При постоянных параметрах схемы замещения зависимость электромагнитного момента от скольжения представлена на рис.3.
Пояснение зависимости M = f(S).
Область от S = 0 ¸ Sкр
При малом скольжении X2S » 0, тогда ток в роторе активному току, с увеличением S M
Момент зависит от потока и активной составляющей тока в роторе
В области Mmax начинает проявляться индуктивное сопротивление X2S.
Область скольжений S = Sкр ¸ 1
В этой области с увеличением скольжения S увеличивается индуктивное сопротивление ротора X2S = X2×S засчет которого увеличивается угол y2 между ЭДС и током (см. рис. 4), активная составляющая при этом уменьшается, а cледовательно уменьшается и момент, т.е. S X2S M¯
На рис.3 ток, при S = 1 равен пусковому, который в 5-7 раз больше номинального. При S = 0 ток I1 ¹ 0, т.к. при S = 0 двигателем потребляется реактивная мощность для создания вращающего поля, кроме того, двигателем потребляется активная мощность на покрытие потерь в статоре.
При S = 0 ток ротора , т.к.
Кривая зависимости M = f(S) характеризуется тремя моментами:
а) Пусковой момент Мп при S = 1
б) Максимальный момент Мmax ® Sкр
в) Номинальный момент МН ® SН
Отношение максимального (критического) момента к номинальному, называется перегрузочной способностью