Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

В настоящее время большинством исследователей признается существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: естественнонаучной культуры, включающей науки о природе, технику и т.п., и гуманитарной культуры, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека.

Так английский писатель Чарльз Сноу (в работе «Две культуры», 1959 г.) указывает, что научно-техническое и художественно-гуманитарное знание имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры, представители, которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая, по его мнению, является излишне специализированной, не дающей людям возможность получить подлинно всестороннее образование

Существуют немалые различия между естественнонаучным и гуманитарным познанием.

Они связаны с различием в традициях, целях и методах естествознания и гуманитарного знания.

Разделение культуры на гуманитарную и естественнонаучную во многом обусловлено существованием двух основных способов процесса мышления, которые имеют физиологическую природу. Как известно, мозг человека асимметричен: правое его полушарие отвечает за образный интуитивный тип мышления, а левое - за логический тип. Преобладание того или иного типа мышления часто определяет склонность человека либо к рациональному, либо к художественному восприятию мира.

Табл.1

Критерии различия гуманитарного и естественнонаучного знания

Критерии различения Естественные науки Гуманитарные науки
Объект исследования Природа (повторяющиеся, универсальные процессы в природе)   Человек, общество (социальные конкретные и уникальные явления, вероятность повторного появления которых мала: поступки людей, их целевые ориентиры и ценностные убеждения.)
Характер объекта исследования Материальный, относительно устойчивый Больше идеальный, чем материальный; относительно изменчивый
Ведущая функция Объяснение (истины доказываются), оперируют «понятиями» Понимание (истины истолковываются), оперируют «ценностями»
Цель описать и объяснить свой объект, изучить природу для ее покорения прежде всего понять свой объект, изучить человека и его мир
Взаимоотношения субъекта и объекта познания Строго разделены основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы) при преимущественном внимании, уделяемом объекту Частично совпадают имеют отношение, прежде всего, к самому субъекту.
методы познания рациональный эмоциональный (интуитивный, образный)
Отношение к идеологии Идеологический нейтралитет Идеологическая нагруженность
Применение экспериментальных методов Составляет основу методологии Затруднено
Количественно-качествен-ные характеристики Преобладание количественных оценок Преобладание качественных оценок
Язык Специальный научный язык для максимально точного и однозначного выражения полученного знания. нестрогий образный язык
Антропоцентризм Изгоняется Неизбежен
Характер методологии Обобщающий (Генерализирующий) Индивидуализирующий
Влияние ценностей Малозаметно, неявно   Существенно, открыто  


Несмотря на различия естественнонаучной и гуманитарной культур, они неразрывно связаны между собой:

  1. сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связано;
  2. оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;
  3. имеется целый ряд пограничных проблем;
  4. естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естествознание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные подтверждающие истинность теории
  5. с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.

В последние годы под влиянием достижений научно-технического прогресса и такого нового общенаучного метода исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла.

Естественнонаучные методы познания все в большей мере проникают в общественные и гуманитарные науки. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для определения хронологии, уточнения исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов и др. Широко применяются естественнонаучные методы и принципы в психологии. Без методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. В свою очередь, естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания.

Так, например, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработке информационных средств естествознания. Все большее значение также приобретают совместные разработки естественников и гуманитариев в сфере этических и правовых проблем науки.

Новые перспективы интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации - синергетики.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Наши рекомендации