Работа двигателя постоянного тока.
Принцип действия основан на использовании явления выталкивания проводника с током из магнитного поля. При подаче напряжения на обмотку возбуждения машины, она создаёт основной магнитный поток. Если подать напряжение на обмотку якоря, то витки с током якоря будут находиться в магнитном поле полюсов машины, и на проводники витков будут действовать выталкивающие силы, создавая вращающий момент.
Вращающие моменты витков направлен в одну сторону, поэтому складываются и образуют вращающий момент машины, который зависит:
1) Мвр = См Ф Iя , где См – конструктивная постоянная машины
Ф – магнитный поток
Iя – ток якоря
Прим. Конструктивная постоянная зависит от конструкции конкретной машины, т.е. количества пар полюсов - p, числа параллельных ветвей, по которым проходит ток в обмотке якоря - 2а и числа проводников обмотки якоря N (См= p N/2аπ).С другой стороны конструктивная постоянная зависит от геометрии машины, учитывая, чтоМвр=F*d (F-выталкивающая сила, d –диаметр якоря), F=B*I*L, а B=Ф/S, получается, что См = L d/ S.
Под действием вращающего момента якорь начинает вращаться, и на его вал будут действовать силы сопротивления (трение о щётки, сопротивление воздуха, сопротивление от рабочего механизма и т.д.), которые образуют момент сопротивления.
Возможны 3 режима работы двигателей:
1) Вращающий момент больше момента сопротивления и частота вращения увеличивается Мвр > Мс
2) Вращающий момент меньше момента сопротивления и частота вращения уменьшается Мвр < Мс
3) Вращающий момент равен моменту сопротивления и частота вращения постоянна
Мвр = Мс
При вращении якоря его витки пересекают магнитные силовые линии поля, и в них индуктируется ЭДС. Эта ЭДС в двигателе направлена против тока якоря, поэтому её называют противоЭДС (обозначается Е).
2) Е = Сn Ф n ,где n – частота вращения
Прим. Конструктивная постоянная Сn (учитывая что ЭДС одиночного проводника E=B*V*L), зависит от радиуса якоря, его частоты вращения и длины всех проводников, т.е. числа витков или определяется по формулеСn =p N/60а
В двигателях напряжение, приложенное к обмотке якоря всегда больше противоЭДС
U > E , т.е.
3) U = Е + I Rя
Из третьей формулы можно определить, от чего зависит ток двигателя.
4) I = U – E
Rя
Это есть закон Ома для двигателя постоянного тока.
Из второй и третьей формулы можно найти, от чего зависит частота вращения двигателя.
5) n = U – I Rя
СnФ
Это значит, что регулировать частоту вращения n, т.е.
скорость машины можно двумя способами:
1) увеличить напряжение набором позиций;
2) уменьшить магнитный поток (ослабление поля).
3.5. Типы двигателей постоянного тока.
По способу соединения обмотки возбуждения с обмоткой якоря различают 4 типа электродвигателей:
1) с независимым возбуждением(обмотка возбуждения не соединяется с обмоткой якоря, и её питание осуществляется от отдельного источника)
|
|
|
|
|
|
2) с параллельным возбуждением(шунтовой)
Для создания большего магнитного потока обмотка возбуждения имеет большое количество витков, но при этом потребляется относительно небольшой ток.
|
| |||
|
|
3) с последовательным возбуждением (сериесный)
|
|
|
|
4) со смешанным возбуждением(когда имеется 2 обмотки возбуждения: одна соединяется параллельно, а другая последовательно)
|
| |||
|
|
|