Протонно-нейтронная модель ядра атома. Дефект масс атомных ядер. Энергия связи ядра.
Представить протонно-нейтронную модель ядра атома. Перечислить свойства ядерных сил. Объяснить, что такое дефект масс. Записать, как определяется энергия связи ядра и удельная энергия связи ядра.
28. Естественная радиоактивность, α, β, γ-юлучения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.
Дать определение понятию: «естественная радиоактивность: α, β, γ-излучения. Объяснить, что такое период полураспада и как его вычислить. Записать закон радиоактивного распада.
29. Ядерные реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях. Энергетический выход ядерных реакций.
Ввести понятие «ядерные реакции». Сформулировать законы сохранения в ядерных реакциях. Объяснить, что такое энергетический выход ядерных реакций и записать формулу для расчета.
Реакция деления тяжелых ядер. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.
Раскрыть сущность реакции деления тяжелых ядер. Объяснить суть протекания цепных ядерных реакций. Объяснить принцип работы ядерного реактора.
Элементарные частицы, их современная классификация. Взаимные превращения элементарных частиц. Античастицы.
Ввести понятие: «элементарные частицы» и привести их современную классификацию. Рассказать о взаимных превращениях элементарных частиц: античастицы.
Зам. директора по учебной работе _____________ И. В. Гриневич
Экспериментальное задание
«Определение внутреннего сопротивления источника электрической энергии и его ЭДС»
Оборудование:резистор, амперметр, вольтметр, источник тока, соединительные провода.
А |
V |
1. Собрать электрическую цепь по схеме.
2. Измерить силу тока I1 и напряжение U1 в цепи.
3. Изменив сопротивление при помощи реостата, измерить
силу тока I2 и напряжение U2 в цепи.
4. Вычислить ЭДС и внутреннее сопротивление из системы: .
Экспериментальное задание
«Определение направления индукционного тока по правилу Ленца в первом опыте Фарадея»
Оборудование: магнит, катушка, гальванометр, провода.
Порядок выполнения
1. Подключить катушку к гальванометру.
2. Внести внутрь катушки магнит. Заметить направление отклонения стрелки гальванометра и определить направление индукционного тока.
3. Используя правило Ленца определить теоретически направление тока.
4. Сравнить полученные результаты.
5. Опыт провести при выдвижении магнита.
6. Сделать вывод о полученных результатах.
Экспериментальное задание
«Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити»
Оборудование: Секундомер, линейка, груз с отверстием, нить, штатив.
Порядок выполнения
1. Установить на краю стола штатив. Закрепить в лапке штатива нить с грузом. Длину нити берем 0,5 м
2. Возбудить колебания маятника, отклонив шарик в сторону на небольшой угол.
3. Измерить время для N=50 колебаний маятника. Определить период колебаний
4. Опыт повторить для нити длиной 1 м. а также 1,5 м. Сделать вывод.
Экспериментальное задание
«Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»
Оборудование: Секундомер, линейка, груз с отверстием, нить, штатив.
Порядок выполнения
1. Установить на краю стола штатив. Закрепить в лапке штатива нить с грузом. Длина нити берется от 1м до 1.5 м.
2. Измерить линейкой длину нити маятника .
3. Возбудить колебания маятника, отклонив шарик в сторону на небольшой угол ( ) и отпустить его.
4. Измерить время для 50 колебаний маятника.
5. Вычислить ускорение свободного падения по формуле: .
Экспериментальное задание
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Оборудование:двухтрубный спектроскоп.
Порядок выполнения
1. Наблюдение сплошного спектра дневного света.
2. Наблюдение спектра накалённого металла.
3. Наблюдение спектров криптона и водорода
4. Наблюдение спектра люминесцентной лампы
5. Сделать вывод
Экспериментальное задание
«Изучение колебания математического маятника»
Оборудование: Секундомер, линейка, груз с отверстием, нить, штатив.
Порядок выполнения
1. Установить на краю стола штатив. Закрепить в лапке штатива нить с грузом. Длина нити берется от 1м до 1.5 м.
2. Измерить линейкой длину нити маятника .
3. Возбудить колебания маятника, отклонив шарик в сторону на небольшой угол ( ) и отпустить его.
4. Измерить амплитуду А колебаний маятника после 2-3 полных колебаний.
5. Измерить время для N=50 колебаний маятника.
6. Определить период колебаний
7. Рассчитать частоту колебаний груза
8. Написать уравнение гармонических колебаний
Экспериментальное задание
«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза»
Оборудование:штатив, пружина, грузы, линейка
Порядок выполнения
- Подвесить два груза к пружине
- Растянуть пружину на 2-5 см.
