Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
В настоящее время большинством исследователей признается существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: естественнонаучной культуры, включающей науки о природе, технику и т.п., и гуманитарной культуры, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека.
Так английский писатель Чарльз Сноу (в работе «Две культуры», 1959 г.) указывает, что научно-техническое и художественно-гуманитарное знание имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры, представители, которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая, по его мнению, является излишне специализированной, не дающей людям возможность получить подлинно всестороннее образование
Существуют немалые различия между естественнонаучным и гуманитарным познанием.
Они связаны с различием в традициях, целях и методах естествознания и гуманитарного знания.
Разделение культуры на гуманитарную и естественнонаучную во многом обусловлено существованием двух основных способов процесса мышления, которые имеют физиологическую природу. Как известно, мозг человека асимметричен: правое его полушарие отвечает за образный интуитивный тип мышления, а левое - за логический тип. Преобладание того или иного типа мышления часто определяет склонность человека либо к рациональному, либо к художественному восприятию мира.
Табл.1
Критерии различия гуманитарного и естественнонаучного знания
Критерии различения | Естественные науки | Гуманитарные науки |
Объект исследования | Природа (повторяющиеся, универсальные процессы в природе) | Человек, общество (социальные конкретные и уникальные явления, вероятность повторного появления которых мала: поступки людей, их целевые ориентиры и ценностные убеждения.) |
Характер объекта исследования | Материальный, относительно устойчивый | Больше идеальный, чем материальный; относительно изменчивый |
Ведущая функция | Объяснение (истины доказываются), оперируют «понятиями» | Понимание (истины истолковываются), оперируют «ценностями» |
Цель | описать и объяснить свой объект, изучить природу для ее покорения | прежде всего понять свой объект, изучить человека и его мир |
Взаимоотношения субъекта и объекта познания | Строго разделены основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы) при преимущественном внимании, уделяемом объекту | Частично совпадают имеют отношение, прежде всего, к самому субъекту. |
методы познания | рациональный | эмоциональный (интуитивный, образный) |
Отношение к идеологии | Идеологический нейтралитет | Идеологическая нагруженность |
Применение экспериментальных методов | Составляет основу методологии | Затруднено |
Количественно-качествен-ные характеристики | Преобладание количественных оценок | Преобладание качественных оценок |
Язык | Специальный научный язык для максимально точного и однозначного выражения полученного знания. | нестрогий образный язык |
Антропоцентризм | Изгоняется | Неизбежен |
Характер методологии | Обобщающий (Генерализирующий) | Индивидуализирующий |
Влияние ценностей | Малозаметно, неявно | Существенно, открыто |
Несмотря на различия естественнонаучной и гуманитарной культур, они неразрывно связаны между собой:
- сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связано;
- оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;
- имеется целый ряд пограничных проблем;
- естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естествознание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные подтверждающие истинность теории
- с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.
В последние годы под влиянием достижений научно-технического прогресса и такого нового общенаучного метода исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла.
Естественнонаучные методы познания все в большей мере проникают в общественные и гуманитарные науки. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для определения хронологии, уточнения исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов и др. Широко применяются естественнонаучные методы и принципы в психологии. Без методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. В свою очередь, естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания.
Так, например, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработке информационных средств естествознания. Все большее значение также приобретают совместные разработки естественников и гуманитариев в сфере этических и правовых проблем науки.
Новые перспективы интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации - синергетики.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