Преподаватели: Н.Н.Ермакова
Т.П.Никишина
Количество билетов - 26
О. Муром
Год
Рассмотрено методической комиссией « 27» ноябрь 2012г. Председатель ____________ | Экзаменационный билет №1 По_______ физике______ Группа _______________ | «Утверждаю» Зам.директора по УР ____________В.С.Антонова « » декабря 2012 г. |
Рассмотрено методической комиссией « 27» ноября 2012 г. Председатель ____________ | Экзаменационный билет №2 По_______ физике______ Группа _______________ | «Утверждаю» Зам.директора по УР ____________В.С.Антонова « » декабря 2012 г. |
1. Механическое движение и его виды. Относительность движения. Система отсчета. Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.
2. Экспериментальные задания по теме «Элементы электростатики»: наблюдение явления электризации тел.
3.Текст по разделу «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание опыта. Задание на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.
Изучение космических лучей.
В 1896 г. французский физик А.Беккерель открыл ионизирующее действие быстрых заряженных частиц на эмульсию фотопластинки. Фотоэмульсия содержит большое количество микроскопических кристалликов бромида серебра. Быстрая заряженная частица, пронизывая кристаллик, отрывает электроны от отдельных атомов брома. Цепочка таких кристалликов образует скрытое изображение, при проявлении в этих кристалликах восстанавливается металлическое серебро и цепочка зерен серебра образует трек частицы.
Эти опыты Беккерели легли в основу создания метода изучения космических лучей и ядерных процессов, разработанных Л.С.Мысовским, А.П.Ждановым и др. Наблюдения показали, что -частицы, попадая в эмульсию фотопластинки под острым углом к ее поверхности, оставляют в ней характерный след. становящийся видимым в микроскоп после проявления. Пробег альфа-частицы в фотоэмульсии вследствие большой плотности среды составляет несколько десятков микрометров. У обычных фотопластинок слой
фоточувствительной эмульсии имеет толщину всего около 20 мкм. Для ядерных исследований изготавливают пластинки с тридцатикратной и более толщиной
светочувствительного слоя (до 600 и даже 1000 мкм) и применяют мелкозернистые эмульсии, позволяющие запечатлеть след протонов.
Изучение следов космических частиц в толстослойных фотопластинках, поднятых с помощью ракет на высоту 100 км не оставляет сомнение в том, что первичными частицами космического излучения являются главным образом протоны и в меньшем количестве альфа-частицы ядра других более тяжелых элементов. -
Интенсивность первичных космических лучей равна примерно 100000 МэВ/мин на 1 см 2 в единице телесного угла.
По порядку величины энергия, приносимая на Землю космическим излучением, примерно равна энергии, получаемой Землей от звезд.
Ответьте на вопросы:
1 .Можно ли для регистрации космических лучей использовать фотопластинки, применяемые при обычном фотографировании?
2.Как, изучая трек частиц, можно определить массу частиц?
3.Как, изучая трек частиц, можно определить энергию частиц?
4.Каковы преимущества метода фотоэмульсий перед другими методами исследования частиц?
Преподаватель _____________
Рассмотрено методической комиссией «27 » ноября 2012 г. Председатель ____________ | Экзаменационный билет №3 По_______ физике______ Группа _______________ | «Утверждаю» Зам.директора по УР ____________В.С.Антонова « » декабря 2012 г. |
1. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
2. Экспериментальное задание по теме Оптика»: наблюдение изменения энергии отраженного и преломленного световых пучков.
З.Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание использования законов МКТ и термодинамики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих на основе работы описанного устройства.
Тепловая машина
В современной технике механическую энергию в основном получают за счет внутренней энергии топлива. Устройства, в которых происходят преобразование внутренней энергии в механическую, получили название тепловых двигателей. Если в цилиндре есть поршень, который может свободно перемещаться, то можно заставить перемещаться этот поршень за счет расширения газа, т.е. газ совершает работу. В этом случае газ называют рабочим телом. Чтобы двигатель работал непрерывно, необходимо, чтобы поршень после расширения газа каждый раз возвращался в исходное положение, сжимая газ до первоначального положения. Сжатие газа может происходить только под действием внешней силы, который при этом совершает работу. После этого вновь могут происходить процессы расширения сжатия газа. Следовательно, работа теплового двигателя должна состоять из периодически повторяющихся процессов расширения и сжатия.
Рассмотрим принцип работы поршневого двигателя. В таком двигателе рабочим телом является газ, который давит на поршень, вследствие чего поршень перемещается. При расширении газа возникает движение поршня, которое передается валу двигателя с укрепленным на ним маховиком. для сжатия газа поршень должен переместиться под действием внешней силы в противоположном направлении. Это движение совершается за счет кинетической энергии, запасенной маховиком в процессе расширения газа.
Если работа сжатия газа меньше работы расширения газа, то мы получим полезную работу, т.е. каждому значению объема газа при сжатии должно соответствовать меньшее давление, чем при расширении. давление газа при одном и том же объеме тем меньше, чем ниже его температура. Поэтому газ перед сжатием должен быть охлажден. для этого его необходимо привести в контакт с телом, имеющим более низкую температуру. Это тело называют холодильником.
Нагреватель, рабочее тело и холодильник — основные части теплового двигателя. В координатных осях pV графически представлен процесс расширения газа (линия АВ) и сжатия до первоначального объема (линия СD).
