Петлевая обмотка обычно используется при больших токах, т.е. в тяговых двигателях электровозов и тепловозов.
3.2.2. Волновая обмотка.
При волновой обмотке начало первой секции припаивают к первой коллекторной пластине, а конец через несколько пластин, например к пятой. При этом шаг по коллектору составляет 1-5 (на рис. 94 (б) шаг по коллектору 1-14). При этом первая секция расположена под одной парой полюсов, а вторая под другой парой полюсов. Но все равно, конец последней секции припаивается к началу первой. Таким образом, обмотка якоря так же представляет собой замкнутую катушку, которая при помощи щеток делится на параллельные ветви. Для правильного распределения тока по виткам якоря, при простой волновой обмотке достаточно поставить всего две щетки. Таким образом, будет образовываться всего две параллельные ветви независимо от количества полюсов.
Но в реальных электрических машинах, для уменьшения плотности тока под щеткой, количество щеток увеличивают. Причем, одноименные щетки устанавливают на расстоянии начала и конца одной секции. При этом количество параллельных ветвей изменяться не будет. Ток при волновой обмотке независимо от количества полюсов идет по двум параллельным ветвям.
Волновая обмоткаприменяется при больших напряжениях (1500-3000В), т.е. во вспомогательных машинах локомотивов и, в частности, в тяговых двигателях электропоездов.
Из приведенного рисунка видно, что лобовые изгибы при петлевой обмотке загнуты вовнутрь витка, а при волновой обмотке –наружу витка.
Примечание: Сравнение петлевой и волновой обмоток.
- Условия: Допустим, имеется 4-х полюсная машина постоянного тока, с 4-мя щетками. Количество пазов в сердечнике якоря рассчитано на 16 секций(витков). Сечение провода, из которого делают витки обмотки якоря рассчитан на допустимый ток – 10А. Допустимое напряжение между соседними коллекторными пластинами, по условиям изоляции, составляет – 30 В.
|
|
|
Таким образом, данная электрическая машина с петлевой ООО
|
|
|
Таким образом, данная машина с волновой обмоткой рассчитана
на напряжение не выше 210В и способна пропустить
через себя ток не более 20А.
Вывод: Электрические машины с петлевой обмоткой способны пропустить через себя больший электрический ток, но выдерживают значительно меньшее напряжение, чем машины с волновой обмоткой.
Уравнительные соединения.
Из-за технологических допусков при изготовлении электрической машины, в параллельных ветвях обмотки якоря возникают различные ЭДС. Под действием этой разницы ЭДС возникают уравнительные токи, которые замыкаются через одноименные щетки машины. Эти токи перегружают отдельные щетки, что способствует повышенному искрению под ними. Для разгрузки щеток от уравнительных токов применяют уравнительные соединения. Уравнительные соединения укладываются под лобовыми изгибами витков обмотки якоря и соединяют между собой те коллекторные пластины , которые на данный момент будут замыкаться одноименными щетками. ( исходя из рисунка .102- это 1к.пл. с10 к.пл.; 2-я с 11; 3-я с 12 и т.д.)
Примечание: при волновой обмотке уравнительные соединения не ставятся, так как её секции обмотки поочередно выполняют функцию уравнительных соединений.