- Определить время 100 колебаний
- Рассчитать период колебаний по формуле:
- Опыт повторить для трех и четырех грузиков
- Сделать вывод
Экспериментальное задание
«Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы»
Оборудование:линза, источник света, экран, линейка.
Порядок выполнения
1. Расположить источник света, линзу и экран на одной прямой.
2. Плавно передвигая линзу получить на экране четкое изображение источника.
3. Измерить расстояние от предмета до линзы d и от линзы до изображения f.
4. Рассчитать оптическую силу линзы по формуле: .
5. Рассчитать фокусное расстояние линзы по формуле: .
Экспериментальное задание
«Определение одной из двух собирающих линз, имеющей большую оптическую силу (меньшее фокусное расстояние)»
Оборудование:линзы, источник света, экран, линейка.
Порядок выполнения
1. Расположить источник света, линзу и экран на одной прямой.
2. Плавно передвигая линзу получить на экране четкое изображение источника.
3. Измерить расстояние от предмета до линзы d и от линзы до изображения f.
4. Рассчитать оптическую силу линзы по формуле: .
5. Рассчитать фокусное расстояние линзы по формуле: .
6. Для второй линзы проделать пункты 1-5 и сделать вывод
Экспериментальное задание
«Определение показателя преломления стекла, проверка закона преломления света»
Оборудование: стеклянная пластинка, подъемный столик, транспортир.
Порядок выполнения
1. Начертить в тетради горизонтальную прямую линию, опустить к ней перпендикуляр.
2. Начертить произвольно луч падения 1 к точке пересечения горизонтальной линии с перпендикуляром О.
3. Под горизонтальной линией расположите стеклянную пластинку.
4. На нижней грани пластинки поставить точку А там, где выйдет падающий луч 2.
5. Убрав пластинку, соединить точку О с точкой А.
Полученная прямая – луч преломления.
6. Отметить угол падения α, и угол преломления β.
Транспортиром измерить эти углы и определить синусы измеренных углов.
7. Вычислить показатель преломления
8. В случае проверки закона преломления взять показатель преломления у преподавателя.
Экспериментальное задание
«Проверка выполнимости принципа обратимости световых лучей»
Оборудование: стеклянная пластинка, подъемный столик, транспортир.
Порядок выполнения
1. Начертить в тетради горизонтальную прямую линию, опустить к ней перпендикуляр.
2. Начертить произвольно луч падения 1 к точке пересечения горизонтальной линии с перпендикуляром О.
3. Под горизонтальной линией расположите стеклянную пластинку.
4. На нижней грани пластинки поставить точку А там, где выйдет падающий луч 2.
5. Убрав пластинку, соединить точку О с точкой А.
6. По другую сторону пластинки параллельно падающему лучу провести линию, проходящую через конец преломленного луча.
7. Вернуть пластинку на место и посмотреть через нее на лучи. Должна получится прямая линия. Их расположение не должно зависеть от направления просмотра.
Экспериментальное задание
«Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»
Оборудование: Прибор для определение длины световой волны, штатив, дифракционная решетка, лампа накаливания.
Порядок выполнения
1. Закрепить в штативе прибор для определения длины световой волны.
2. Установить в приборе для измерения длины световой волны дифракционную решетку и направить на лампу накаливания.
3. Измерить по шкале бруска расстояние b от экрана прибора до дифракционной решетки.
4. Определить расстояние от нулевого деления шкалы экрана до середины полосы искомого цвета спектра первого порядка как слева ( ), так и справа ( ) и вычислить среднее значение а
5. Определить период дифракционной решетки d.
6. Определить длину волны электромагнитного излучения по формуле .
Экспериментальное задание
«Определение массы водяных паров в учебной аудитории»
Оборудование:конденсационный гигрометр, термометр, эфир
Порядок выполнения задания
1. Налить эфир в камеру гигрометра.
2. Установить термометр в камеру гигрометра.
3. При помощи груши продувать воздух через эфир и внимательно следить за полированной поверхностью стенки камеры, сравнивая её с поверхностью кольца. Заметив появление росы (начало запотевания), записать температуру (tp)
4. По таблице № 4 определить плотность пара при температуре точки росы.
5. По данным размерам кабинета вычислить его объём.
6. Рассчитать массу водяного пара по формуле m=ρV
Экспериментальное задание
«Определение массы воздуха в учебной аудитории»
Оборудование:барометр-анероид, термометр
Порядок выполнения задания
1. Измерить с помощью барометра атмосферное давление и перевести его в паскали (1мм.рт.ст.= 133 Па)
2. Измерить температуру воздуха и выразить её в К .