Ответьте на вопросы:
1. Чему численно равна площади фигуры АВЕF?
2. Чему численно равна площадь фигуры DCEF?
3. Чему численно равна площадь фигуры АВСD?
4. Может ли коэффициент полезного действия тепловой машины быть больше единицы? Ответ
обоснуйте.
Преподаватель_________________
Рассмотрено методической комиссией « 27 » ноября 2012 г. Председатель ___________ | Экзаменационный билет № 4 По ____физике______ Группа________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УР ___________В.С.Антонова « » декабря 2012 г. |
1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе и технике.
2. Экспериментальное задание по теме «Молекулярная физика»: наблюдение изменения
давления воздуха при изменении температуры и объема.
3. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание физических явлений или
процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание
физических терминов, определение явления, его признаков или объяснения явления при
помощи имеющихся знаний.
Молния.
Наблюдали ли вы молнию? Красивое и небезопасное явление природы! Уже в середине XIII в. ученые обратили внимание на внешнее сходство молнии и электрической искры. Высказывалось предположение, что молния - это электрическая искра. Когда же она возникает? Соберем установку: к двум шарикам, закрепленным на изолирующих штативах и находящимися на некотором расстоянии друг от друга, подключим батарею конденсаторов. Начнем заряжать конденсаторы от электрической машины.
По мере заряжения конденсатора увеличивается разность потенциалов между
электродами, а следовательно, будет увеличиваться напряженность поля в газе. Пока
напряженность поля невелика, между шариками нельзя заметить никаких изменений. Однако при достаточной напряженности поля (30 000 В/см) между электродами появляется
электрическая искра, имеющая вид ярко светящегося извилистого канала, соединяющего об
электрода. Газ вблизи искры нагревается до высокой температуры и расширяется, отчего
возникают звуковые волны, и мы слышим характерный треск.
Опыты с атмосферным электричеством, проводимые М.В.Ломоносовым и Франклином независимо друг от друга, доказали, что грозовые облака несут в себе большие электрические заряды и что молния - это гигантская искра, ничем не отличающаяся от искры между шариками.
Ответьте на вопросы:
1 .Зачем в описанном опыте применяли батарею конденсаторов?
2.К какому виду разрядов можно отнести молнию?
3.Когда между облаками проскакивает молния?
4.Может ли возникнуть молния между облаками и Землей? Объясните.
Преподаватель__________________________
Рассмотрено методической комиссией « 27 » ноября 2012 г. Председатель ___________ | Экзаменационный билет № 6 По ____физике______ Группа________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УР ___________В.С.Антонова « » декабря 2012г. |
1.Сила трения. скольжения. Сила упругости. Закон Гука.
2. Экспериментальное задание по теме «Магнитное поле»: наблюдение взаимодействия
постоянного магнита и катушки с током (или обнаружение магнитного поля проводника с
током при помощи магнитной стрелки).
3. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание опыта. Задания на
определение (или формулировку) гипотезы опыта. Условий его проведения и выводов.
Огонь из «ничего»
Возьмем толстостенный сосуд, сделанный из оргстекла. Сосуд имеет диаметр порядка 40 мм и высоту около 160 мм. Вблизи дна сосуда имеется плотно закрывающееся отверстие. Внутри сосуда может перемещаться хорошо пригнанный к стенкам поршень с ручкой. Положим на дно цилиндра смоченный эфиром кусочек ваты и быстро опустим поршень вниз. Сквозь стенки прозрачного сосуда мы видим ярко вспыхнувшее пламя. Нагревание воздуха при быстром сжатии нашло применение в двигателях Дизеля. В цилиндр двигателя засасывается атмосферный воздух, и в тот момент, когда наступает его максимальное сжатие, туда вспрыскивается жидкое топливо. К этому моменту температура воздуха так велика, что горючее самовоспламеняется. Двигатели Дизеля имеют больший коэффициент полезного действия, чем обычные, но более сложны в изготовлении и эксплуатации. Сейчас все большее количество автомобилей снабжается двигателями Дизеля.
Ответьте на вопросы:
1 .Почему опыт не удается, если воздух в цилиндре сжимать медленно?
2.Почему для проведения опыта берется именно эфир?
3.Какой из двигателей: карбюраторный двигатель внутреннего сгорания или двигатель
Дизеля более экономичный?
4.Почему у двигателей Дизеля больше КПД, чем у карбюраторных двигателей?
Преподаватель____________________
Рассмотрено методической комиссией « 27 » ноября 2012г. Председатель ___________ | Экзаменационный билет № 5 По ____физике______ Группа________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УР ___________В.С.Антонова « » декабря 2012г. |
1.Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. 2.Качественные задачи по теме «Электростатика».
Как направлен вектор напряженности электростатического поля, созданного двумя одинаковыми по модулю, но противоположными по знаку зарядами в точке А, одинаково удаленной от зарядов. Как направлен вектор напряженности электростатического поля, созданного двумя одинаковыми отрицательными зарядами, в точке В, одинаково удаленной от зарядов.
3. Текст по теме «Ядерная физика», содержащий информацию о влиянии радиации на живые организмы или воздействии ядерной энергетики на окружающую среду. Задания на понимание основных принципов радиационной безопасности.