3. По данным размерам кабинета вычислить его объём (в м3)
4. С помощью уравнения Менделеева-Клапейрона вычислить массу воздуха в кабинете. Молярная масса воздуха
Экспериментальное задание
«Определение относительной и абсолютной влажности воздуха»
Оборудование: конденсационный гигрометр, термометр, эфир
Порядок выполнения задания
1) Измерить температуру окружающего воздуха.
2) Наполнить камеру гигрометра эфиром.
3) Установить термометр в камеру гигрометра.
4) При помощи груши продувать воздух через эфир и внимательно следить за полированной поверхностью стенки камеры сравнивая её с поверхностью кольца. Заметив появление росы (начало запотевания), записать температуру.
5) Продолжая наблюдение, отметить момент исчезновения росы и соответствующую температуру.
6) Определить температуру точки росы как среднее арифметическое измеренных температур.
7) По таблице определить плотность пара соответственно при температуре точки росы и комнатной.
8) Записать значение абсолютной влажности и вычислить относительную влажность воздуха
Экспериментальное задание
«Изучение изотермического процесса»
Оборудование: трубка диаметром 40 мм с резиновой пробкой, трубка со шкалой, хомутик, барометр-анероид.
Порядок выполнения работы:
1) Наполнить трубку водой комнатной температуры так, чтобы уровень воды не доходил до края трубки на 80-100 мм.
2) Определить первое состояние воздуха, для чего:
- измерить длину трубки со шкалой;
- определить объем воздуха в трубке , считая, что он численно равен длине трубки;
- при помощи барометра определить атмосферное давление . Вычислить произведение (в условных единицах).
3) Определить второе состояние воздуха, для чего:
- трубку со шкалой опустить незапаянным концом в воду до дна;
- измерить высоту столба воды , вошедшей в трубку со шкалой;
- вычислить длину столба воздуха в трубке со шкалой по формуле:
- определить объём воздуха в трубке , считая, что он численно равен длине
- вычислить давление , под которым находится воздух в трубке по формуле:
, где h высота равная разности уровней воды в трубках;
- вычислить произведение .
Экспериментальное задание
«Изучение изобарного процесса»
Приборы и принадлежности: узкая стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд высотой 400 мм и диаметром 40—50 мм, наполненный горячей водой (60 °С), сосуд с водой комнатной температуры, пластилин, линейка измерительная с миллиметровыми делениями, термометр, штатив.
Вывод расчетной формулы
Для проверки изобарного процесса измерим объем и температуру одного и того же количества газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверим правильность равенства
V1/T1 = V2/T2
Объем V1 = Sl1, a V2 = Sl2, где S - площадь поперечного сечения трубки, l1 и l2 - длины столбов газа, соответственно, в первом и втором, его состояниях. Считая S неизменной, получим
T1/T2 = l1/ l2
Порядок выполнения работы
1. Измерьте длину l1 стеклянной трубки. Результаты измерений занесите в таблицу.
2. Поместите трубку открытым концом вверх на 3-5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой t1≈60°C (рис.а).
3. Измерьте температуру воды Т1 в трубке. Результат измерений занесите в таблицу.
4. Плотно залепите открытый конец трубки пластилином. Выньте трубку из сосуда с горячей водой и сразу же опустите ее в сосуд с водой комнатной температуры t2≈20°С закрытым концом вниз (рис.б). Под водой снимите пластилин.
5. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После окончания подъема воды (рис.в) объем воздуха в трубке станет V2, а давление р =p0−ρgh.
6. Для того чтобы давление воздуха в трубке стало атмосферным (р0), необходимо опустить трубку в сосуд до такой глубины, чтобы уровни воды в трубке и сосуде были одинаковыми (рис.г). Это и будет второй объем воздуха в трубке при температуре T2. Измерьте температуру Т2 и высоту l2 воздушного столба в трубке. Результаты измерений занесите в таблицу.
7. Эксперимент повторите несколько раз. Результаты измерений запишите в таблицу.
8. Сделайте вывод.
Экспериментальное задание
«Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»
Оборудование: 1. Бюретка с краном. 2. Весы учебные с разновесом или электронные. 3. Сосуд для сбора капель при их регулировании. 4. Сосуд для сбора капель.
Порядок выполнения работы:
1. Определить массу пустого сосуда для сбора капель, взвесив его.
2. Подставить под капельницу сосуд и, плавно открывая кран, добиться медленного отрывания капель (капли должны падать друг за другом через 1-2 с).
3. Подставить пустой взвешенный сосуд под бюретку и отсчитать N=50 капель.
7. Измерить массу сосуда с каплями
8. Определить массу капель .
9. Повторить опыт, собрав в сосуд N=100 капель.
10. Вычислить поверхностное натяжение по формуле , где диаметр канала бюретки d=2 мм.